КТП по литературе (7 класс, Меркин)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата
Тема урока
Краткое содержание урока
Теория литературы и историко-литературные сведения
Основные виды деятельности
Межпредметные и внутрипредметные связи
Обогащение словарного запаса
Домашнее задание

Тема № 1 Введение (1 ч)


Введение
Знакомство с литературой и особенностями учебника. Литературные роды (эпос, лирика, драма). Жанр и жанровое своеобразие. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество
Литературные роды, жанр, текстология
Работа со статьей учебника
Особенности работы с учебной хрестоматией

Подготовить рассказ на тему «Что значит «незаинтересованное», но интересное чтение»

Тема № 2 Из устного народного творчества (3 ч + 1 ч р/р)


Былины. «Святогор и Микула Селянинович»
Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа
Эпические жанры в фольклоре, былина (эпическая песня), конфликт былины, былинный герой
Составление тезисного плана вступительной статьи. Эвристическая беседа, словарная работа (выяснение непонятных слов)
Былинные мотивы в искусстве




«Илья Муромец и Соловей-разбойник»
«Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Конфликт былины, поучительная речь, отражение народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Создание отзыва на эпизод, формулирование вопросов и письменных ответов на них

Дородный, добрый, стольный, заколодела



р/р
Баллада А.К.Толстого «Илья Муромец». Образы былинных богатырей в литературе
Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Литературная баллада, фольклорные мотивы

Былинные мотивы в русской поэзии




Русские народные песни
Обрядовая поэзия. Лирическое и эпическое начало в русской народной песне
Обрядовая поэзия, календарные и семейно-бытовые обряды, жанры обрядовых песен, лироэпическая песня
Выразительное чтение. Письменный ответ на вопрос




Тема № 3 Из древнерусской литературы (2 ч)


Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»).
Поучительный характер ДРЛ; мудрость, преемственность поколений.
Эпические жанры и жанровые образования в ДРЛ (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).
Пересказ вступительной статьи учебника, устные ответы на проблемный вопрос Подробный пересказ
Иллюстрации, иконопись
Наставление, поучение, житие летопись, погодные записи, каноны



«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Поучительный характер ДРЛ; любовь к родине, твердость духа, религиозность

Развернутый рассказ о литературном герое.
Празднование Дня семьи, любви и верности
Чадолюбивые, поведали, дивился, пронырство, символ




Тема № 4 Из русской литературы XVIII века(4 ч + 2 ч р/р)



М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает...» (из оды «На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Теория о «трех штилях»
Эвристическая беседа
Работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова); мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской Ломоносова

Наизусть № 1


р/р
«О вы, которых ожидает» (отрывок из оды «На день восшествия...», 1747 г.)
Наизусть № 1

Ода, тема, мотив, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение
Выразительное чтение. Эвристическая беседа


Наизусть № 2


Г.Р. Державин «Властителям и судиям».
Наизусть № 2
Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.
Лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики
Составление тезисного плана вступительной статьи, эвристическая беседа

Сонм, мзда, внимать



Д.И.Фонвизин «Недоросль»
Понятие о классицизме. Своеобразие драматургического произведения
Драма как литературный род, классицизм, юмор, сатира, сарказм, «говорящие» фамилии, общественная комедия
Ответы на вопросы учебника, составление цитатного плана





Д.И.Фонвизин «Недоросль»: герои и события. Проблема гражданственности.
Основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

План характеристики персонажей

Воспитание, образование, добродетель, благонравие



р/р КС1
Классное сочинение № 1 по произведению Д.И. Фонвизина «Недоросль»


Самостоятельная письменная работа учащихся




Тема № 5 Из русской литературы XIX века (20 ч + 5 ч р/р)


Свободолюбивые мотивы в стихотворениях А.С. Пушкина «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»), Дружба и тема долга.
Дружеское послание, свободолюбивые мотивы
Уровневый анализ поэтического текста


Наизусть № 3


Человек и природа в стихотворении А.С. Пушкина «Туча»
Наизусть № 3

Тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора)
Эвристическая беседа





А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы – предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие.
Художественный образ и прототип. Тропы и фигуры
Эвристическая беседа
Работа с иллюстрациями
Мотивы судьбы: предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие



р/р
Образ Петра и тема России в поэме А.С.Пушкина «Полтава»
Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведения.
Поэма, отличие поэмы от баллады, гражданский пафос поэмы, антитеза
Различные виды пересказов, устное словесное рисование
Работа с иллюстрациями, Литература и история




М.Ю.Лермонтов. Образ России в стихотворении «Родина».
Стихотворение «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...». Речевые элементы в создании характеристики героя
Жанры лирики. Углубление и расширение понятия о лирическом сюжете и композиции лирического произведения Градация
Выразительное чтение, эвристическая беседа


Наизусть № 4


Проблематика и основные мотивы «Песня про царя Ивана Васильевича...»
Наизусть № 4

Фольклорные элементы в авторском произведении
Выразительное чтение, эвристическая беседа
Работа с иллюстрациями
Опричник, православный народ, кручиниться
Наизусть № 5


р/р
ДС1
Идейно-художественное своеобразие «Песни». Обучение анализу эпизода
Наизусть № 5

Стилизация как литературно-художественный приём, вымысел и верность исторической правде, фольклорные элементы в авторском произведении, приём контраста
Ответы на вопросы учебника, составление цитатного плана, тезисный план характеристики персонажей. Анализ эпизода художественного текста по тезисному плану


Домашнее сочинение № 1 по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про ...»


Н.В.Гоголь. Образ «маленького человека» в повести «Шинель»
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема – изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.
Сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие фамилии»
Различные виды пересказа, составление словаря для характеристики персонажа
«Петербургские повести» Гоголя в русском искусстве




Авторское отношение к героям и событиям в повести Н.В.Гоголя «Шинель»


Эвристическая беседа
Работа с иллюстрациями
Философ-идеалист



И.С.Тургенев. Идейно-художественное своеобразие рассказа «Хорь и Калиныч»
Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева)
Портрет и характер, сравнительная характеристика; цикл
Различные виды пересказа Эвристическая беседа





«Певцы». Тема искусства в рассказе
Рассказ «Певцы»: основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям.

Ответы на вопросы учебника, составление цитатного плана, тезисный план характеристики персонажа


Наизусть № 6


Тематика и художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий»
Наизусть № 6
Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Стихотворение в прозе, образ-персонаж, авторская позиция
Ответы на вопросы учебника, выразительное чтение

Стихотворение в прозе; подаяние



Н.А.Некрасов в воспоминаниях современников. Проблематика произведения «Железная дорога»
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная – основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
Диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы
Характеристика персонажей
Н.А.Некрасов и художники-передвижники

Наизусть № 7


Идейно-художественное своеобразие произведения А.Н.Некрасова «Размышления у парадного подъезда»
Наизусть № 7


Чтение наизусть, выписки для характеристики персонажей, цитатный план
История создания И.Е.Репиным картины «Бурлаки на Волге»
Холопский недуг, скудная лепта, чернь, щелкопер; этимология



Проблематика произведения Н.А. Некрасова «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»)

Развитие представлений о жанре поэмы, диалоговая речь
Выписки для характеристики героев, цитатный план

Рвать сердце, отпустить с миром, сталью одеть грудь, счастливые грёзы



Своеобразие сюжета и проблематика сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как Один мужик двух генералов прокормил».
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
Сатира, своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении. Сатира, сатирический образ, притчевый характер сатирических сказок, аллегория, гипербола, гротеск
Рассказ о писателе, эвристическая беседа, ответы на проблемные вопросы
Работа с иллюстрациями к произведениям Салтыкова-Щедрина




М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»








Л.Н.Толстой-участник обороны Севастополя. Тематика произведения «Севастополь в декабре месяце»
Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Рассказ, сюжет, композиция, особенности языка писателя Рассказ, сюжет, элементы композиции
Рассказ о писателе, беседа по вопросам учебника
Работа с иллюстрациями, панорама Ф.Рубо «Оборона Севастополя»




р/р
КС2
Классное сочинение № 2 по произведению Л.Н. Толстого «Севастополь в декабре месяце»


Самостоятельная письменная работа учащихся





Н.С. Лесков «Левша»
Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков – писатель будущего». Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.
Своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.
Эвристическая беседа, комментированное чтение
Образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).




Образ Левши в сказе


Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения





Русская природа в стихотворениях А.А. Фета «Вечер» и «Зреет рожь над жаркой нивой»
Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
Лирика, тропы, фигуры. Их роль в лирическом тексте. Лирика, тропы, фигуры. Эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие
Творческое чтение лирических произведений, выявление принадлежности художественных текстов к лирике


Наизусть № 8


Социальная и нравственная направленность рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»
Наизусть № 8
Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Психологический портрет, развитие представлений о сюжете Психологический портрет
Выборочный пересказ, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения





Авторская позиция в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника».

Психологический портрет, авторская позиция
Участие в дискуссии, определение жанра произведения, выявление авторской позиции





р/р
Произведения русских поэтов XIX века о России
А.С. Пушкин «Два чувства дивно близки нам...», Н.М. Языков «Песня»; И.С. Никитин «Русь»; А.Н. Майков «Нива»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..»
Лирика, тропы, фигуры, эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие, композиция, лирический герой
Выявление языковых средств художественной образности, выразительное чтение, доклады учащихся


Наизусть № 9


Тема № 6 Из русской литературы XX века (17 ч + 6 р/р)


Проблематика «Легенды о Данко» М.Горького (из рассказа «Старуха Изергиль»)
Наизусть № 9
Основные сюжетные линии в рассказе.
Романтизм, романтический герой, романтический пейзаж, легенда
Подробный пересказ, участие в дискуссии, анализ текста
Работа с иллюстрациями, портрет М.Горького

Наизусть № 10


Идейно-художественное своеобразие повести М.Горького «Детство»
Наизусть № 10
Основные сюжетные линии в автобиографической прозе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.
Развитие представлений об автобиографической прозе
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, подготовка докладов





р/р
ДС2
Гуманистическая направленность повести «Детство». Характеристика героев





Домашнее сочинение № 2 по произведению М.Горького «Детство»


Темы и мотивы в лирическом произведении И.А. Бунина «Догорал апрельский вечер»
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...», «Как я пишу»
Темы и мотивы в лирическом произведении, поэтический образ, художественна роль бессоюзия в поэтическом тексте
Выразительное чтение, эвристическая беседа





Смысл названия рассказа И.А. Бунина «Кукушка»
Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение – основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
Развитие представлений о сюжете, авторская позиция
Художественный пересказ, подготовка вопросов для дискуссии

Доброта, милосердие, справедливость, смирение; образ-персонаж




Художественная идея рассказа А.И. Куприна «Куст сирени»
Рассказы «Куст сирени», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.
Развитие представлений о рассказе, диалог в рассказе, сюжетная линия, подтекст; анекдот
Подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа






А.И. Куприн «Allez!»








Проблематика и художественное своеобразие стихотворения В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Автобиографические мотивы в лирических произведениях. Мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).
Определение проблематики произведения, выявление приёмов создания образов и художественного своеобразия произведения






Эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях С.А.Есенина
Стихотворения: «Каждый труд благослови, удача», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
Образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис)
Чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении


Наизусть № 11


р/р
Анализ стихотворения С.А. Есенина «Отговорила роща золотая...»
Наизусть № 11









Проблематика и художественная идея рассказа И.С.Шмелёва «Русская песня»
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
Рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза
Определение основных сюжетных линий рассказа, выявление проблематики и художественной идеи произведения

Камфара, политура, парусиновый; очерк



Родина, человек и природа в рассказе М.М. Пришвина «Москва-река»
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Подтекст, выразительные средства художественной речи, градация, образ рассказчика
Эвристическая беседа о Родине, человеке и природе в рассказе






Человек и природа в произведении К.Г. Паустовского «Мещерская сторона»
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие»). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Лирическая проза, выразительные средства художественной речи; пейзаж как сюжетообразующий фактор
Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы, эвристическая беседа по вопросам учителя и учащихся





р/р
К.Г. Паустовский. Анализ глав повести «Мещерская сторона»









В художественном мире стихотворения Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»
Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека.
Выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений)
Творческое чтение лирического произведения, выявление принадлежности художественных текстов к лирике, языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания стихотворения

Духовность, духовный труд; эссе
Наизусть № 12



Основные мотивы военной лирики стихотворений А.Т. Твардовского.
Наизусть № 12
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин» («Два солдата», «Переправа»). Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память – основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.
Композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры)
Эвристическая беседа, сбор материала об историческом контексте произведения

Героизм, чувство долга



Поэма «Василий Тёркин»





Наизусть № 13


р/р
КС3
Классное сочинение № 3 по произведению А.Т. Твардовского «Василий Теркин»


Самостоятельная письменная работа учащихся





р/р
Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны
Наизусть № 13
Н.П. Майоров «Творчество»; Б.А. Богатков «Повестка»; М. Джалиль «Последняя песня»; В.Н. Лобода «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов – участников войны.
Выразительно-художественные средства речи.
Различные виды чтения, чтение наизусть.






Нравственная проблематика рассказа Б.Л. Васильева «Экспонат №»
«Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Рассказчик и его роль в повествовании
Выявление смысла названия рассказа и его роли для понимания художественной идеи произведения, беседа о нравственной проблематике рассказа

Равнодушие, нравственная убогость, лицемерие



В.М. Шукшин. «Слово о малой родине»
Краткие сведения о писателе. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека.

Письменный ответ на вопрос, эвристическая беседа
Деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).





Чудаки и чудики в рассказах В.М.Шукшина. Рассказ «Микроскоп»
«Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.
Развитие представлений о рассказе и способах создания характера
Составление языка словаря персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение

Внутренняя простота, нравственная высота



р/р
Поэты XX века о России
А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...», М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...», Я.В. Смеляков. «История», А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...», А.Я. Яшин. «Не разучился ль...», А.А. Вознесенский. «Муромский сруб», А.Д. Дементьев. «Волга». Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.


Наизусть

Тема № 8 Из зарубежной литературы (5 ч + 1 р/р)


р/р
Темы и мотивы сонетов У.Шекспира.
Наизусть № 14
Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, – так теперь...», «Люблю, – но реже говорю об этом...», «Её глаза на звёзды не похожи....». Темы и мотивы. «Вечные» темы в сонетах У. Шекспира.
Твёрдая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений), вечные темы
Чтение сонетов, нахождение языковых средств, работа по вопросам
Музыкальные записи сонетов
Любовь, жизнь, смерть, красота, вечные темы
Наизусть


Р.Бёрнс. Основные мотивы произведений
Наизусть № 15
Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно». Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Лироэпическая песня, баллада, аллегория
Выступление учащихся, ответы на вопросы

Чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и зле



Р.Л.Стивенсон. Приёмы создания образов в романе «Остров сокровищ»
Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.
Приключенческая литература
Эвристическая беседа, комментированное чтение, составление плана

Находчивость, любознательность



Мацуо Басё. Хокку
Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой, своеобразием образов и структуры.
Хокку (хайку)
Эвристическая беседа, устные ответы на вопросы





Нравственно-философская проблематика в произведении А.Сент-Экзюпери «Планета людей»
Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Лирическая проза (развитие представлений) правда и вымысел, образы-символы, афоризмы.
Выявление нравственной и философской проблематики произведения, комментированное чтение
Сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств.
Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь



Я. Купала
Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М.Горький и М.Исаковский – переводчики Я. Купалы.

Эвристическая беседа, письменный ответ на вопрос

Кривда



Подведение итогов года. Литература на лето.
Предварительное знакомство с произведениями, включенными в программу 8 класса и рекомендованными для самостоятельного чтения.

Сообщение учителя






Резервные уроки
















13PAGE 15


13PAGE 142815




15