Доклад на тему: «Деятельностные формы и методы работы по организации выбора будущей профессии выпускниками»


Доклад на тему:

«Деятельностные формы и методы работы по организации выбора будущей профессии выпускниками»



Подготовила: Шилова Е.В.


2015 г.
Мы от рождения умеем делать простые выборы: поиграть или отдохнуть, подчиниться или взбунтоваться, рассмеяться или заплакать и многие другие. Но самым сложным для человека является выбор профессии, так как он не заложен в нас природой.
Человеку необходимо понять свои особенности, цели в жизни и на основе этого сделать выбор профессии. При выборе профессии мы выбираем себе и образ жизни. Наши воспитанники не всегда понимают, что свою судьбу и всю жизнь они выстраивают сами. Педагог часто говорит им об этом и пытается направить восприятие учеников в нужном русле. Каждый день желательно воспринимать как сегодняшний ориентир в будущее.
К сожалению не всегда мы педагоги можем актуализировать детские впечатления, чтобы помочь освободиться от комплексов и страхов. Педагоги должны быть своеобразными психотерапевтами.
Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.
Цель системы профориентационной работы – подготовить учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. В систему профориентации входят следующие компоненты: цели и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной работы.
В работе по различным направлениям определяется круг форм и методов работы – это рассказ о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, приглашение мастера- профессионала в какой- либо области, конкурсы и т. д.
Ознакомление учащихся с профессиями можно проводить по плану:
Общие сведения о профессиях, краткая характеристика профессии, ее история, основные специальности.
Производственное содержание профессии. Место и роль профессии в научно- техническом прогрессе, ее перспективности.
Условия работы и требования профессии к человеку. Санитарно- гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью, степень ответственности, влияние профессии на образ работника и быт, экономические условия.
Система подготовки к профессии. Путь получения профессии, связь подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе, уровень и объем знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии.
Профконсультация – это система оказания действенной помощи учащихся в их трудовом самоопределении, основанная на изучении личности, без навязывания суждений и подмены права человека на свободу выбора профессии.
Выделяют следующие этапы:
Подготовительный- ведется в течение всего периода школьного обучения и должна подвести учащегося к осознанному выбору профессии.
Завершающая консультация- помощь в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Консультацию проводят социальные педагоги, психологи и учителя.
Уточняющая консультация – осуществляют работники колледжей, училищ и вузов в дни открытых дверей.
Современному обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения. Нести ответственность за них, за себя, за других, умеющий рисковать, искать, творить, создавать. Чтобы стать профессионалом, многим молодым нужна помощь.

Работа по профориентации является системной, т.е. в ней участвуют все, кто так или иначе работает с детьми, а именно: администрация школы, педагоги, школьные врачи, школьные психологи, социальные педагоги и даже сами учащиеся.
Профориентационная работа включает в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, а не ограничиваться только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, кто к какой профессии «подходит» Поиск новых нестандартных форм в работе, повышает результативность профессионального самоопределения школьников.



Я предлагаю использовать следующие формы работы по профориентации:
1. Для младшего звена: Классные часы «Профессии наших родителей», «Мои любимые увлечения», «Что такое профессия. Какие бывают профессии»; заочное путешествие в мир профессий, игры, конкурсы рисунков и юных умельцев.
2. Для среднего звена 5-9 классы: ток-шоу «Портрет профессионала», кл. час «Кем быть?», встречи с людьми разных профессий, экскурсии на предприятия, ярмарка профессий, диспуты «Профессиональные династии – за и против», конкурсы дизайнеров и т.д. (В прошлом году у нас были экскурсии: в ППУ, на почту, в ГОК, стомотол. поликлинику, салон штор «Идеал», Банк, техникум, хлебозавод, пожарную часть; в этом году мы с детьми были в Центре занятости, парикмахерской «Руслан» и ещё запланированы др. экскурсии).
3. Для старшего звена 10-12 классы: час выбора, диспут «Современный профессионал. Кто он?», дискуссия «Профессии, которые будут всегда», Классный час «Карьера карьере рознь, или мой путь к успеху», круглый стол «Образование и профессия в современном мире», форум «Мой выбор», час профессии «Компьютерщик – это звучит гордо», встреча с представителями учебных заведений, час ответов «Что же престижно сегодня? А завтра?», ролевые игры, кл. час «Моя будущая профессия», родит. собрания «Мир профессий, или какую дверь открыть?», «Выбор профессии – важное дело в жизни человека», стенд в групповой с информацией «Куда пойти учиться?», тестирования и др.


Мы рассмотрели различные формы и методы организации профориентационной работы. Для того, чтобы их реализация была эффективной и способствовала осознанному, адекватному выбору профессии, педагогу необходимо построить всю работу грамотно, с учетом всех требований и правил, которые предъявляют формы и методы ее организации. А также создать такие условия для учащихся, которые бы способствовали самостоятельному решению проблемы их профессионального самоопределения и выбора профессии.





15