Конспект непосредственной образовательной деятельности «Добрые соседи»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»




НОД «Добрые соседи»




Составители: Гришина О. М.
Якупова Н. Я.












Абакан 2014.
Название НОД «Добрые соседи».
Программное содержание:
Познакомить детей с особенностями русской и хакасской одежды.
Продолжать знакомить детей с предметами народного прикладного искусства.
Расширять кругозор и эстетическое восприятие.
Воспитывать интерес к народному творчеству и любовь к родному краю.
Развивать умение выражать в речи свои впечатления, пополнять словарь новыми словами старинного русского и хакасского быта.
Продолжать анализировать слова (звуковой и слоговой состав слова).
Развивать интонационную выразительность речи, память, мышление художественное восприятие.
Использовать элементы игротерапии - как метод психотерапевтической воздействия на развитие личности.
Способствовать развитию познавательных навыков.
Через элементы танцевальной терапии развивать осознание собственного тела развитие навыков общения.
Словарь:
Узор, кокошник, бисер, мулине, пяльцы, рукодельница, рушник, кружево, гладь орнаменты, мелей, самобытная одежда, пого, танган. Изенер, анымзохтар.
Приемы:
сюрпризные моменты,
художественное слово,
вопросы,
русские узоры, хакасские орнаменты,
пальчиковая гимнастика «Дружба»
Материалы и оборудование:
2 ширмы, оформленные в виде избы и юрты. В них образцы посуды, одежды. Кубик. Разные рукавицы. Стол, самовар, расписная посуда, рушники, полотенца, коврики, музыкальные инструменты, половички домотканые, лавочки, бублики, сундук (в нём: сарафан, кокошник, рушник, кружевная салфетка, рубашечка). Столы, стулья, хакасская варежка, трафареты хакасского орнамента, клей, кисточки, салфетки, подставки. Угощение для детей.
Предварительная работа.
Рассматривание книжных иллюстраций.
Рассматривание альбомов: «Русский национальный костюм»,
«Хакасский национальный костюм».
Рассматривание предметов, сделанных руками взрослых: вышивки, вязание и т.д.
Беседа об историческом прошлом русского и хакасского народов.
Рисование узоров по мотивам русской росписи и хакасского орнамента.
Заучивание частушек, песен, разучивание народных игр.
Приготовить и организовать выставку моделей русской избы и хакасской юрты для свободного ознакомления детей.
Подготовить сундук и в нём предметы для рассматривания.
Приготовить музыкальные инструменты, атрибуты к играм.
Приготовить всё для аппликации.
Зал оформлен в виде русской горницы: окно с занавесками, под окном стол, на расшитом рушнике стоит самовар и хохломская посуда: чашки, ложки.
На стенах висят расшитые полотенца, на полочках русские народные инструменты: трещотки, бубны, погремушки, балалайка. С обеих сторон стоят скамеечки.
В горнице суетится Хозяюшка (воспитатель в русском народном костюме).
Раздается стук. Хозяйка открывает, в горницу входят дети - гости.
Ритуал приветствия. Хозяюшка:
- Здравствуйте, гости дорогие, красны девицы и добры молодцы! Добро пожаловать в мою горницу. Милости просим, проходите, садитесь. Всех позвала я ребятишек, девчонок и мальчишек. Будем петь да играть, старину вспоминать.
(Дети заходят и садятся). Хозяюшка:
- У меня для вас сюрприз! Посмотрите на сундук расписной, подарок моей бабушки. Он не простой, а волшебный там лежит
Вынимает русский сарафан.
- Посмотрите, какой красивый. Девушки его сами шили и украшали. Чем украшен сарафан?
(Дети рассказывают).
(Хозяюшка по ходу рассказа знакомит с новыми словами, объясняя их значение).
Вынимает кокошник.
- Это головной убор. Посмотрите и расскажите, чем он украшен? - Вышивкой и бусами.
(Дети описывают украшения).
Вынимает расписное полотенце.
- Это рушник - руки и лицо вытирать.
(Новое слово дети повторяют хором и индивидуально).
Как теперь называется этот предмет? - Полотенце.
Расскажите, каким узором он вышит. Его моя бабушка сама вышивала. (Хозяюшка достает рушники, вышитые гладью, крестом). Хозяюшка:
- Вышивки гладью, крестом, кружево, салфетки, сшитый сарафан - всё это бабушка сделала своими руками.
- Как в сказках таких женщин называли? - Рукодельница.
- Бабушка сама придумывала узоры, подбирала цвета ниток, чтобы было красиво. Все её вещи - это произведения русского прикладного искусства.
(Дети рассматривают нитки, крючок, пяльцы).
- Теперь я в этот сундук буду складывать вещи, которые сделала своими руками. Этот замечательный сундук я передам своей дочке и внучке. Вот и не забудут они бабушку - рукодельницу, да и сами станут мастерицами.
Хозяюшка предлагает поиграть в слова.
- Много новых слов мы узнали. Назовите их. Кокошник, узор, бисер и т.д. Скажем эти слова по слогам: у-зор, би-сер, ко-кош-ник. На каждый слог дети хлопают в ладоши.
Хозяюшка:
- После окончания работы в народе любили хороводы с песнями водить.
Хоровод «На горе-то калина».
Хозяюшка:
-Спели б песни-небылицы,
-Чтоб могли повеселиться!
(Дети поют озорные частушки, используя музыкальные инструменты)
Хозяюшка:
-Любил русский народ и в игры поиграть.
-Давайте играть, плетень заплетать!
Игра «Плетень». Хозяюшка:
Ну что ребята, понравилось вам у меня гостить?
А теперь я хочу познакомить вас со своей соседкой.
А тут и кони гуляют на воле Кони быстрее всех на свете, Скачут, летят они как ветер!
Быстро доберемся до её жилища.
(Дети цокают, изображая езду, бегут «змейкой»).
Второй воспитатель:
- Здравствуйте! Изенер! Дети:
- Здравствуйте! Изенер! Воспитатель:
Как хорошо, что вы, соседушка, пришли ко мне и гостей столько привели. Ведь я изучаю декоративно-прикладное творчество хакасского народа. Обратите внимание, какие интересные экспонаты собраны. Одежда хакасского народа была самобытной. Шили её сами из шкур домашних животных, и из материала фабричного производства. Зимней верхней одеждой была меховая шуба с соболиной отделкой, приспособленная к суровым климатическим условиям Сибири и верховой езде. Шапка была круглая с околышком и платок, завязанный узлом на затылке. Зимние шапки - меховые с разной отделкой. А рукавицы из овчины (мелей), праздничные вышивались цветными узорами. Летнюю верхнюю одежду шили из сукна. Покрой детской одежды не отличался от одежды взрослой.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Не ошибись». Нужно назвать правильно предметы одежды, изображенные на кубике.
(Дети кидают кубик и называют предметы национальной хакасской одежды).
- Посмотрите, какие интересные узоры. Эти узоры называются ОРНАМЕНТЫ. Как вы думаете, чем украшали женщины элементы одежды? (Ответы детей)
- Для вас, дорогих гостей у меня есть игра, которая так и называется «Варежка» Нам необходимо выбрать ведущего при помощи считалки.
(Дети и взрослые встают в круг).
Сапты, Сапты
Санап Сапты
Сапхан Сагы
Сагы Салды.
Алты Читы
ОнЧус
Улуг саны мун чус.
- Давайте рассмотрим с вами вышивку праздничных рукавиц. (Дети рассматривают рукавицы).
Воспитатель читает стихотворение «Варежка». Я. Тисперекова.
Луна глядит в окошко,
В дрожащее от вьюги... Повышивать немножко
Уселись две подруги.
В юрте свет включили,
Чтоб не терять иголки.
Потом достать решили
Все нитки с верхней полки.
Поют и вышивают
В юрте две девицы
И словно оживают
Жарки на рукавицах
Тепло цветов согреет
Когда-нибудь любимых.
/Перевод В.Данилкжа/.
- Я приглашаю вас, ребята, в свою мастерскую, где вы можете проявить фантазию и выдумку в оформлении рукавицы орнаментом.
(Дети садятся за столы, выполняют пальчиковую гимнастику «Дружба».) Индивидуальная работа детей. Дети выкладывают хакасский орнамент на варежке и наклеивают.
- Какие замечательные праздничные варежки у вас получились. Спасибо вам. И я хочу угостить вас национальным блюдом «Талган»
(Угощение детей и гостей. Уходя прощаются - АНЫМЗОХТАР).





























































Русская изба










13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Хакасская юрта










15