Школьные традиции и их использование в воспитании гуманности учащихся
Школьные традиции и их использование
в воспитании гуманности учащихся
«Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитывать традиции, сохранять их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы». А.С. Макаренко не только дал определение понятию «традиция», но и вскрыл воспитательную сущность традиции детского коллектива. В его произведениях в художественно обобщенном виде показывается проникновение традиций в практику воспитательной работы с детьми. Попытки А.С. Макаренко теоретически осмыслить это понятие привели к заключению, что под традициями следует понимать положения и привычки, принимаемые сознательным уважением к опыту старших поколений, к великому авторитету целого коллектива, живущего во времени.
Школьная практика показывает, что традиция в своем становлении и развитии проходит определенные этапы. Для ее зарождения необходимо стимулирующее действие, чаще всего удачно проведенное мероприятие, посвященное важному событию в жизни страны или школы, интересное начинание, нетипичная и вместе с тем увлекательная форма работы. Каждое из этих положительных явлений может послужить началом для дальнейшего развертывания работы по формированию традиции, если оно вызывает всеобщий интерес и внимание учащихся, выражает волю и желание большинства членов коллектива повторить его, принять в нем непосредственное участие.
Затем начинается более сложный процесс развития традиции – творческий поиск интересных и оригинальных форм работы. Наиболее удачные и полезные из них подхватываются большинством, разрабатываются и как достояние самих детей успешнее приживаются в школе. В дальнейшем эти установившиеся формы коллективной деятельности, нравственные нормы и правила проведения в силу повторяемости становятся общепринятыми, привычными, «узакониваются» общественным мнением и прочно закрепляются.
Наиболее важной особенностью школьных традиций является их общественно-политическая и идейно-нравственная направленность. Являясь важным звеном во всей системе воспитания, общественно-политические, трудовые, военно-патриотические, интернациональные, гуманистические традиции оказывают благотворное влияние на формирование у школьников идейно-нравственных убеждений, воспитание гуманистических черт характера, гражданских чувств. Пронизанные глубокой идейностью, гуманизмом и оптимизмом, они способствуют закреплению тех нравственных идеалов, которые формируются у молодежи в ходе изучения основ наук.
Общественная направленность школьных традиций обеспечивается их тесной связью с традициями народа, воплотившими в себе все лучшее, передовое, героическое. В единстве поколений, преемственности и продолжении молодой сменой боевых и трудовых традиций нашего народа заключается жизненность и долговечность традиций, выражается доверие и уважение новой смены к опыту старших, к тому, что сделали они как носители традиций. Эта близость, контакты и связи четко прослеживаются в проведении всенародных праздников, субботников, во многих школьных трудовых традициях, заимствованных от старших поколений и перенесенных в практику школ.
Школьным традициям свойственны также различного рода игровые, конкурсные элементы, спортивные соревнования и состязания. В этой особенности детских традиций заложены большие возможности роста инициативы, самодеятельности, массовой активности ребят. В конкурсно-игровой деятельности, устраняющей скованность и принужденность, полнее выявляются интересы и наклонности учащихся, закрепляются умения и навыки, приобретается опыт, быстрее идет процесс обогащения знаниями, как интеллектуальными, так и морально-этическими.
Таким образом, идейно-политическое и гуманистическое содержание, тесная связь с традициями советского народа, нравственная, эстетическая, и познавательная направленность, внешняя оформленность и эмоциональная насыщенность – все это отражает специфику и характерные свойства школьных традиций.
Несмотря на разнообразие общешкольных традиций, педагогическая направленность у них одна: воспитывать у учащихся любовь к родной школе, стремление приумножать хорошими делами и отличной учебой славу и честь.