Развитие инклюзивного образования в МБДОУ

Развитие инклюзивного образования в МДОУ Д/С №36
и применение его на занятиях по плаванию.



Детям с особенностями в развитии сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться в жизни они смогут в дошкольном учреждении. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность. Свою эффективность по включению «особых» детей в социум доказала работа специальной экспериментальной площадки на базе детского сада.
Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация, воспитатели и специалисты дошкольного учреждения принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов ориентированных на потребности этих детей.
Практика показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный многогранный, затрагивающий научные методологические и административные ресурсы. Воспитатели и администрация, специалисты дошкольного учреждения принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработки механизма, взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых.
Наше дошкольное учреждение на данный момент принимает детей с такими нарушениями как: ДЦП, ЗПР, нарушение опорно-двигательного аппарата. И успешно ведет индивидуальное сопровождение таких детей. С 2008 года была принята и разработана программа по индивидуальному сопровождению таких детей и в данный период успешно применяется в ДОУ. Промежуточные итоги диагностики показывают положительную динамику.



Как показывает 3-летняя практика эксперимента, для детей с особыми образовательными потребностями созданы следующие основные условия:
Специально подготовленные для работы с «особыми» детьми воспитатели и специалисты (кадровый ресурс образовательного учреждения). При этом равные возможности в получении медицинской, коррекционной, психологической поддержки в ДОУ должны быть созданы для всех воспитанников без исключения, что обычно приветствуется, как родителями «особых», так и обычных детей;
Материально-техническое оснащение и создание безбарьерной среды (кабинеты лечебной физкультуры, психомоторной коррекции комнаты для логопедических и коррекционных занятий, занятий с дефектологом, психологом, медицинский кабинет, спортивный зал, бассейн и пр.
Адаптированная образовательные программы составление специалистами, воспитателями и родителями индивидуальных планов занятий.
Необходимый раздаточный и дидактический материал занятий с детьми.
Образовательное учреждение решает следующие задачи:
Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
Обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями в развитии на этапе дошкольного обучения и воспитания;
Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического социально-трудового направлений деятельности;
Компенсация недостатков дошкольного развития.
Преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;
Постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;
Изменение общественного создания по отношению к детям с особенностями в развитии.

В МДОУ д/с №36 «Звездочка» все коррекционные мероприятия проходят комплексно: лечебная физкультура, массаж, фитотерапия, лечебное плавание. Единое коррекционно-развивающее пространство включает: психогимнастику, логоритмику, точечный массаж, пальчиковую гимнастику, ходьбу по рефлекторной дорожке, занятия на тренажерах и др. ( см. стр. 17 комплексная система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ). Все это тесно переплетается с образовательной и воспитательной деятельностью, например, на «Уроках здоровья» дети получают знания о своем теле, о профилактике заболеваний, учатся осознанному отношению к собственному здоровью. Одним из важных средств лечения и оздоровления детей с ДЦП и с нарушением опорно-двигательного аппарата в ДОУ считают гидрокинезотерапию (лечебное плавание). Благодаря плаванию у детей исчезает повышенная возбудимость, улучшается сон и аппетит, появляется бодрость и жизнерадостное настроение, а это, в свою очередь, способствует развитию эмоциональному здоровью, уверенности в себе и, как следствие, адаптации в социуме.



Цель на занятиях по плаванию: сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к занятиям на воде, способствовать укреплению физического и психического здоровья дошкольников, формировать потребность к здоровому образу жизни.
Задачи обучения плаванию дошкольников:
Приобщение детей к воде, формирование первоначальных навыков плавания и умения держаться на воде;
Содействие оздоровлению и закаливанию детей, их гармоничному физическому развитию;
Расширение круга гигиенических знаний, формирование навыков самообслуживания и личной гигиены;
Содействие всестороннему развитию и воспитанию таких положительных черт личности, как самообладание, настойчивость, решительность, взаимопомощь и т.п.
Воспитание устойчивого эмоционального положительного интереса к систематичным занятиям плаванием и потребности в регулярном пользованием водой в оздоровительных целях.
На сегодняшний день около 80% детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений опорно-двигательного аппарата. Появление плоскостопия, нарушение осанки, дефектов опорно-двигательного аппарата (ОДА) – это одна из причин неправильного развития в годы раннего детства. Одним из эффективных средств предупреждения этих нарушений является использование плавательных упражнений, направленных на общее оздоровление ребенка, правильное и своевременное развитие у него различных двигательных навыков. Плавание для детей дошкольного возраста является профилактика дефектов осанки, сколиозов, и других нарушений ОДА.
При проведении занятий по плаванию для детей с нарушениями ОДА применяются разнообразные физические нарушения:
Упражнения с элементами облегчения и отягощения;
Упражнения с усилением у бортика;
Упражнения в упоре о стенку бассейна с предметами и приспособлениями;
Упражнения способствующие мышечной релаксации и растяжению позвоночника;
Разновидности ходьбы в воде;
Спортивное плавание с имитацией спортивных стилей;
Игры подвижные и малоподвижные;
Игры с продвижением по дну бассейна.

Для коррекции и развития поведенческой и эмоциональной сфер личности ребенка – дошкольника, перечисленные виды упражнений могут в зависимости от целей и задач в комплексах упражнений при одних заболеваниях рассматриваться как специальные, при других – как профилактические, общеукрепляющие.
Воздействие на организм упражнения выполняемых в воде значительно отличается от воздействий упражнений выполняемых на суше. Особенно очевидна разница при воздействии упражнений на ОДА: сухожилия, связки, мышцы.
Занятия с детьми проводят индивидуально с учетом диагноза, в рамках основного занятия. Упражнения специально подобраны в соответствии с клиническими симптомами различных типов нарушений осанки. Для поддержания интереса к занятиям используется стандартное оборудование, а также нетрадиционное.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415