Методическая разработка урока физики в9 классе на тему: Мощность спортсмена.
Методическая разработка урока физики в 9 классе на тему: Мощность спортсмена.
Московских Г.Г., учитель физики.
Училище олимпийского резерва №1
гор. Екатеринбург. **
Подготовка к уроку: На соревнованиях по легкой атлетике была сделана видеосъемка бега двух спортсменок, учениц 9-го класса Ани и Наташи.
Видеосюжеты размещают в пять ноутбуков ( по количеству команд, на которые делится класс).
Учитель: Сегодня на уроке мы повторим некоторые основные понятия раздела физики «Механика». Давайте вспомним определения таких понятий как материальная точка, механическое движение, равномерное движение и движение с переменной скоростью.
Вспомним формулы скорости, перемещения, ускорения при равноускоренном движении.
Мы будем использовать их в решении задач.
На этом уроке при решении задач воспользуемся спортивным материалом, полученным на Региональных соревнованиях по легкой атлетике в мае месяце 2012года. В этих соревнованиях принимали участие ваши одноклассницы Аня и Наташа. На примере их бега мы и будем решать задачи.
З А Д А Ч А для команды №1
С помощью секундомера измерьте время бега спортсменки Корниенко Ани от старта до первого барьера.
Рассчитайте мощность, развиваемую спортсменкой на этом участке дистанции по формуле:
N=13 EMBED Equation.3 1415,
Где:
m = 50 кг - масса спортсменки;
S =13 м - длина дистанции;
·
· =____ с – время (измеряем секундомером);
N - мощность спортсменки, Вт (вычисляем по формуле):
N=
Ответ вносим в таблицу (на обороте).
З А Д А Ч А для команды №4
Измерьте с помощью секундомера время прохождения спортсменкой Севрюгиной Наташей виража при беге на 400м. Рассчитайте мощность, развиваемую спортсменкой на участке по формуле:
N=13 EMBED Equation.3 1415,
Где:
m= 43 кг - масса спортсменки;
S = 50 м - длина виража;
·
·= _____- c – время (измеряется секундомером).
N - мощность спортсменки, Вт (вычисляем по формуле):
N=
З А Д А Ч А для команды №2
С помощью секундомера измерьте время бега спортсменки Корниенко Ани от атаки на первый барьер до схода с последнего барьера.
Рассчитайте мощность, развиваемую спортсменкой на этом участке дистанции по формуле:
N=13 EMBED Equation.3 1415,
Где:
m= 50 кг - масса спортсменки;
S = 34 м - длина дистанции;
·
· =____ с – время (измеряем секундомером);
N - мощность спортсменки, Вт (вычисляем по формуле):
N=
Ответ вносим в таблицу (на обороте).
З А Д А Ч А для команды №5
Измерьте с помощью секундомера время прохождения спортсменкой Севрюгиной Наташей финишной прямой при беге на 400м. Рассчитайте мощность, развиваемую спортсменкой на участке по формуле:
N=13 EMBED Equation.3 1415,
Где:
m= 43 кг - масса спортсменки;
S = 50 м - длина финишной прямой;
·
·= _____- c – время (измеряется секундомером).
N - мощность спортсменки, Вт (вычисляем по формуле):
N=
Ответ вносим в таблицу (на обороте).
З А Д А Ч А для команды №3
С помощью секундомера измерьте время бега спортсменки Корниенко Ани от схода с последнего барьера до линии финиша.
Рассчитайте мощность, развиваемую спортсменкой на этом участке дистанции по формуле:
N=13 EMBED Equation.3 1415,
Где:
m= 50 кг - масса спортсменки;
S = 13 м - длина дистанции;
·
· =____ с – время (измеряем секундомером);
N - мощность спортсменки, Вт (вычисляем по формуле):
N=
Ответ вносим в таблицу (на обороте).
Учащиеся просматривают на экранах ноутбуков видеосюжеты, на которых снят бег Ани на 60 м с барьерами и бег Наташи на 400м (гладкий), производят измерение времени, решают задачи, заполняют таблицу:
_Имя спортсменки
№ задачи
Отрезок дистанции
Мощность спортсменки
N, Вт
Средняя скорость спортсменки
V , м/с
АНЯ
1
старт
2
барьеры
3
финиш
НАТАША
4
стартовый
вираж
5
финишная
прямая
Учитель: Проанализируем полученные результаты.
- На каком участке дистанции 60 м с барьерами мощность спортсменки наименьшая? Наибольшая?
- На каком участке дистанции 400 м (гладкий бег) мощность спортсменки наименьшая? Наибольшая?
- Сравните мощности, развиваемые мышцами спортсменок, пробегающих сверхкороткую дистанцию, но с барьерами и среднюю гладкую.
- Сравните средние скорости спортсменок на своих дистанциях.
- С работой какого движущегося средства можно сравнить по мощности работу спортсменок?
Учитель: Ваши одноклассницы Аня и Наташа в соревнованиях, на которых мы сняли их бег, заняли первые места. Достичь таких высоких результатов они смогли, настойчиво и упорно тренируясь. На тренировках легкоатлетов отрабатывается и умение брать старт, не теряя ни одной доли секунды. Иногда слишком быстрая реакция бегуна на сигнал стартера может навредить спортсмену – он совершает фальстарт и снимается с соревнований.
Коля подготовил для нас сообщение, что такое «фальстарт».*
Ученик: Фальстарт в легкой атлетике - начало движения атлета ранее выстрела стартового пистолета. Согласно соревновательным правилам фальстартом считается начало движения спортсмена из стартовой позиции, которую он занимал по сигналу «Внимание» (на международных соревнованиях английской команды «set») ранее 100 миллисекунд после выстрела стартового пистолета. В видах легкоатлетического спринта, где правилами обусловлен старт со стартовых колодок, время начала движения регистрируется при помощи признанного ИААФ оборудования системы регистрации фальстарта. Эта система применяется на легкоатлетических соревнованиях с 1979 года. Она включает в себя стартовые колодки с датчиками, фиксирующими давление ног атлетов; колодки соединены с таймером , который фиксирует временные промежутки между выстрелом и началом отталкивания (срабатывания датчиков). В 21 веке стали применять систему автоматического отзыва атлетов, стартовавших при фальстарте. Эта система сама подает звуковой сигнал, аналогичный по смыслу второму выстрелу, который подавал прежде судья-стартер. По новым правилам ИААФ спортсмен, стартовавший при фальстарте, снимается с соревнований.
Учитель: Теперь, когда мы знаем, что такое фальстарт, мы по фотографиям можем представить данную ситуацию. Представили? Ответьте на вопрос: какие физические явления мы при этом наблюдаем? Запишите в тетради названия этих явлений.
Давайте дадим понятия этих явлений и вспомним законы, которым они подчиняются.
Ученики: отвечают на вопрос учителя.
Учитель: Для того, чтобы достичь высоких результатов, необходимо много, упорно, настойчиво и грамотно тренироваться. Такой процесс осуществим только под руководством тренеров. В нашем училище, которое в 2011 году отметило 40-летний юбилей, легкоатлетов тренировали высококвалифицированные тренеры: Воронцов Олег Владимирович, Аверин Владимир Петрович, Малков Павел Васильевич. Это под их руководством достигли высоких результатов легкоатлеты Олеся Красномовец, Ольга Котлярова, Екатерина Бикерт, Наталья Хрущелева и многие другие.
Заканчивая урок, благодарю всех учащихся класса за работу и прошу сдать заполненные на уроке таблицы.
Урок можно проводить в качестве обобщающего после изучения темы: «Законы взаимодействия и движения тел».
*- материал взят из Википедии.
**- Статья напечатана в электронном варианте на сайте фестиваля «Открытый урок» в газете «1сентября». Сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , 2013 год.