Конспект урока по марийскому языку на тему Золотая осень (4 класс)
Министерство образования и науки Республики Марий Эл
Отдел образования администрации муниципального образования
«Звениговский муниципальный район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Красногорская средняя общеобразовательная школа №2»
План – конспект
урока по марийскому языку в 4 классе
«Золотая осень»
Составила:
учитель марийского языка первой квалификационной категории
Трофимова Алевтина Львовна
пгт. Красногорский, 2015 г.
Паспорт урока
ФИО
Трофимова Алевтина Львовна
Место работы
МОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа №2» Звениговского района Республики Марий Эл
Должность
Учитель марийского языка
Предмет
Марийский (государственный) язык
Класс
4
Тема и номер урока в теме
«Золотая осень», 1 урок
Базовый учебник
Крылова Г.С. Марийский язык: Учебник для 4 класса. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003. – 208 с.
Цель урока: активизация употребления тематического лексико-грамматического материала в различных видах речевой деятельности на основе диалога культур (марийского и русского языка).
Задачи урока:
образовательные: познакомить с новыми словами по теме «Осень» и повторить изученные, создать условия для практического применения данной лексики и закрепления её в речи; для отработки первичных навыков сравнительного анализа стихотворения (образ, олицетворение);
развивающие: совершенствовать основные виды речевой деятельности: говорение, письмо, аудирование, чтение; развивать логическую и эмоциональную сферу обучающихся, их учебную самостоятельность, навыки сотрудничества, поддерживать интерес к изучению марийского языка в контексте диалога культур;
воспитывающие: воспитывать любовь к родному языку, к родной природе, к родному краю, к России; учить детей видеть прекрасное;
медиаобразовательные: развивать умение поиска информации в различных источниках, её обработку и использования.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы: проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Частные методы и приёмы: беседа, рассказ, работа с текстом, презентация, иллюстративный материал, словесное рисование, хоровое чтение, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад).
Планируемый результат:
Предметные:
- освоение нового лексического материала и применение ранее изученной лексики данной тематической группы;
- умение различать части речи (прилагательные, глагол) и правильно употреблять их в языковой практике;
- овладение первоначальными навыками сопоставления стихотворений (оригинал и перевод);
- умение видеть языковые средства, использованные авторами.
Метапредметные:
Регулятивные:
- способность самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- умение высказывать своё мнение, учиться работать по предложенному учителем плану;
- определение степени успешности своей деятельности на уроке.
Познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разных источниках; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: умение воспринимать красоту природы; чувствовать выразительность художественного слова; формирование гражданской идентичности, воспитание любви к малой родине и Отечеству.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство.
Оборудование: компьютерное и мультимедийное оборудование, проектор, четыре ноутбука, презентация, видео, раздаточный и иллюстративный материал.
Современные технологии: проблемно-диалогическое обучение, технология активных методов обучения, технология сотрудничества, технология развития критического мышления, технология оценивания учебных успехов, технология исследовательской деятельности.
Ход урока:
Организация начала урока. Формулирование темы и целей урока.
Учитель входит в костюме осени.
У: Салам лийже, йоча-влак!
Д: Салам лийже!
У: Шичса.
У: Те мыйым пален налда? Пален налда гын, мый денем туштылан вашмут дене саламлалтса. Здравствуйте, дети! Вы узнали, в каком я образе? Если узнали, поприветствуйте меня ответом на загадку: Умымашым мый кондем,
Пасум уэш мый Ўдем,
Кайыкым шокшо элыш колтем,
ПушеUге-влакым кудашам,
Лач пЎнчым, кожым мый ом тЎк—.
Мый (шыже хором) улам.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек.
Я - .
У: Йоча-влак, таче урокын темыже могай? Те тогдайышда? Ребята, вы догадались, что тема нашего сегодняшнего урока
Д: Шыже, осень.
У: А к— урокын цельжым формулироватлаш полша? Мый тыланда полыш-мутым пуэм: шарналтена, пален налына. А кто поможет сформулировать цели урока? Предлагаю вам подсказку: вспомним, узнаем.
Д: Таче урокышто ме шыже нерген мут-влакым шарналтена. Мы сегодня на уроке вспомним слова про осень.
Д: Тиде теме дене у мут-влакым, калык пале-влакым пален налына. Узнаем новые слова по данной теме.
Мотивация учебной деятельности.
У: Таче ме шыже деке унала каена. Кок тЎшка– «Пызле» да «Куэ» - шыжымсе чодырашке унала каяш ямде улыт. Корно мучко те лышташым погаш тЎUалыда, но нуным сулен налман. А урок мучаште ме иктешлена. Шыже – пеш мотор, чевер пагыт. Айста шыже пЎртЎсым ончалына да «шыже» шомаклан пале мутым келыштарена. У нас сегодня путешествие в осень. Две команды – «Рябинка» и «Берёзка» - готовы отправиться в путь по осеннему лесу. По пути вы будете собирать листочки, но их нужно заработать. А в конце урока мы подведём итог. Осень – очень красивое, яркое время года. Давайте полюбуемся ею и подберём прилагательные к слову «осень».
Видеозаставка «Осень».
Актуализация опорных знаний.
У: Могай шыжым ужда? Могай пале мутым муда? Какую осень вы увидели? Какие прилагательные можно подобрать?
Д: Мотор шыже (красивая осень), шЎлыкан шыже (грустная осень), ковыра шыже (нарядная осень), тЎрл— тЎсан шыже (разноцветная осень), оUай шыже (удивительная осень), юзо шыже (волшебная осень).
Изучение нового материала. Работа в группах.
Составление народных примет осени.
У: Йоча-влак, тендан ончылно картычке дене конверт кия. Айста нунын дене пашам ыштена. «Куэ» тЎшка шке картычкыжым ончыкта, «Пызле» тЎшка тушто мом ужеш каласа, умбакыже м—Uгешла. А вара ме шыже нерген калык палым пален налына. У вас на столах конверты с фотографиями осенней природы. Рассмотрите их и назовите, что вы видите.
Д: Куэ. Берёза.
Д: Куэ. Берёза.
У: Кузе шонеда, куэ тЎU гыч саргая гын, шыже могай лиеш? Как вы думаете, если берёза начинает желтеть снизу, то какой будет осень?
Д: Куэ тЎU гыч саргая – шыже кужу лиеш.
Если берёза начинает желтеть снизу, то это к долгой осени. (дети высказывают свои предположения, а потом читают правильный вариант со слайда).
Д: Пызлыгичке. Ягоды рябины.
Д: Пызлыгичке. Ягоды рябины.
У: Шуко пызлыгичке могай шыжылан, кузе шонеда? Как вы считаете, к какой осени на рябине много ягод?
Д: Пызлыгичке шуко – йЎран шыжылан.
Если на рябине много ягод, то осень будет дождливая.
Д: Турня-влак. Журавли.
Д: Турня-влак. Журавли.
У: Турня-влак Ўлычын чоUештыме дене ме шыжымсе игечым палемден кертына мо? Можно ли определить погоду осенью по тому, как летят журавли (низко или высоко)?
Д: Турня-влак Ўлычын чоUештат – начар игечым вучо.
Журавли летят низко – жди плохой погоды.
Д: Лышташ велмаш. Листопад.
Д: Лышташ велмаш. Листопад.
У: Шыжым лышташ рЎж йога гын, могай телылан, кузе шонеда? Скажите, осенний дружный листопад к какой зиме?
Д: Шыжым лышташ рЎж йога – йЎшт— телылан.
Осенний дружный листопад – к холодной зиме.
Физкультминутка «Листопад».
У: Йоча-влак, айста чылан рЎж кынелына, лышташ велмым ончалына. Ребята, давайте все дружно встанем, полюбуемся листопадом.
Листопад (семже Т.Попатенко, мутшо Е.Авдиенко)
Шыже кече ойгана,
Йырым-ваш лышташйога.
Йырым-ваш, йырым-ваш,
Йырым-ваш лышташ йога.
ЙЎшт— мардеж пуалеш,
Лышташ дене модалеш.
Модалеш, модалеш,
Лышташ дене модалеш.
1. День осенний хмурится,Листопад на улице,Листопад, листопад,Листопад на улице.
2. По дороге стелетсяЖелтая метелица,Желтая, желтая,Желтая метелица.
У: Молодец улыда, тау. Пашанам умбакыже шуэна. Молодцы, спасибо. Продолжим работу в группах.
4.2. Упражнение на активизацию словарного запаса.
У: Йоча-влак, партыште пызле лышташ кия. Лышташын шола могырыштыжо мут-влакым возымо: лышташ, пызле, турня. «Куэлан» нине шомак-влаклан пале мутым муман, а «Пызлылан» - глаголым. Ребята, у вас на партах рябиновый листочек. Слева на листочках даны слова: листья (лышташ), рябина (пызле), журавли (турня). Группа «Берёзка», подберите слова-определения, т.е. прилагательные, и запишите с правой стороны, а группа «Рябинка» - слова-действия, т.е. глаголы.
У: Лышташ могай? Какие листья?
Д: Лышташ ш—ртнь—, нарынче, нугыдо-йошкарге.
У: Лышташ мом ышта? Листья что делают?
Д: Лышташ оралга, велеш. Листья желтеют, осыпаются.
У: Пызле могай? Какая рябина?
Д: Пызле йошкарге, вичкыж. Рябина красная, тонкая.
У: Пызле мом ышта? Рябина что делает?
Д: Пызле йошкарга, лЎUгалтеш. Рябина краснеет, качается.
У: Турня-влак могай улыт? Какие журавли?
Д: Турня-влак мотор, сур улыт. Журавли красивые серые.
У: Турня-влак мом ыштат? Журавли что делают?
Д: Турня-влак йЎкланат, чоUештат. Журавли курлычут, улетают.
У: Мыйын пашам ден таUастарыза. Сравните с моим вариантом.
Проверка усвоения знаний и домашнего задания.
У: Ребята, вот это наш рябиновый листочек – ключ к пониманию замечательного стихотворения великого русского поэта С.Есенина. Тудо шыжым пеш й—ратен, тудын фамилийжат шыже семын йоUга. Он очень любил осень, и даже фамилия у него осенняя. М—Uгышт— Есенинын фамилийже кушеч лекмым пален налман ыле. Мом пален налын улыда? Дома нужно было узнать происхождение фамилии Есенин. Что вы узнали?
Д: Есенинын фамилийже «есеня» мут гыч лектын (тыге Рязанщиныште шыжым лЎмденыт). Фамилия «Есенин» произошла от слова «есеня» (так называли на Рязанщине осень).
Д: Церковнославянский йылмыштат есень – тиде шыже. И в церковнославянском языке есень – это осень.
У: Марий йылмышке тудын почеламутлажым кумдан палыме марий поэт Валентин Колумб кусарен. А перевёл это стихотворение на марийский язык известный марийский поэт В.Колумб.
Представление исследовательского проекта.
У: Тендан кок пырля тунемшыда индивидуальный м—Uгыс— пашам налыныт ыле: кок поэт, Сергей Есенин да Валентин Колумб нерген шымлыме пашам эртараш. Нунын икгайлыкышт шуко улмаш. Двое ваших одноклассников получили индивидуальное домашнее задание: разработать исследовательский проект о двух поэтах, о Сергее Есенине и Валентине Колумбе. Оказывается, у них много общего. Давайте перенесёмся на несколько минут в село Константиново Рязанской губернии и в деревню МызэUер Моркинского района Марийской республики.
Д1: Сергей Александрович Есенин 3 октябрьыште ик тЎжем кандашшЎд— индешле визымше ийыште Рязанский губернийыште Константиново селаште шочын. Серге
·й Алекса
·ндрович Есе
·нин родился [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] года в селе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Рязанской губернии.
Д2: Валентин Христофорович Колумб кумшо майыште ик тЎжем индешшЎд— кумло визымше ийыште Марий республик Морко район МызэUер ялеш шочын. Валенти
·н Христофо
·рович Колу
·мб родился [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в д.МызэUер Моркинского района Марийской республике.
Д1: Кок тЎжем латвизымше ий кок поэтланат лЎмгечан. Сергей Есенинлан кумшо октябрьыште шЎд— коло ий темын, а Валентин Колумблан кумшо майыште – кандашле ий. Для обоих поэтов 2015 год юбилейный. Сергею Есенину 3 октября исполнилось 120 лет, а Валентину Колумбу 3 мая – 80 лет.
Д2: Кок поэтымат ялысе йоча пагыт нерген шарнымаш лишемда. Их роднят, сближают воспоминания о деревенском детстве.
Д1: Сергей Есенинынат, Валентин Колумбынат ача-авашт кресаньык лийыныт, пашам й—ратеныт, да шке эргыштым паша деке шЎмаUденыт. Родители Сергея Есенина и Валентина Колумба были крестьянами, людьми трудолюбивыми и воспитали привычку к труду в своих сыновьях.
Д2: Кок поэтге почеламутым возаш ондак тЎUалыныт – 14-15 ияш. Нунын поэзийыштышт ик эн тЎU темыже пЎртЎс, шочмо мланде лийын. Стихи оба поэта начали писать рано – в 14-15 лет. Одной из главных тем их поэзии была природа, родная земля.
Д1: Сергей Есенинын, Валентин Колумбын поэзийышт Ўмыраш. Их поэзия бессмертна.
Работа с текстом.
А) Выявление первичного восприятия текста.
У: Сергей Есенинын да Валентин Колумбын почеламутыштым мурыш пыштеныт. Кызыт ме тендан дене «Орэра» грузин ансамбльын мурмыштым колыштына. Те колыштса да шоналтыза, тиде произведений мо нерген? Многие стихи Сергея Есенина и В.Колумба положены на музыку, и мы с вами сейчас послушаем одно из самых осенних стихотворений С.Есенина в исполнении грузинского вокально-инструментального ансамбля «Орэра». Послушайте и подумайте о чём это произведение?
Видеоклип на песню «Отговорила роща золотая».
У: Тиде произведений мо нерген? О чём это произведение?
Д: Шыже нерген (об осени); шыже пЎртЎсын сылнылыкше нерген (о красоте осенней природы).
Б) Словесное рисование.
У: Кызыт, йоча-влак, ме пырля почеламутлан иллюстрацийым ыштена. Ноутбукдам почса, «Текст ден паша» документым муза. Каласыза, могай сЎретым, шыже образым ойырен лукташ лиеш? Сейчас мы вместе будем создавать иллюстрацию к стихотворению. Откройте ноутбуки, найдите документ «Работа с текстом» и взгляните на текст стихотворения. Скажите, какие картины, образы осени вы можете выделить?
Д: ш—ртнь— куэрла (золотая берёзовая роща); шЎлыкын чоUештыше турня-влак (печально летящие журавли); чара пасу (голая равнина); пызле – ал тулото (костёр рябины красной).
В) Работа с художественными средствами (олицетворение)
У: Кызыт «Куэ» тЎшка, С.Есенинын почеламутыштыжо олицетворенийым муэш, а «Пызле» тЎшка – В.Колумбын кусарыме текстыште. А сейчас группа «Берёзка» найдёт олицетворения в стихотворении С. Есенина, а группа «Рябинка» - в переводе В. Колумба.
Д: Ме С.Есенинын почеламутыштыжо олицетворенийым муна. Мы нашли олицетворение в тексте Сергея Есенина. Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком.
Д: А В.Колумб тыге кусарен. А у В. Колумба передано так:
Куэ лышташын пЎс— йылмыж дене
Ойлал-ойласыш ш—ртнь— чашкерла.
«Прервался разговор берёзовых листьев,
Умолкла речь золотой рощи».Д: Тыште эше олицетворений уло. А здесь ещё есть олицетворение.И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Д: А В.Колумбын кусарымыже тыге шокта. А у В. Колумба звучит так:
Эртат турня-влак шЎлыкан эрдене,
Чаманыде ниг—м да нимолан.
«Пролетают журавли печальным утром,
Не жалея ни о ком и ни о чём».У: Каласыза, В.Колумбын кусарыме текстыштыже олицетворений аралалт кодын мо? Скажите, сохранились ли есенинские олицетворения в переводе В.Колумба?
Д: В.Колумб тиде образ-влакым арален коден. В.Колумб сохраняет эти образы.
У: Кусарышын усталыкше почеламутын чын смыслжым пуэн моштымо гыч веле огыл, тыгак конкретный детальым арален кодымо гычат шога. Шке почеламутышт дене поэт-влак пуйто мыланна ойлат: ик татлан шогалза, шыже пЎртЎсын моторлыкшым йырым-ваш ончалза, тудым й—ратен моштыза, тунам те порырак да ушанрак лийыда. Талант переводчика состоит в том, чтобы точно передать не только смысл стихотворения, но и конкретные детали. Своими стихами поэты как бы говорят нам: остановитесь на мгновенье, посмотрите на окружающий нас мир красоты осенней природы, научитесь восхищаться ею, и вы станете добрее и мудрее.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
У: Кузе шонеда, ме шындыме цельыш шумо мо? Как вы считаете, мы достигли поставленной цели?
Д: Туге. Да.
У: Могай цельым шындыме ыле? Урокышто молан тунемна? Какие цели были поставлены? Чему научились на уроке?
Д:
У: Мемнан путешествийна мучашыш шуо. Мыняр лышташым погымыдам шотлен, шкендам, пашадам аклыза. Наше путешествие подошло к концу. Оцените себя, свою работу на уроке, посчитав, сколько листочков вы собрали.
У: К—м урок кумылаUден, к—лан урокышто ракат лийын, шкендан лышташдам сЎретын кЎшыл ужашышкыже пижыктыза, а к— урокышто иктаж нелылыкым шижын, Ўлыл ужашышке. А теперь, ребята, те, кто всё понял и получил удовольствие от сегодняшнего нашего урока, прикрепите свои листочки в верхней половине нашей картины. А тот, кто испытал какие-либо трудности, – в нижней половине.
Д:
Информация о домашнем задании.
У: М—Uгыс— пашам возена: шыже нерген туштым муаш; шыже пЎртЎсым сЎретлаш; шыже нерген й—ратыме почеламутым тунемаш. Давайте запишем домашнее задание: найти загадки про осень; нарисовать иллюстрацию картины осенней природы; выучить любимое стихотворение.
У: Чылалан пеш кугу тау! Чеверын! Всем спасибо за урок! До свидания!
Picture 215