Индивидуальное занятие по РСВ со слабослышащими детьми в 3 классе по теме Осень
Схема конспекта урока
Педагог (ФИО) : Лукашова Алёна Александровна
Предмет: Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия.
Класс : 3
Тема урока : Осень
Характеристика ученика: Силин Евгений , возраст – 10 лет.
Диагноз:двусторонняя хроническая сенсоневральная тугоухость IVst.
Cлухопротезировано левое ухо, L раб. –0,8м., Lрез. -1-1,5м.
Речь достаточно внятная с аграмматизмами ( двусловная)
Средства, обеспечивающие учебный процесс на занятии: картинки, карточки, презентация, игра (магнитная) «Времена года»
1. Организационный момент, :•Цели для уч-ся:
1)Подготовка к восприятию речевого материала . Настройка слухового аппарата.
2) Создание эмоционального настроя и мотивации на реализацию темы занятия.
•Цели для учителя:
1)Психологический настрой уч-ся на учебную деятельность.
2) Развитие фонематического слуха у уч-ся.
3) Закрепление у уч-ся слуховых образов слов, употребляемых в дальнейшем на занятии.
4)Создание условий для определения темы занятия.
•Для создания положительного эмоционального настроя использовалась игра «Улыбка» и предложено вознагражение за хорошо выполненное задание в виде осенних листьев.
Восприятие на слух слов, фраз способствует конценрации внимания и является подготовительным этапом к дальнейшему восприятию речевого материала по теме занятия.
Упражнение на вычленение лишней картинки способствует развитию … и является вспомогательным средством для самостоятельного определения уч-ся темы занятия.
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
-Доброе утро 1
-Я слышу …
- У меня … настроение.
Воспроизведение услышанного и ответы на вопросы.
-На всех картинках осень, а это – лето.
-Будем говорить про осень. 1.Проверка слухового восприятия.
Эмоциональный настрой.
-Доброе утро, Женя!
-Как ты слышишь?
-Какое у тебя настроение?
Давай улыбнёмся друг другу, чтобы настроение стало ещё лучше. На такой хорошей нотке начнём наше занятие.
2. Восприятие и воспроизведение речевого материала обиходно – разговорного характера и относящегося к организации учебной деятельности учащихся.
- Будем слушать, думать, говорить, играть.
-Математика, одиннадцать, пятнадцать, умножить, разделить.
-Кошка, собака, лошадь, лиса. Кто лишний?
-Какое сейчас время года?
-Какой сейчас месяц?
3. Целевая установка.
-Посмотри на картинки и подумай, какая лишняя. Почему?
-Подумай о каком времени года будем говорить.
Верно, будем говорить про осень.
А за хорошо выполненное задание я буду тебе давать осенний листок. В конце занятия посмотрим, что у нас получится. Развитие слухового восприятия.
Учитель говорит за экраном.
Упражнение на развитие концентрации внимания
Ответы уч-ся примерные.
2. Подготовительный этап . Цели для уч-ся (какой результат должен быть достигнут учащимися):
1)Подготовить речевой аппарат.
2) Активизировать навыки слухового восприятия с голоса другого аудитора.
3)Закрепить умения соотносить признаки осени в разных ситуациях (презентация, вид из классного окна)
Цели для учителя:
1)Способствовать активизации правильной речи : установка речевого дыхания, плавности речи.
2) Формирование у ученика мотивации к овладению навыками слухового восприятия и внятной речи в разных ситуациях.
3) Создание ситуации успеха для обучающегося .
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
1)Ученик повторяет услышанную им строку из чистоговорки.
2)Ученик называет признаки осени, которые он запомнил.
3)Если ученик согласен с высказыванием учителя, то говорит «да», и если не согласен – говорит»нет»
4)
Время года …
Сегодня … октября.
Сегодня … погода.
Небо …
Дует … …. .Идёт … .1)Будем читать чистоговорку Внимательно слушай какую строчку я говорю и повторяй.
Ля-ля-ля – к нам осень пришла
Ул-ул-ул – ветерок подул
Или-или-или – листики кружили
Али – али-али – мы осень ждали
2) -Будем внимательно слушать красивую песню и смотреть видео, запоминай признаки осени.
-Какие признаки осени ты увидел и услышал?
Листья разноцветные, красные, желтые
Идет дождь
Грибы в лесу
Листопад
Птицы улетают на юг.
3) -Будем играть в игру <<ДА>> или <<НЕТ>>
-Смотри в окно и слушай меня если согласен говори ДА, если не согласен говори НЕТ
Сегодня ясная погода
Идет дождь (снег)
Дует ветер
Листья падают
Небо голубое (серое)
4)- А теперь ты сам расскажи какая сегодня погода.
Молодец., ты справился с заданием, получай листок от осени.! Упражнение на развитие речевого дыхания и слухового внимания.
За выполненное задание ученик получает осенний листок и словесное одобрение, похвалу учителя
Возможно прослушивание песни и просмотр видео два раза, в зависимости от восприятия ребёнка.
Восприятие на рабочем и резервном расстоянии.
Развитие монологической речи. Используется алгоритм по необходимости.
Корригируется речь уч-ся.
3. Работа по теме занятия.
Цели для уч-ся:
1) Слуховое восприятие речевого материала с голосов разных аудиторов на рабочем и резервном расстоянии, чтение с губ.
2) Расширение словаря по теме занятия и использование его в речи
Цели для учителя.
1) Развитие слухового восприятия уч-ся на речевом материале темы с голосов разных аудиторов, на рабочем и резервном расстоянии, соответствующем возможностям данного ученика.
2) Формирование навыков связной речи, расширение и закрепление словаря по теме»Осень»
3) Развитие кратковременной памяти, мыслительных процессов анализа и синтеза
На данном этапе занятия используется основной метод этого предмета – словесный. Ученик учится слушать и понимать речь разных аудиторов.
А использование полисенсорного метода обеспечивает реализацию дифференцированного подхода к обучению . Так перед учеником ставится сложная цель: услышать предложение, найти его по схеме, закончить и составить по нему сюжетную картинку на магнитной доске. Это упражнение даёт возможность учителю определить , как ребёнок понимает смысл того или иного высказывания по теме занятия.
Упражнение по словообразованию обогащает словарный запас по теме. В связи с тем, что ученик сам практическим методом образовал данное слово, то и качество запоминания словаря должно быть лучше..Закреплением данного словаря будет служить ига-лото « Осенние листья»
Активность ученика на данном этапе поддерживается сменой деятельности слухового и зрительного анализатора. При этом учитель корригирует речь уч-ся и поддерживает положительную эмоциональную атмосферу на занятии, создавая для ученика ситуацию успеха.
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
1) ученик воспринимает предложения с голоса учителя на рабочем и резервном расстоянии, находит табличку с данным предложением и кладёт перед собой по порядку.
2) ученик воспринимает предложения с голосов разных учителей, заканчивает предложение и составляет постепенно сюжетную картинку на магнитной доске.
А)ученик слушает и повторяет словосочетания.и показывает соответствующие листья.
Б)
Дуб+ов+ый, дубовый
Клен+ов+ый, кленовый
Берёз+ов+ый берёзовый
В)
Дубовый лист –коричневый
Берёзовый лист-жёлтыйКленовый лист –красный
Ягода красная.
Лишняя ягода, потому что все листья.
Ученик говорит какой лист был в каждом квадрате. 1) – Слушай и составляй предложения по порядку.
Наступила осень
Идет дождь
Птицы улетают на юг
Листья падают с деревьев.
Ели стоят зеленые
2)- А теперь надо закончить предложение и составить картинку на магнитной доске.
Наступила ________.
Идет _________.
Птицы _________.
Листья ______ с деревьев.
Ели стоят ________.
3)
А) – Слушай, показывай и говори.
Лист – листья
Желтый лист – желтые листья
Красный лист – красные листья
Листья падают – листопад
рябина
Б)-Будем образовывать новые слова.
Дерево-лист (какой?)
Дуб - дуб______
Клен – клен_______
Береза- берёз______
В) Игра-лото»осенние листья»
-Слушай, показывай и говори.
-Какой по цвету дубовый лист?
-Какой по цвету берёзовый лист?
-Какой по цвету кленовый лист?
-Какая по цвету ягода рябины?
-Что тут лишнее? Почему?
Запомни, как лежат листья.
– Скажи, что тут было. (проверка)
-Молодец, ты получаешь осенний лист.
Работа с деформированным текстом.
Предложения предъявляются ребёнку не по порядку и разными аудиторами (учителями)
Упражнение на развитие фонематического слуха.
Упражнение в словообразовании.
Упражнение на закрепление нового словаря, развитие кратковременной памяти.
4. Итог занятия
•Цели для уч-ся:
1)Определение уч-ся своих достижений.
•Цели для учителя:
1)Дать оценку качеству работы уч-ся на занятии наметить перспективу.
2) Создать условия для релаксации уч-ся и поддержания интереса к занятию
•
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Я слышу: дождь, , крик птиц, шелест листьев.
2)
Мы говорили про осень.
Я хорошо слушал, говорил.
Били ошибки.
Много листьев у меня.
1,2.3.4.5 – получился листопад.
Ученик вместе с педагогом считает сколько листьев у него и делают листопад.
1)Релаксация. – Осенью красиво мне нравится. Красиво осенью?
А ты знаешь, что осень можно и услышать.
Слушание.
-Шелест листьев
-Крик птиц
-Шум ветра
-Дождь
2) . Итог.
- Про что мы говорили?
-Как ты работал?
-Ты молодец. Спасибо за урок.
Сколько листьев ты набрал?
-1-2-3-4-5- Получился листопад.
Восприятие неречевых звуков.