Программа театрального кружка Живое слово (5-7 классы)
Пояснительная записка
Программа «Живое слово» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 5 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.
Актуальность
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Структура программы
В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса.
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Место курса в учебном плане.
Программа рассчитана для учащихся 5-7 класса, на 3 года обучения.
На реализацию театрального курса «Живое слово» в 5-7 классе отводится 34 ч. в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 40 минут в соответствии с нормами СанПина.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей.
Особенности реализации программы:
Программа включает следующие разделы:
Театральная игра
Культура и техника речи
Ритмопластика
Основы театральной культуры
Работа над спектаклем, показ спектакля
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
театральные игры,
конкурсы,
викторины,
беседы,
экскурсии в театр и музеи,
спектакли
праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Методы работы:
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей. Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Алгоритм работы над пьесой.
Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
Репетиция всей пьесы целиком.
Премьера.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
2. Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.); чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
3. Учебно-тематический план на год
N п\пСодержание программы Всего часов
1. Вводные занятия 1
2. Театральная игра 5
3. Культура и техника речи 6
4. Ритмопластика 3
5. Основы театральной культуры 3
6. Работа над спектаклем, показ спектакля 15
7. Заключительное занятие 1
Итого: 34
4. Содержание программы (34 часа)
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел. (1 час) Вводное занятие.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
- Знакомство с театрами г. Москвы, г. Абакана (презентация)
2 раздел. (5 часов) Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
3 раздел. (3 часа) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
4 раздел. (6 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
5 раздел. (3 часа) Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
6 раздел. (15 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.раздел. (1 час.) Заключительное занятие.
Содержание программы:
Программа состоит из пяти разделов, работа над которыми продолжается параллельно в течение трех лет, т.е. с учащимися 5-7 классов.
Iраздел
«Основы театральной культуры» - призван познакомить учащихся с театром как
видом искусства: дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании
личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание,
участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед.
IIраздел
«Ритмопластика» - включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.
IIIраздел
«Культура и техника речь» - объединяет игры и упражнения, направленные наразвитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной
артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией.
Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую
фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие
рифмы.
IVраздел
«Театральная игра» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей.
Во 2-ой и 3-ий годы обучения дополняется раздел «Этика и этикет»
Программные задачи (1 год обучения):
развивать интерес к сценическому искусству;
развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
снимать зажатость и скованность;
активизировать познавательный интерес;
развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях сосверстниками;
развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию,
превращать и превращаться;
развивать чувство ритма и координацию движения;
развивать речевое дыхание и артикуляцию;
развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
• пополнять словарный запас;
• учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;
• научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
• знакомить детей с театральной терминологией;
знакомить детей с видами театрального искусства
знакомить с устройством зрительного зала и сцены;
воспитывать культуру поведения в театре;
К концу первого года занятий учащийся
ЗНАЕТ:
1. Что такое театр?
2. Чем отличается театр от других видов искусств?
3. С чего зародился театр?
4. Какие виды театров существуют?
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)?
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
УМЕЕТ:
1. Направлять свою фантазию по заданному руслу
2. Образно мыслить
3. Концентрировать внимание
4. Ощущать себя в сценическом пространстве
ИМЕЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками)
2. Элементарного актёрского мастерства
3. Образного восприятия окружающего мира
4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
5. Коллективного творчества
А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда
со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение кокружающему миру, ответственность перед коллективом.
Программные задачи (II год обучения):
• развивать чуткость к сценическому искусству;
• воспитывать в ребенке готовность к творчеству;
• развивать умение владеть своим телом;
развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность,
находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми
в разных ситуациях;
• развивать воображение и веру в сценический вымысел;
учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;
• развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по- разному;
•развивать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и
выражение характера героя;
• дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;
• привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической
версии;
научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется ипредстаёт перед нами таким, какое оно есть, понять, как рождается сюжет.
В конце второго года занятий учащийся
ЗНАЕТ:
1. Что такое выразительные средства.
2. Фрагмент как составная часть сюжета.
3. Действенную формулу: исходное событие, конфликтная ситуация, финал.
УМЕЕТ:
1. Применять выразительные средства для выражения характера сцены.
2. Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
3. Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
4. Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.
ИМЕЕТ ПОНЯТИЕ:
1. О рождении сюжета произведения.
2. О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
3. О сверхзадаче и морали в произведении.
ИМЕЕТ НАВЫКИ:
1. Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
2. Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.3. Анализировать последовательность поступков.
4. Простраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.
Программные задачи (3 –ий год обучения):
развивать чуткость к сценическому искусству;
воспитывать в ребенке готовность к творчеству;
развивать умение владеть своим телом;
развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
развивать воображение и веру в сценический вымысел;
учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;
развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по разному;
развивать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;
дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;
привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;
научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет
В конце третьего года занятий учащийся
ЗНАЕТ:
1. Что такое выразительные средства.
2. Фрагмент как составная часть сюжета.
3. Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.
УМЕЕТ:
1. Применять выразительные средства для выражения характера сцены.
2. Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
3. Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
4. Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.
ИМЕЕТ ПОНЯТИЕ:
1. О рождении сюжета произведения.
2. О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
3. О сверхзадаче и морали в произведении.
ИМЕЕТ НАВЫКИ:
1. Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
2. Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.
3. Анализировать последовательность поступков.
4. Простраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.
№ Разделы программы
2-3 годы
1 Введение 2
2 Культура и техника речи 6
3 Ритмопластика 4
4 Театральная игра 40
5 Этика и этикет 16
Всего часов 68
Учебно-тематический план на второй и третий годы обучения
№ Тема занятий Количество часов Сроки
Учебно-тематический план 2-го года обучения
1 Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка 1 Культура и техника речи
2-3 Игры по развитию внимания. 2 4 Оформление стенда «История театрального искусства Хакасии». 1 Ритмопластика
5 Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. 1 6 Отработка сценических этюдов. 1 Театральная игра
6-7 Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. 2 8 Техника грима. 1 9 Знакомство со сценарием хакасских сказок (по мотивам сказки «Богач и бедняк») или по выбору. 1 10-11 Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказок по ролям. 2
12 Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. 1 13-14 Отработка ролей в 5 картине «Снежной королевы». (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением) 2 15-16 Отработка ролей в спектакле, посвященном Х. Андерсену. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением) 2 17-18 Отработка ролей в спектакле, посвященном Х. Андерсену (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, рисунки декораций) 2 19-20 Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказок. Репетиция. 2 21-22 Отработка ролей в спектакле, посвященном Х. Андерсену (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) 2 23-24 Отработка ролей в спектакле, посвященном Х. Андерсену (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) 2 25-26 Генеральная репетиция в костюмах, декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п. 2 27 Поездка в Театр сказок в г. Абакан 28 Выступление со спектаклем перед учениками школы (второклассниками) 1 Этика и этикет
29 Связь этики с общей культурой человека. 1 30 «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». 1 31 «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». 1 32-34 Оформление стенда «Этикет в вопросах и ответах». 3 3-ий год обучения 1. Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка 1 Культура и техника речи
2-3 Игры по развитию внимания. 2 4
Оформление стенда «История театрального искусства Хакасии» 1 Ритмопластика 1 25.09
5 Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. 1 6 Отработка сценических этюдов. 1 Театральная игра
7. Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. 1 8. Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона. 1 9. Знакомство со сценарием хакасской сказки (по мотивам сказок «Лисица и колонки», «Два друга» ) или по выбору. 1 10. Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. 1 11. Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. 1 1 11.12
12-13. Отработка ролей «Театр одного актера». (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) 2 14-16. Отработка ролей «Театр одного актера». (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) 3 17-18. Отработка ролей «Театр одного актера». (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) 2 19-20. Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. 2 21-23. Генеральная репетиция в костюмах, декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п. 3 24-25. Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями или учащимися начальных классов. 2 26. Анализ спектакля. 1 Этика и этикет.
27-28. Связь этики с общей культурой человека. 2 29-30. Составление рассказа «Человек – высшая ценность». 2 31. Постановка этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». 1 32. Постановка этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». 1 33-34.
Оформление стенда «Этикет в вопросах и ответах». 2 3 ЛИТЕРАТУРА:
Русские народные сказки
Хакасские народные сказки.
Басни И.А. Крылова
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Телевизор;
Видеомагнитофон;
DVD ;
Компьютер;
мультимедиа;
диски с записью сказок и постановок;
музыкальная фонотека;
аудио и видео кассеты;
костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
элементы костюмов для создания образов;
пальчиковые куклы;
сценический грим;
видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
Электронные презентации «Правила поведения в театре»
«Виды театрального искусства»
Сценарии сказок, пьес, детские книги.