Выступление на педагогических чтениях
Неволина Г.В.
учитель начальных классов
МКОУ АГО «Бакряжская СОШ»
Выступление на педагогических чтениях
«Реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования:
опыт, проблемы, перспективы»
«Система контроля и мониторинга качества знаний PROCLass –
современное средство оценки знаний обучающихся»
1сл. Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит будущее ребёнка. Это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Задача учителя не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребёнка, обучить способам учебной деятельности. Особенно это важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, переполненной информацией.
Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться – наша главная задача и эту же задачу перед нами ставит федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Использование интерактивного оборудования и Интернет-ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности позволяет педагогам использовать такие методы и приемы обучения, которые способствуют развитию познавательных процессов обучающихся. При этом предусматривается возможность для личностного развития, самоконтроля и самореализации школьников для активного участия в образовательной деятельности.
2сл. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность, как педагогов, так и обучающихся.
Осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учёта. Неотъемлемым компонентом педагогической деятельности является педагогическая диагностика.
Одной из наиболее актуальных проблем образования всегда были способы выявления качества знаний учащихся, поиск наиболее оптимальных форм контроля знаний.
Современная школа тоже не может обойтись без оценок.
3 сл. Традиционными методами проверки и контроля знаний учащихся в процессе осуществления мониторинга являются: устный (фронтальный и индивидуальный) опрос. Недостатки устного опроса - большие затраты уроч-
ного времени, узкий охват учащихся, отсутствие активности всего класса, невозможность фиксации ответа, высокий риск проявления субъективизма учителя при оценке ответа ученика.
Некоторое время назад на смену малоэффективному устному опросу пришел письменный тестовый контроль. Однако его подготовка и проведение требует немалых материальных и временных затрат педагога, повышает вероятность списывания, исключает достаточный контакт между учителем и учеником.
4сл. Существующая система оценки и контроля работы учащихся в школе не может, в полной мере, удовлетворять современным требованиям. Имеющиеся тенденции перехода к новым типам обучения, передовым технологиям требуют перехода к новым, более объективным и стимулирующим формам контроля и оценки.
Оказать существенную помощь в проведении контроля и мониторинга качества знаний могут современные средства. Современным средством для оперативной проверки и оценки знаний обучающихся является программа PROClass.
5сл. Актуальность темы: «Система контроля и мониторинга качества знаний PROCLass – современное средство оценки знаний обучающихся»
6сл. Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass - этоинтерактивная радиочастотная система тестирования, которая предназначена для оперативной проверки знаний учащихся которая может быть успешно использована в начальной школе.
Применение системы PROClass позволяет анализировать уровень восприятия и понимания материалов занятия каждым учащимся, находящимся в аудитории, а также проводить промежуточные и итоговые контрольные работы.
Результаты опроса сохраняются и отображаются в режиме реального времени.
"Система контроля и мониторинга качества знаний " содержит наборы готовых тестов, составленных в соответствии с УМК «Школа России», но их легко адаптировать к тому УМК, по которому работает учитель.
7сл. Данная система так же позволяет педагогу создавать собственные тесты;
- быстро и эффективно проводить текущий, тематический и итоговый контроль знаний, не нарушая целостности образовательного процесса;
- в удобной форме осуществлять контроль присутствия обучающихся;
- сохранять в памяти компьютера Базу данных, наполняя портфолио учебных достижений ученика;
- мониторинг качества знаний обучающегося в течение всего периода обучения.
8сл. Программа PROClass имеет свои преимущества.
В основе работы PROClass лежат три принципа: интерактивность, удобство, успех.
Интерактивность – влияние системы на атмосферу урока в целом и ее польза индивидуально для каждого ученика.
Большинство учеников находятся в пределах среднего уровня успеваемости, а остальные делятся на две маленькие группы - одни с низкой успеваемостью, а другие с очень высокой.
Как правило, те несколько человек, которые вызвались дать ответ, это сильные ученики, усвоившие материал и желающие продемонстрировать свои знания. При такой ситуации темп обучения задается именно ими, и преподаватель ориентируется на них. Это не позволяет сделать вывод относительно всего класса и того молчаливого большинства, предпочитающего не принимать активное участие в уроке или попросту не понимающего материал.
С системой PROClass, учитель может представить вопрос всему классу, и все ученики могут отвечать и участвовать в обсуждении. При этом даже те учащиеся, которые стесняются отвечать вслух или боятся ошибиться, могут принять участие в опросе и сразу узнать правильно ли они ответили (загорается зелёная лампочка).
Вопросы адресуются всему классу, полученные ответы немедленно отражают понимание материала каждым учеником. Темп обучения задается в соответствии с потребностями большинства учащихся.
По окончании занятия ИСТ автоматически создает подробный отчет
для учителя – полную таблицу результатов с именами и фамилиями всех учеников, а также ответов на все вопросы во время урока.
При желании результаты опроса можно отправить родителям по электронной почте.
Аналогично проводится тематический и итоговый контроль знаний. Созданную один раз базу данных можно использовать и в системе электронного журнала. Результаты тестов по всем предметам пополняет портфолио учебных достижений ученика. По результатам опроса учитель может определить, кому из учеников было трудно усвоить материал на уроке, и оказать дополнительную помощь.
Созданную один раз базу данных можно использовать и в системе электронного журнала.
Удобство – простота эксплуатации, повышение эффективности работы учителя.
Благодаря статистическому представлению результатов, преподаватель сразу видит слабые места в подготовке – соответственно, он может вернуться к пройденной теме и проработать ее с аудиторией еще раз. По итогам одного теста, изученной учебной темы, итогам учебной четверти и года, всего периода обучения можно легко проводить мониторинг качества знаний учащихся.
Система проверяет ответы на вопросы выставляет оценку автоматически.
Успех – достижение наивысших результатов образовательной деятельности
Для проведения одновременного опроса всех учащихся класса. Применение пультов со съемными чипами позволяет экономить время при подготовке системы PROClass к работе. Педагогу не нужно контролировать правильность выбора учениками пультов.
Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass позволяет анализировать уровень восприятия и понимания изучаемого материала обучающимися при индивидуальной и групповой работе, проводить промежуточные и итоговые контрольные работы
Проверочные работы с использованием PROClass можно проводить на любом этапе урока в начале урока для проверки знаний, полученных в ходе предыдущего урока; в середине урока для акцентирования внимания на каких-либо существенных аспектах изучаемого материала; или в конце урока для контроля знаний по пройденной теме. На этапе повторения домашнего задания, словарного, математического диктанта, закрепления новой темы и т. д.
Практика использования системы PROClass – даёт возможность сделать некоторые выводы об эффективности этого средства обучения.
Главный вывод: положительно влияет на качество обучения, ребята стали более осознанно и ответственно относиться к занятиям, зная, что пульт не простит ошибку, морально настраивает на то, что надеяться надо на свои знания и стараться их показать.
Обычно, для контроля знаний учащихся на каждом слайде должен быть размещен один вопрос и 3 или 4 ответа, как задумает учитель. Но при составлении теста в ответе на вопрос могут быть показаны изображения, схемы, таблицы, портреты, что существенно увеличивает наглядность материала, делает такую проверочную работу значительно более интересной для учащихся, стимулирует познавательный интерес учащихся.
Для проверки знаний могут использоваться как задания, составленные не только учителем, но и самими детьми. Дети по заданной теме составляют презентацию с вопросами. Затем учитель проверяет и программирует презентацию для демонстрации в классе.
Это также стимулирует ребёнка к познавательной деятельности, вселяет уверенность, повышает авторитет среди одноклассников («Ведь за его творение поставят всем оценку!»)
Проверка побуждает ребят более ответственно относится к выполнению домашних заданий, контролировать себя. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.
Для детей такая форма контроля это не стрессовая ситуация, а игра.
Контроль приобретает увлекательную форму. Они принимают активное участие в игре, а учитель незаметно для учащихся записывает ошибки с целью их систематизации и проведения в последующем их коррекции.
Игра является одним из эффективных приемов стимулирования интереса учащихся к предметам. Активизирует мыслительную деятельность учащихся, что позволяет сделать учебный процесс качественным, эффективным и в то же время привлекательным и интересным, способствует пробуждению живого интереса к изучаемому предмету.
Дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся отвечать на вопросы и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычном опросе ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться.
Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность. Учащиеся активно, увлеченно работают. Учитель лишь управляет учебной деятельностью и контролирует ее процесс.
Такой вид деятельности стимулирует мотивацию учения, вызывает у школьников интерес и повышает их ответственность при выполнении учебных заданий, способствует формированию у школьников навыков самоконтроля и самооценки, умению исправлять свои ошибки, самообучаться.
PROClass можно использовать во внеклассной работе по предмету, а также во внеурочной деятельности. Достаточно только подготовить вопросы, поместить их в презентацию и активировать.
Эффективность работы. Во 2 классе я провела небольшое анкетирование
Какую проверочную работу ты выполнял бы всегда с уверенностью и с удовольствием. Диктант 25%
Устный ответ перед классом 10%
Тест 25%
С помощью системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass100%
Используя на уроках интерактивную систему опроса и голосования, я пришла к выводу:
- система опроса значительно экономит время;
- стимулирует развитие мыслительной и творческой деятельности учащегося;
- вопросы адресуются всему классу, полученные ответы немедленно отражают понимание материала каждым учеником. Темп обучения задается в соответствии с потребностями большинства учащихся;
- включает в работу всех учащихся;
- повышает мотивацию обучения;
- удобство – простота эксплуатации, повышение эффективности работы учителя.
Таким образом, работая с интерактивной системой опроса и голосования, я имею возможность не только проверить знания, но и проводить уроки, отвечающие самым современным требованиям.