Рабочая программа кружка Мастерская речевого творчества, постановки голоса и выразительного чтения для учащихся 5-6 кл.


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
434340013716000ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2017»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ «Школа №2017»
____________Е.Э. Седова
(подпись, печать)
РАБОЧАЯ АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тип программы: комплексная
наименование:
кружок «Мастерская речевого творчества, постановки голоса и выразительного чтения»
(5-6 классы)
Срок реализации программы: один год
Возраст обучающихся: 11 – 13 лет
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с использованием методического пособия Синицына В.А « Мастерская постановки голоса и выразительного чтения» для учащихся 5 и 6 классов.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему занятий на развитие речи, выразительного чтения и творческих способностей школьников. Программа реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с учебным планом ГБОУ «Школа №2017».
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации занятий, в будущем станут основой для успешного решения заданий олимпиадного характера, организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение, и учебные занятия курса предполагают ежеурочные победы, что, в свою очередь, формирует у ребят ситуацию успеха.Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время подходы: компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный.
Авторский спецкурс по литературе в 5-6 классах «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения выполняет следующие функции: 1) прививает интерес к учебному предмету и углубляет содержание базового учебного предмета «Литература», 2) вырабатывает навыки выразительного чтения; 3) развивает все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), 4) интегрирует содержание предметов гуманитарного цикла; 5) совершенствует важнейшие практические умения и навыки, обучает универсальным учебным действиям; 6) формирует речевое творчество через систему комплексной работы со словом, предложением, текстом, повышая языковую и речевую компетенции школьников.
Концептуальная основа спецкурса – две ведущие идеи: понимание главной цели обучения чтению для обеспечения единства языкового, речемыслительного, литературного, интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического, культурологического развития школьников, центральная роль языка и взаимодействие ребенка с окружающим миром.
Цель – разностороннее развитие личности. Задачи: формирование образа мира средствами выразительного чтения, развитие устной и письменной формы речевого творчества, приобщение к ценностям культуры, к традициям индивидуального и семейного чтения. Ключевые понятия предметного содержания: ГОЛОС, ПОСТАНОВКА ГОЛОСА, РЕЧЬ, КУЛЬТУРА РЕЧИ, ОБЩЕНИЕ, КНИГА, ТЕКСТ, СМЫСЛОВОЕ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ, РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Занятия в мастерской постановки голоса и выразительного чтения не ставят своей задачей «накачать», «напичкать», «нагрузить» учащихся знаниями для более быстрого оперирования абстрактно-логическими понятиями.
Предлагается такая модель формирования универсальных учебных действий, которая позволит ученику не утратить ход естественного развития и послужит нравственной и психологической основой для развития жизненной позиции личности, дальнейшей самореализации. Ориентир на творческую деятельность развивает в ребенке уверенность в собственных силах, подчеркивает личностную значимость, создает ситуацию успеха и удовольствия от творческой деятельности. На первое место ставятся не технические аспекты деятельности, а его мотивация – интерес, желание, ценности и цели.
Спецкурс «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения» предназначен для учителей, которые по-настоящему стремятся своих учеников научить пользоваться родным русским словом, понять и почувствовать его, хотят сформировать у детей осознанные навыки выразительного чтения и культуры общения.
Отличительные особенности спецкурса
«Мастерская постановки голоса и выразительного чтения»
1. Решает задачу формирования активной творческой личности.
2. Формирует личностные мировоззренческие позиции «Я – часть мира и
мое отношение к этому миру».
Закладывает основы для приобщения ребенка к культурно-творческой
деятельности, нравственных правил и ключевых социальных компетенций, обобщенных способов познания, коммуникативной, практической и творческой деятельности.
4. Реализует идею сотрудничества и взаимопомощи.
5. Учит ученика ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей; делать выбор между добром и злом; видеть связь между предметами и явлениями; сравнивать, делать выводы и обобщения, не бояться принимать самостоятельные решения; взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, приобретать опыт решения конфликтных ситуаций, навыки сотрудничества, основанные на миролюбии, доброжелательности, доверии и взаимопонимании; комплексной, системной и последовательной, аналитической работе с текстом.
Общая характеристика рабочих тетрадей
«Мастерская постановки голоса и выразительного чтения. Технология смыслового и выразительного чтения художественных текстов и разговоров о них»
Комплект (рабочие тетради для 5-6 классов и методическое пособие для учителя) является логическим продолжением УМК «Мастерская выразительного чтения» для начальной школы (1-4 классы).
Предлагаемая программа спецкурса по постановке голоса и выразительному чтению в 5-6 классах призвана решить три основные задачи:1. Добиться от учащихся правильного понимания идейно-эмоционального содержания текста и его воплощения в звучащем слове. 2. Сформировать у детей представление о выразительном чтении как о «первой и основной форме конкретного, наглядного обучения литературе» (М.А. Рыбникова). 3. Закрепить у обучающихся практические навыки искусства выразительного чтения через систему урочной и внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые задания, конкурсы художественного чтения, школьный театр.
Материалы тетради в двух частях включают систему разноуровневых развивающих упражнений, творческих заданий, игр для обучения постановке голоса и выразительному чтению. Инновационное учебное пособие нового поколения предназначено для индивидуальной и коллективной работы в школе и для домашних занятий родителей с детьми.

Общая методика работы учащихся с учебной книгой заключается в плавной и последовательной выработке учебного алгоритма «ПРОЙДИ ЭТАПЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ»:
1 этап: «начальный» (нацеливает ученика на получение новой и необходимой информации);
2 этап: «смысловое чтение» (продуманная система аналитических вопросов и заданий нацеливает ученика на выявление главных мыслей, зафиксированных в тексте, их оценку – анализ, в процессе которого ребенок учится размышлять над прочитанным, считывать логику текста, интерпретировать его);
3 этап: «творческое чтение – интерпретация» (система разнообразных творческих заданий рождает у юного читателя собственные мысли, идеи, образы под влиянием мыслей автора).
В результате общения с учебной книгой пятиклассник (шестиклассник) научится: подробно и сжато пересказывать текст; делить текст на смысловые части; составлять план как опору для воспроизведения текста; «сжимать» текст с целью определения главной мысли; составлять (проектировать) письменную аннотацию к прочитанной книге; развивать качество своего природного голоса; выразительно читать стихотворения и прозаические тексты в школе и дома; исполнять стихи наизусть; инсценировать; отвечать на вопросы по содержанию текста; ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: (определять главную тему, общую цель и назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте);выделять в тексте непонятное; прогнозировать содержание художественного текста; составлять характеристики литературных героев; сравнивать литературных героев с другими персонажами; интерпретировать текст; приобретать новые и необходимые знания по теории литературы; приобщаться к семейному чтению и др.
Специфические принципы, на которые опирается содержание и структура программы «Мастерская речевого творчества, постановки голоса и выразительного чтения»: художественно-эстетический принцип; принцип интеграции; принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся; принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика.
Метапредметными результатами изучения курса «Мастерская речевого творчества, постановки голоса и выразительного чтения» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– соблюдать правила культурного и вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного,
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении,
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления,
- использовать языковые средства, соответствующие целям высказывания, его типу и стилю.
- отражать чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.
Место учебного курса «Мастерская речевого творчества, постановки голоса и выразительного чтения»
в плане внеурочной деятельности
Объём учебного времени, отводимого на изучение спецкурса – 2 часа в неделю, 68 часов в год. Преподавание курса« Мастерская выразительного чтения» рассчитано на учащихся5-6 классов. Преподавание программы курса «Мастерская речевого творчества, постановки голоса и выразительного чтения» проводится во второй половине дня.
Участники программы: дети 11-13 лет.
В содержании учебных тетрадей для 5 класса следующие разделы:
Давай познакомимся!
II. Голос – великое богатство! Учись развивать свой голос!
III. Учись читать, чтоб больше знать!
Как хорошо уметь читать!
Здравствуй, книга! Здравствуй, праздник!
Читать хорошо – это трудно и легко!
IV. Учись технике выразительного чтения!
Что такое техника выразительного чтения?
Обращай внимание на знаки препинания!
Учись понимать, что знаки препинания и паузы – творцы выразительного чтения!
Учись технике выразительного чтения!
V. Учись понимать художественные тексты и выразительно их читать!
VI. Учись выразительно читать и анализировать притчи!
VII. Поэтическая смехопауза, или Учись читать выразительно тексты в стихах о крылатых выражениях и словах!
VIII. Папа, мама и я – выразительно читает вся семья!
IX. Инсценируем авторские сказки!
X. Подведём итоги!
В содержании учебных тетрадей для 6 класса следующие разделы:
Всему есть свое начало, или Полезнее книги нет вещи на свете!
II. Учись выразительно читать пословицы и афоризмы, стихи о книге и пользе чтения!
III. Учись выразительно читать вопросы книжной викторины и правильно отвечать на них!
IV. Всяк своим голосом скажется. Учить развивать свой природный голос!
V. Вспомни о помощниках выразительного чтения. Учись технике выразительного чтения!
VI. Учись понимать и выразительно читать притчи!
VII. Учись понимать и выразительно читать короткие рассказы!
VIII. Учись понимать и выразительно читать письма!
IX. Учись понимать и выразительно читать басни!
X. Учись понимать и выразительно читать стихи о природе, доме, Родине, России!
XI. Подведём итоги.
Календарно – тематический план
68 часов (2часа в неделю)

п/п Наименование тем Количествочасов Дата проведения
I. Давай познакомимся (5 часов)
1.
2. Разрешите познакомиться. Мастер-мастерская-подмастерье.
Голос – великое богатство! Учись развивать свой голос! Учись слышать и слушать. 2
3 II. Учись настраивать голос. (12часов)
3 Развивай силу голоса 4 4 Учись понижать и повышать свой голос 4 5 Учись правильно произносить скороговорки 4 III. Соблюдай культуру речи( 23часа)
6 Учись читать, чтоб больше знать!
Учись читать внимательно 4 7 Читать хорошо – это трудно и легко!
Учись читать выразительно 4 8 Учись читать громко и тихо 4 9 Учись правильно ставить знаки в конце предложения. 3 10 Учись знаки изображать жестами 3 11 Учись говорить выразительно! Распознавай невыразительную речь. 3 2 Речевые задачи 2 IV. Учись читать с разной интонацией.
( 28часов) 13 Что такое техника выразительного чтения? Обращай внимание на знаки препинания! Учись понимать, что знаки препинания и паузы – творцы выразительного чтения!
Тренировка 3 14 Учись определять разную интонацию. 3 15 Учись выразительно обращаться 3 16 Учись выразительно читать о природе. 3 17 Учись выразительно читать по ролям. 3 18 Учись выразительно читать рассказы. 3 19 Учись выразительно читать и напевать песенки 3 20 Подведем итоги 1 Всего 68 ч