Технологическая карта урока географии по ФГОС по теме: Соседи Солнца


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №13
Тип урока: комбинированный урок
1 2
Тема «Соседи Солнца»
Цель Содержательная (формирование системы понятий) – сформировать понятия «Солнечная система», «планета».
Деятельностная (формирование умений новых способов действий) – развитие приемов смыслового чтения и построения логических рассуждений.
Задачи Образовательные: познакомить с планетами Солнечной системы; сформировать представление о планетах земной группы.
Развивающие: создать условия для развития познавательных интересов к предмету.
Воспитательные: формирование культуры общения при работе на уроке.
Планируемые результаты Предметные:
- учащийся научится: называть и показывать планеты Солнечной системы;
- учащийся получит возможность научиться:
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, составлять синквейны.
Метапредметные:
1) Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
2) Познавательные:
Логические: решать учебные проблемные задачи, систематизировать информацию, выявлять причинно-следственные связи.
Общеучебные: работа с текстом и внетекстовыми компонентами - составление плана рассказа по тексту учебника, перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу).
Знаково-символические: работа с иллюстрацией, географическими картами.
3) Коммуникативные: кратко формулировать мысли в письменной и устной форме, развитие навыков сотрудничества, толерантного отношения к чужому мнению, освоение основных социальных ролей и правил.
Личностные: формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемой теме, осознание практической и личностной значимости изучаемого материала; умение планировать свою учебную деятельность, грамотно пользоваться учебником, общаться в группе, слушать и делать выводы.
Основные понятия и термины
Солнечная система, планета, планеты земной группы.
Персоналии: М.В. Ломоносов.
Межпредметные связи
География, история, астрономия.
Ресурсы:
основные
дополнительные ПК, презентация, интерактивная доска, раздаточный материал, атлас география 5 класс, электронное приложение, учебник «География. Начальный курс», Авторы: Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И.-М. : «Дрофа», 2014, модель «Соседи Солнца», , интерактивное наглядное пособие «Планеты Солнечной системы», ЭОР.
Форма урока
Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы и приёмы: беседа, рассказ учителя, самостоятельная работа с учебником, атласом.
Технология
«Технология деятельностного метода обучения»
Дидактическая технологическая карта
Этапы урока Базовое содержание урока
(Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы)
Учебно-познавательные и учебно-практические задания Деятельностный компонент урока на уровне учебных действий
(Деятельность учащихся, ее содержание, формы и методы) УУД
1 . Самоопределение к деятельности.
Мотивационный Приветствие учащихся. Включение в деловой ритм.
Проверка всего необходимого к уроку.
«Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, нашему восприятию и нашему разуму». А.Эйнштейн
- Используя домашнее задание, вспомним, как изучалась Вселенная?
Учитель выставляет оценки за Д/З.
- Ребята, кто-то из вас хотел бы быть космонавтом? А чем эта профессия интересна? Да, нам хотелось бы побывать на других планетах и, возможно, встретиться с инопланетянами. Ученые до сих пор предполагают их существование. А вы как считаете? Существует ли жизнь на других планетах, кроме планеты Земля? Мы можем сейчас ответить на этот вопрос? Сегодня нам предстоит разрешить эту загадку.
- Какие небесные тела вы знаете?
- Как называется ближайшая к Земле звезда?
- Для чего надо изучать Солнце?
- Назовите известные вам планеты.
Взаимодействуют с учителем во время беседы. Включаются в деятельность.
Учащиеся демонстрируют презентации с комментарием.
Высказывают свои предположения.
Личностные: мотивация учения,
смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на этот вопрос),
нравственно-этического оценивания.
Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Просмотр видеофрагмента из фильма «Солнечная система».
1. – Рассмотрите рис.52 §10 и сформулируйте тему урока.
2. - Что вам уже известно по этой теме?
3. - Что бы вам хотелось узнать по теме урока?
4. - Какой ожидаете результат?
Высказывают свои предположения. Выходят с помощью учителя на тему «Соседи Солнца» записывают в тетрадь.
Высказывают свои предположения.
Высказывают свои предположения.
Высказывают свои предположения.
Личностные: формирования границ собственного знания и «незнания».
Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.
Познавательные: общеучебные – освоение начальных форм познавательной рефлексии.Коммуникативные: кратко формулировать мысли в устной форме.
3. Постановка учебной задачи, проблемной ситуации 1. - Какую ставим цель урока?
2.- Для достижения цели урока, сформулируйте задачи урока, используя в своем ответе следующие глаголы: изучить…, ознакомиться…, определить…

Определяют цель урока – познакомиться с планетами Солнечной системы.
Называют задачи:
Изучить
Определить
Повторить
Составить…
Личностные: воспитание культуры на уроке.
Регулятивные: контроль ответов сверстников.
Познавательные: общеучебные – выдвижение цели, умение делать умозаключение.
Коммуникативные: выработка общего решения, взаимопомощь, выражение собственного мнения.
4. Построение проекта
выхода из проблемно
ситуации затруднения 1.Организация деятельности учащихся, в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий: учитель совместно с учащимися определяет, как будут добывать знания, составляют план изучения темы.
2.- Составьте план изучения темы, опираясь на текст учебника §10. Включаются в самостоятельную деятельность по созданию новых знаний.
Составляют план изучения темы, выделяют его пункты:
Состав Солнечной системы.
Планеты земной группы.
Ученый М.В. Ломоносов. Регулятивные: планирование -определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий.
5.Реализация построенного проекта
(изучение нового материала) Организует деятельность учащихся по работе с новой информацией.
1.- Продолжает работать «Школа географа-следопыта». Мы отправляемся в космическое путешествие и познакомимся с соседями Солнца.
2.Учитель демонстрирует модель «Солнечная система».

- Посмотрите на модели планет, находящихся на ваших столах. Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься?
- Мы будем работать по группам с одной из планет Солнечной системы.
- Внимательно посмотрите друг на друга, на что похожа ваша рассадка?
- Вы сидите так, как расположены планеты, по отношению к Солнцу: Меркурий, Венера, Земля, Марс.
- У нас нет самого главного – Солнца. Вот вам Солнце. (Учитель устанавливает в центр классной комнаты модель Солнца.)
- Теперь у нас есть своя модель Солнечной системы.
Дети разделены на четыре группы. Каждая группа распределяет роли, работает по алгоритму.
- Приступаем к практической части урока. Для того, чтобы вам легче было справиться с работой, предлагаю ознакомиться с алгоритмом. Все необходимое есть у вас на столах. Вам нужно заполнить таблицу.
Ученики используют текст учебника стр. 52-56, рассматривают рис. 53-62, карточки на столах и доске с информацией о планетах соседях Солнца, план урока.
4. Ученики выполняют практикум по плану урока, демонстрируя знания. Обмениваются полученной информацией.
Физкультминутка. 1. «Солнечная система»:
- Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела;
- в ней 8 планет, многие имеют спутники;
- возникла 4,5-5 млрд лет назад из газово-пылевого облака;
- планеты делятся на две группы: планеты земной группы и планеты-гиганты;
- планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля. Марс, они намного меньше по размерам, чем планеты- гиганты.
2. Включаются в беседу с учителем.
2.«Планеты земной группы»
Распределите роли:
«координатор» - организует работу в группе. Роль координатора состоит в том, что на нем лежит ответственность за организацию работы группы и за принимаемые решения. Он же оценивает работу каждого в группе.
«контролер» - фиксирует время работы группы (15 минут)
«шкипер» - представляет проект решения проблемы у доски, фиксирует на доске работу группы.
«оформитель» - заносит отобранную информацию в таблицу.
Изучите необходимые источники по данной теме: §10 учебника, с. 52-56; папку на столе «Дополнения о планетах»; информационную доску (работает вся группа под руководством «координатора»). «Контролер» фиксирует время работы.
Заполните таблицу «Характеристика планет Солнечной системы» в соответствии с заданными параметрами (заносит информацию «оформитель»).
Представьте готовый проект по планете группы (выступает «шкипер»)
Те учащиеся, которые с сообщениями не выступают, должны:
внимательно ознакомиться с источниками, чтобы дополнить выступления интересными и важными фактами и сообщениями;
попытаться определить и обосновать свою точку зрения.
Сравнительная характеристика небесных тел
Планеты Удаленность от Солнца Диаметр и масса Особенности поверхности и температура планет Атмосфера
Меркурий 58 млн. км 4880 км и по массе схожа с Луной Кратеры, горы, до
+ 400С из-за близости к Солнцу Практически лишена атмосферы
Венера 108 млн. км 12 100 км Холмистые равнины, есть горные равнины. Возвышается гигантский вулкан высотой 12 км. t – до +500 C Плотная облачная атмосфера, которая состоит в основном из углекислого газа
Земля Около 150 млн. км Самая большая из планет земной группы – 12 742 км Более 70% поверхности покрыто водой Образованная азотом, кислородом и небольшим количеством углекислого газа
Марс 228 млн.км.
В два раза меньше Земли 6790 км, в 10 раз меньше по массе Земли Пустыни, кратеры, горы. Грунт богат железом. У полюсов планеты видны белые полярные шапки из замершей смеси воды и углекислого газа Тонкая, разреженная атмосфера, образована углекислым газом
3. Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский ученый, открывший атмосферу на Венере.
4. Внимательно слушают, комментируют, корректируют заполненную таблицу.
Работа с таблицей Тест СинквейнОценивает «координатор» работу в группе каждого участника Выполнения упражнений общего воздействия согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 Личностные: взаимопомощь.
Регулятивные: оценивание объективных трудностей, формулирование выводов.
Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Коммуникативные:
- осознанно строить речевое и
письменное высказывание;
- готовность слушать собеседника и вести диалог.
6. Первичное закрепление учебного материала - Ребята, кто из вас знает способ запоминания цветов радуги? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.) Хотите использовать, для запоминания планет такой же способ? Медвежонок Ветчину Закусил Малиной – (Меркурий, Венера, Земля, Марс). Стоп! Планет 8, а мы запоминаем 4. Почему?
Скажите, на какой планете из соседей Солнца может существовать жизнь (кроме планеты Земля)? (На Марсе)
- Почему? ( На Марсе есть, смесь воды и углекислого газа, смена времен года, на поверхности Марса есть пустыни, кратеры, горы; есть Северный и Южный полюс). - Наше путешествие подходит к концу!
Отвечают устно на вопросы. (Потому, что именно они соседи Солнца). Регулятивные: коррекция- внесение необходимых дополнений.
7. Самостоятельная работа (первичная проверка умений) Установление соответствия между понятием и его определением (на интерактивной доске соотнести ученых и их вклад).
Тестирование.
1.Выберите вариант ответа, содержащий названия планет земной группы:
А) Меркурий, Венера, Марс, Земля;
Б) Земля, Юпитер, Марс, Уран;
В) Марс, Земля, Уран, Юпитер.
2. Какая из планет Солнечной системы имеет самый короткий год? (Быстрее всех совершает оборот вокруг Солнца).
А) Земля, Б) Меркурий, В) Венера, Г) Марс.
3. Какая из планет является самой яркой на ночном небе?
А) Меркурий, Б) Венера, В) Юпитер.
4. Какую планету называют красной?
А) юпитер, Б) Марс, В) Меркурий.
Использование индивидуальной формы работы:
• самостоятельное выполнение учащимися задания на применение нового способа действия;
• осуществление самопроверки, пошагового сравнения с образцом;
• оценивание своей самостоятельной работы.
Сравнение ответов с эталоном и коррекция своих ответов.
Работа с таблицей Тест СинквейнОценивает «координатор» работу в группе каждого участника Самооценка Регулятивные: умение оценивать свою работу.
8. Включение новых знаний в систему
и повторение (рефлексия содержательная) Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного материала:
составление синквейна по изученной теме.
- Синквейн – это короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), на материале учебного параграфа.
Синквейн состоит из пяти строк и пишется по определенному плану:
1-я строка – одно слово, тема синквейна (существительное или местоимение).
2-я строка – два слова, описание темы, ее признаки и свойства (прилагательные или причастия могут, соединены союзами).
3-я строка – три слова, описание характерных действий (глаголы, словосочетания).
4-я строка – четыре-пять слов, фраза или цитата на данную тему (выражает личное отношение автора к теме).
5-я строка – одно слово, характеризующее суть темы, ассоциация, синоним к теме (существительное или описательный оборот). Включение новых знаний в систему знаний.
Систематизируют полученные на уроке знания и умения.
Составляют синквейн. Зачитывают по желанию.
Пример:
Соседи
Близкие, не большие
Вращаются, завораживают, пленят
Они намного меньше планет-гигантов
Домашние
Работа с таблицей Тест СинквейнОценивает «координатор» работу в группе каждого участника Самооценка Оценивает класс
Выставляется средняя арифметическая отметка. Коммуникативные: построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества.
Познавательные: самостоятельное построение новых учебных целей, на основе ранее усвоенных способов действий.
Личностные: формирование эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей.9/1. Рефлексия деятельности (итог урока)
1.- Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Все ли нам удалось? Что интересного вы узнали?
2.- Какими источниками информации мы пользовались для того, чтобы узнать, как ученые разных эпох изучали Вселенную?
3.- Каким образом мы работали с этими источниками информации? Для чего мы их использовали?
Ответы обучающихся. Восстанавливают ход своей деятельности на уроке. Анализируют деятельность на уроке.
Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: умение выражать свои
мысли; формулировать
собственное мнение и позицию.
Личностные:
осуществление личностной рефлексии при подведении итогов.
9/2. Рефлексия эмоционального состояния Прием «Фотография на память». На круглых листочках нарисуйте свой портрет, отражающий ваше эмоциональное состояние на уроке.
Оценка деятельности обучающихся на уроке, выставление отметок особо активным обучающимся.
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся:
Ι. Актуализация знаний.
* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.
ΙΙ. Открытие нового знания.
* Отметить учеников, которые хорошо работали с таблицей.
ΙΙΙ. Применение нового знания.
* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы. Заполняют предложенные листы. Выражают свое эмоциональное состояние.
10. Домашнее задание 1. Обязательное для всех:
- §10, электронное приложение.
2.Дополнительное (по желанию или на выбор):
- подготовить с помощью разноцветного пластилина или картона модели (планет Солнечной системы).
Определяют объем и содержание домашней работы, относящейся к следующему этапу обучения. Записывают д/з в дневник.
Дополнительное домашнее задание полезно для формирования умений анализа и синтеза информации, составление логических рассказов. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль