Статья «Как помочь ребенку учиться. Развитие школьной мотивации»
Как помочь ребенку учиться. Развитие школьной мотивации.
Зачем нужно ходить в школу.
Зачем ты ходишь в школу? Тебе нравится в школе? Что тебе нравится в школе? На эти вопросы дети отвечают по-разному. Для одних детей важно узнать что-то новое, другим интересно общаться с одноклассниками и учителем, третьим нравится ощущать себя в новой социальной роли – роли ученика, чувствовать себя старше, взрослее.
Мотив (причина) – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ребенка к ней.
Учение всегда захватывает эмоциональную сферу ученика. Эмоции тесно связаны с мотивами ребенка и выражают возможность реализации ребенком имеющихся у него мотивов и постоянных целей.
Виды эмоций в учении бывают положительные: радость, удовлетворение, уверенность, гордость, достоинство, удивление, конструктивное сомнение; и отрицательные: страх, обида, досада, скука, беспокойство, унижение и др.
Дети учатся, делают успехи и, увы, промахи. Успехи, конечно, радуют как детей, так и родителей (положительные эмоции), а вот промахи… Как воспринимать кажущиеся трагическими неудачи детей в учебе, поведении, чтобы не закрепить негативные эмоции у ученика?
Не стоит спрашивать с порога: «Что ты сегодня получил?» вместо «Что сегодня было интересного в школе?», так как ориентация на оценку приводит к тому, что родители ругают ребенка за плохую оценку, не пытаясь разобраться в ее причинах, и готовы, скорее, наказать ребенка, чем помочь ему.
Нередко при неудачах детей в школе родители исходят из «презумпции виновности»: не разбираясь, не вникая в ситуацию, считают ребенка виноватыми. Это приводит к снижению самооценки, а в результате – ко все новым неудачам.
Дети чрезвычайно склонны к обобщению своих неудач, и своих успехов. «Раз это не выходит, то, значит, и ни в чем другом ничего не выйдет». И наоборот: «Если это получилось, то и все остальное получится». Первое из этих представлений необходимо опровергнуть, второе – поддержать.
Итак, позицию родителей, предохраняющую от появления «хронической неуспешности», можно сформулировать примерно так: «Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра. Ведь с другими трудностями ты же хорошо справляешься!». Но позиция эта должна проявляться не только в словах, а во всем поведении родителей. В доброжелательном внимании к успехам. В спокойном отношении к неудачам: «Не вышло? Ничего, завтра попробуешь еще раз, и у тебя обязательно выйдет».
Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребенок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.
Ребенка необходимо научить настраивать себя на ежедневное открытие чего–то нового, на улучшение собственных рекордов. Успех должен измеряться не достижениями товарищей, а ощущением собственного роста.
Подлинной причиной отрицательного отношения школьников к учению нередко является отсутствие умения учиться. В широком смысле умение учиться включает в себя две стороны: что знает ученик (знание) и как он умеет учиться к настоящему времени (учебная деятельность).
В течение первого года, надо научить ребенка выполнять задание быстро, четко, не отвлекаясь. Иначе он может навсегда возненавидеть само понятие «урок».
Если ребенок не умеет собраться и сосредоточиться, если смотрит в окно вместо того, чтобы писать палочки, нужно создать рабочие условия: ребенка ничто не должно отвлекать от дела. Ему трудно быть усидчивым, если во время его занятий взрослые смотрят телевизор, слушают музыку или громко разговаривают. Многое зависит от настроя детей и от того, как они подготовили свое рабочее место. Если ребенок не приготовил заранее все необходимое, то он постоянно будет отвлекаться: надо заточить карандаш, достать тетрадь, учебник и т.д. В результате ребенок затрачивает время в пустую, а то и оставляет дело незавершенным. (Родителям необходимо помнить, что контроль над учебной деятельностью должен быть постоянным).
Навыки, которые нужно вырабатывать
у систематически занимающихся детей.
В одно и то же время, на одном и том же месте. Это общеизвестная истина. Место для занятий должно быть специально оборудовано, помогать сосредоточиться. Нужно согласовать с ребенком время, когда он будет садиться работать, своеобразный «ЧАС УЧЕНИЯ», который можно изменять только в исключительных случаях – так же, как и время сна или принятия пищи. В этом случае весь организм будет готовиться к умственной работе.
Деление материала по степени сложности. Предложите ребенку разделить все, что он должен сделать, на три степени сложности:
- умею сам;
- скажи, как, и я сделаю сам;
- мне требуется помощь все время.
Прекрасный вид работы с ребенком, начинающим обучения, - прием «научи меня», с помощью которого он будет стремиться понять что-то самостоятельно. Попросите ребенка объяснить вам, что надо сделать. Не следует объяснять за него и упрощать формулировку задания. Раз он ходит в школу, слушает учителя, работает на уроках – значит, он знает лучше. Поэтому пусть объяснит.
Поддержание временного режима и поощрение за своевременность. Важным навыком является умение укладываться во время, необходимое для выполнения конкретной работы. Используйте песочные часы, таймеры, секундомеры, даже обыкновенный будильник. Научите ребенка тому, что ВРЕМЯ ИДЕТ и мы этим пользуемся по-разному.
Покажите ребенку, что значительно выгоднее решать проблему как задачу. Можно назначить минимальное время и в результате наградить самого себя за свое умение концентрироваться.
Пример. Решаю задачу три минуты, засекаю время и работаю. Когда закончу – выпью сок или съем что-нибудь вкусненькое, посмотрю в окно, попрыгаю под музыку.
Большое количество времени поглощает мнимая деятельность: подготовка, перекладывание, верчение. Ребенок сам должен испытать это двойное удовлетворение: от того, что сумел так быстро что-то сделать, и от того, что сэкономил столько времени. За это его можно чем-нибудь поощрить (наклейкой, поцелуем, сладостями, словами восхищения…).
Лучше мало и часто, чем долго и редко. Это прекрасное правило часто забывается. Память работает лучше, выученное припоминается быстрее, если учить понемногу. Многочасовое просиживание над уроками и монотонная зубрежка – просто игра, самообман, самоуспокоение, принесение себя в жертву. Никто ведь потом не спросит, как ты учился. Всех будет интересовать, что ты умеешь. Даже самому способному ребенку потребуется повторение, потому что понимание еще не означает умение и владение конкретной информацией. Вырабатывайте навыки обучения короткими, но очень интенсивными мини-сессиями, с четко обозначенными началом и концом, с ясно сформулированной целью. Например, сейчас я это прочитаю, сейчас мы это прослушаем, сейчас мы это напишем…
Памятка «Садимся за уроки».
От интересного - к обязательному, таков путь развития у детей умения управлять собой. Не хочу, но сделаю, чтоб достичь желаемого, - вот мотив, который заставляет детей проявлять настойчивость, усидчивость. Пусть ребенок из наших уст слышит: «Это не интересно, но нужно»; «Это трудно, но выполнимо, если очень постараться».