Кружковая работа по физиологии растений

Отдел управления образованием
Динского района

Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа № 38»




Тема: «Развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности через кружковую работу»










Монастырная Наталья Николаевна,
учитель биологии БОУСОШ № 38









2014 г.




Монастырная Наталья Николаевна.



Содержание:

1. Информационная карта передового педагогического опыта. 3
2. Описание передового педагогического опыта. 4
3. Библиографический список 8
4. Приложение к опыту 9





































2.

Думать – самая рудная работа.
Вот, вероятно, почему этим занимаются не все.
Г. Форд.

Описание передового педагогического опыта
2.Тема опыта:
«Развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности через кружковую работу»
3.Опыт проводится на базе 5 - 6-х классов.
4.Актуальность опыта.
Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических аспектов образования. Элементы исследовательской деятельности младших школьников призваны реализовывать в практической деятельности школ принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования.
Затруднение, встречающееся в массовой практике – это проблема несоответствия объёма программного материала курса Биологии в 6 классе и количества часов выделяемых на его изучение в Учебном плане при пятидневной неделе, преодоление пассивности уч-ся. Материалы данного опыта работы помогут повысить познавательную активность учащихся, внедрить элементы исследовательской деятельности и проблемного обучения в учебно-воспитательный процесс.
5. Использую практические приёмы и методы, соответствующие возрастным особенностям учащихся, способствующих развитию познавательной активности, познавательных интересов, бережного отношения к природе.
Человек с рождения – исследователь. Развиваясь, он поначалу находится в противоречивом состоянии выбора – исследовать или принимать на веру. Однако постепенно он всё больше и больше переходит на позицию принятия на веру. Но в постоянно меняющемся мире для адаптации и выживания человек с такой позицией оказывается беспомощным. Занимая исследовательскую позицию на разнообразные ситуации, мы лучше адаптируемся, сохраняя здоровье и оптимизм.
Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования. Технология классно-урочной системы, эффективна для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, становится неконкурентноспособной в современных условиях. Задача современного образования – формирование таких качеств личности, как способность к творческому мышлению,
самостоятельность в принятии решений, инициативность. Дети должны уметь обдумывать
принимаемые решения, чётко планировать свои действия, эффективно сотрудничать с учителем и с одноклассниками. Этим и обусловлено распространение в школах методов и технологий исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность школьников как метод проблемного обучения всё прочнее внедряется в учебно-воспитательный процесс. В ряде школ создаются целые научные общества.
Исследовательская деятельность это серьезная и целенаправленная работа педагога-руководителя. Исследовательская деятельность предполагает системную работу. В первую очередь, это задания экспериментального и исследовательского характера, которые выполняют учащиеся. Поэтому цели исследовательской деятельности – это повышение мотивации к учёбе, познавательного интереса и творческой активности, развитие исследовательской компетенции и исследовательских умений учащихся посредством овладения ими методов научного познания и умений учебного исследования.
Ученик может овладеть ходом своего исследования только в том случае, если он сможет это исследование прожить на собственном опыте. Именно исследовательская деятельность предоставляет ученику гораздо большую свободу мыслительной деятельности, чем репродуктивная деятельность.
Каждый достигнутый результат порождает рефлексию, следствием которой становится появление новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования. Интересен тот факт, что абсолютное большинство учащихся, однажды попробовавших себя в исследовательской деятельности и получивших положительные оценки своих результатов, возвращаются к этой деятельности снова и снова. Таким образом, учебная активность приобретает непрерывный и мотивированный характер
Основные параметры к использованию исследовательской деятельности:
*значимость и актуальность тематики;
*по возможности оригинальность;
*доступность и корректность используемых методов исследования и обработки полученных результатов;
*активность участников,
*эстетика оформления результатов проведённого опыта, умение делать выводы, аргументировать заключения:
*должна основываться на теоретических знания ученика.
Задачи :
*помочь учащимся овладеть основами исследовательской деятельности;
*обучить структуре построения и правилам оформления учебного исследования;
*сформировать мотивацию активного участия в исследовательской деятельности, потребности в развитии собственных интеллектуальных и исследовательских умений.
Принципы исследовательской деятельности учащихся.
Одним из важных принципов организации исследовательской деятельности является принцип естественности. Этот принцип заключается в том, что тема исследования, за которую берется школьник, должна быть реальной и выполнимой, интересной и настоящей, а значит реально выполнимой. Ее естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать ее самостоятельно, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребенок может сам ее потрогать, ощутить возможности решения проблемы, стать первооткрывателем без подсказки и руководства учителя.
Следующим принципом организации исследовательского проекта, которым необходимо руководствоваться в организации исследовательской работы школьников, это принцип наглядности или экспериментальности. В научной литературе существуют различные трактовки термина «наглядность». Одни относят к средствам наглядности лишь то, что может воспринять зрение человека, исключая при этом, предметы и процессы и, относя это лишь к иллюстративным и наглядным пособиям. Некоторые несколько расширяют это понятие и
распространяют это на представления, которые появляются в ходе слушания образной речи или чтения художественной литературы. В исследовательской деятельности человек познает свойства веществ и явлений не только зрением, но и с помощью других анализаторов. Таким образом, принцип наглядности - достаточно широкое понятие и выходит за рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и позволяет ученику экспериментировать с теми предметами, материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя.
Не менее важным принципом реализации исследовательских программ школьника является принцип осмысленности выполняемой учеником работы. Для того чтобы знания, полученные в ходе исследования, стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознанными и осмысленными. Это возможно только в том случае, если цель исследования, задачи, проблема, гипотеза исследования - не готовые выкладки, сформулированные взрослым, а плод раздумий, ученика. Осмысливание происходит в ходе самостоятельной деятельности. Ученик в состоянии раскрыть причинно-следственные связи между отдельными компонентами исследования, своими словами, сформулировать и объяснить главные теоретические идеи, применить изученную теорию для объяснения частных явлений и неожиданных результатов, полученных в ходе исследования. Процесс осмысления проблемы, ее обдумывания требует мыслительной деятельности, мыслительных операций: синтез, сравнение, обобщение.
Использование принципа осмысленности требует реализации и принципа культуросообразности. Решение его - это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования и новизной и оригинальностью подходов в его решении научной задачи. Принцип культуросообразности можно считать принципом творческой исследовательской деятельности, когда ученик привносит в исследование что-то свое, неповторимое, пронизанное своими мироощущениями и мировосприятием, что позволяет сделать исследование неповторимым и оригинальным.
Очень важным из всех выше перечисленных принципов является принцип самодеятельности школьника, так как именно самостоятельная деятельность в ходе учебного исследования является главным показателем понимания учеником изучаемой им проблемы, показателем становления мировоззренческой позиции автора. Именно принцип самодеятельности подкрепляется принципами доступности, естественности и экспериментальности, а не наоборот. Педагог, руководя исследовательской деятельностью учащихся, должен не только знать это, но и руководствоваться этим принципом в первую очередь, желая, чтобы ученики были успешными исследователями. Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами, он становится партнером и сотрудником взрослого в той или иной проблеме, в которой они, взрослый и ученик, становятся равными. Это дает ученику иные мироощущения, предполагает возможность саморефлексии и наличие собственного отношения к окружающей действительности, объективного определения своего места в мире.
Иногда подобный результат не достигается в том случае, если ученик не может дойти до конца в своем исследовании. Это происходит в том случае, если проблема, которую ученик взялся решать, ему не по силам. Поэтому одним из главных принципов, помимо принципа самостоятельности, является принцип доступности исследования. Занятие исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это происходит зачастую на высоком уровне трудности. Педагог должен помнить, что понятие «высокий уровень трудности» имеет смысл тогда, когда он имеет непосредственное отношение к конкретному ученику, а не к конкретному учебному материалу: что для одного ученика достаточно сложно и непонятно, для другого - просто и доступно. Поэтому педагог, определяя тему исследования, проблему для изучения и анализа ее учеником, должен дать ему возможность самостоятельно определить степень ее сложности, самостоятельно ее выбрать, чтобы потом школьник не бросил заниматься ею, уделив уже достаточно времени работе над ней.
Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить,

находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, информационно-технологические умения. Свою работу я строила по трём условно выделяемым уровням познавательной деятельности уч-ся:
-получение учащимися ''готовых'' знаний со слов учителя и из других источников;
-самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной деятельности учащихся, когда школьники в процессе исследования делают для себя ''открытия'' то есть фактически открывают заново уже известные факты и события, явления и закономерности окружающей природы;
-углубленный исследовательский поиск, близкий к проектной деятельности.
На своих уроках я стремилась формировать различные интеллектуальные умения. Например, работа с различной информацией (анализ, поиск, обобщение, представление, передача). Не менее главным является и умение планировать работу, рассуждать, прогнозировать, ставить проблемы, искать пути их разрешения, оценивать свою и чужую деятельность.
Часть заданий можно было бы использовать на уроке, но в силу недостатка времени, установленного Учебным планом ОУ в 6 классе, кружковая деятельность выстраивалась в большинстве случаев таким образом, чтобы присутствовал теоретический материал, пройденный в 6 классе. На его основе закладывались и проводились опыты, которые служили хорошим материалом для практического закрепления. На занятиях закладывали опыты, наблюдали за раннее заложенными опытами, иногда вводились игровые моменты. Частым гостем на кружковых занятиях был микроскоп. Задания на постановку опытов и экспериментов составлялись таким образом, чтобы школьники могли овладеть следующими приёмами: постановка цели, определение условий проведения опыта, формулирование гипотезы о предполагаемых результатах, составление плана действий, подбор средств, выбор формы наблюдения и фиксации, формулирование выводов и оформление результатов.
Учитывая, что кружок посещали учащиеся 5-7 класса, опыты и исследования были подобраны в соответствие с учётом данной возрастной категории.
Вашему вниманию я предлагаю часть практических работ и опытов проделанных во время кружковых занятий.
Практическая работа: «Строение цветочной пыльцы».
Цель: изучить и сравнить строение пыльцы различных растений;
Оборудование: пыльца различных растений.
Ход работы.
Рассмотрите под микроскопом пыльцу различных растений.
Сравните форму и величину пыльцевых зёрен.
Рассмотрите поверхность рыльца в цветках выбранных растений.
Сравните форму, величину пыльцы с поверхностью рыльца соответствующего растения.
Зарисуйте пыльцу и поверхность рыльца каждого растения.
Вывод. Что находится в пыльце? Где она созревает? Что такое опыление? Каковы особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений?

Практическая работа: «Сухие и сочные плоды».
Цель: познакомиться с разными вида плодов, особенностями их строения, научиться распознавать плоды на раздаточном материале.
Оборудование: набор плодов и семян, таблицы «Плоды и семена», «Сочные плоды», «Сухие плоды».
Ход работы.
Рассмотрите предложенные плоды. Найдите сочные и сухие плоды.

2. Сочные плоды разделите на односемянные и многосемянные. С помощью схемы определите их название.
3. Сухие плоды разделите на односемянные и многосемянные. С помощью схемы определите их название.
4. Заполните таблицу.
Название растения
Тип плода
Название плода


Сочный или сухой
Односемянный или многосемянный







Сухие (плёнчатый околоплодник, развившийся из стенок завязи)
Коробочка – сухой многосемянной плод с открывающейся крышечкой или отверстиями.

Стручок – сухой многосемянной плод, состоит из двух створок с перегородкой, семена прикрепляются к перегородке.
Крылатка – сухой односемянный плод. Околоплодник имеет выросты.

Желудь – сухой односемянный плод. Околоплодник у него кожистый, в основании расположена плюска из сросшихся прицветников.

Орех – сухой односемянный плод с деревянистым околоплодником.

Зерновка – сухой односемянный плод, пленчатый околоплодник которого срастается с семенной кожурой единственного семени

Семянка – сухой односемянный плод, околоплодник которого прилегает к единственному семени, но не срастается с ним

Боб – сухой многосемянной плод, состоящий из двух створок, к которым прикрепляются семена.

Сочные(сочный околоплодник, развившийся из стенок завязи)
Костянка – сочный односемянный плод с тонкой кожицей, мякотью и одревесневшим внутренним слоем околоплодника – косточкой, внутри которой находится одно семя.

Многокостянка – сочный односемянный плод, на белом коническом сухом цветоложе которого расположены многочисленные костянки.

Ягода – сочный многосемянной плод с мякотью, покрытой снаружи тонкой кожицей.

Яблоко – сочный многосемянной плод, в его образовании, кроме завязи, участвуют нижние части тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе, семена лежат в пленчатых сухих камерах.

Тыквина – семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый.

Померанец образован разросшимся околоплодником, поделенным на дольки, в которых находятся семена


Практическая работа: «Изучение условий прорастания цветочной пыльцы».
Цель: изучить условия прорастания цветочной пыльцы;
Оборудование: пыльца различных растений, раствор сахара 5%, 25%, 40%
микроскопы, предметные и покровные стёкла.
Ход работы.
В лунки предметных стёкол Ранвье внести по капле раствора сахара различной концентрации, после чего нанесите кисточкой цветочную пыльцу.
Края лунки предметного стекла обмажьте вазелином и накройте покровным стеклом.
Рассмотрите препарат при большом увеличении.
Зарисуйте исходное строение пыльцевых зёрен в сахарном сиропе различной концентрации.
Рассмотрите через определённые промежутки времени в течение 2-х часов.
Зарисуйте состояние растущих пыльцевых трубок
Предположите гипотезы различной скорости прорастания пыльцы в различных концентрациях.
Имеет ли место подобное биологическое явление в растительном мире?
С какими свойствами живого тесно связано данное явление?

Практическая работа.
«Получение цветочных побегов из пазушных почек капусты».
1.Осторожно надрежьте листья кочана у их основания, чтобы сохранить пазушные почки, отламывая листья, и обнажите кочерыжку до верхушечной почки, прикрытой мелкими бледно-зелёными листочками.
Поверните кочерыжку широкой частью вниз и укрепите её над водой, налитой в литровую или трёхлитровую банку так. Чтобы она не погружалась в воду. Используйте для этого картон, проволоку, верёвку.
Поставьте банку недалеко от окна.
Банку обверните тёмной бумагой так, чтобы снимать её было легко.
Время от времени снимайте бумагу для наблюдения. Следите, чтобы вода не помутнела. Подливайте только сырую воду комнатной температуры. Ведите наблюдения.
6.Сначала от основания кочерыжки начнут развиваться корни, а затем тронутся в рост и пазушные почки. Для получения цветков эту работу нужно начать в декабре, когда кочаны полежат при температуре +2, +3 градуса.
Зарисуйте или сфотографируйте цветущую капусту.

Практическая работа: «Фитонцидные свойства растений».
1.На предметное стекло поместите каплю воды из аквариума.
2.Рассмотрите каплю под микроскопом, найдите микроорганизмы.
3.Приготовьте кашицу из чеснока (листья берёзы, черёмухи, хвои пихты,
4.Поместите растительную кашицу на предметное стекло на некотором расстоянии от капли воды с простейшими.
5.Понаблюдайте, что произойдёт с микроорганизмами через 5, 10, 20 минут.
6Сделайте вывод о фитонцидных свойствах растений.
Практическая работа «Фитонцидные свойства растений».
В чашку Петри нарезать мелко листья тополя, лука, чеснока и положите так, чтобы к ним был доступ света. На крышку чашки капните культуру инфузорий и быстро накройте ею первую чашку. Через 25-30 минут посмотрите под микроскоп поведение инфузорий Ещё через 20- 30 минут снова рассмотрите поведение инфузорий, сравните с тем, что видели. Запишите вывод о поведении инфузорий. Ответьте, почему поведение микроорганизмов стало другим? Что могло повлиять на их поведение?

Практическая работа. «Приготовление культуры инфузорий».
Сено, залитое водой, настаивается сутки, к нему прибавляется грязная вода из пруда, озера, лужи и оставляется на две недели. Там появятся простейшие – туфельки, циклопы, дафнии и др.

Практическая работа. «Выведение луковицы из состояния покоя.»
Цель: доказать периодичность роста у растений и его значение, пронаблюдать и сравнить рост целой и повреждённой луковицы.
Для этого из луковицы вырежьте небольшой сектор, а луковицу укрепите в банку с водой. Одновременно поместите в банку контрольную луковицу без надреза. Ведите наблюдение. На сколько дней раньше появятся листья у повреждённой луковицы по сравнению с контрольной? Зарисуйте.
Даты
Повреждённая
Целая

Закладка опыта























Выведение луковицы из состояния покоя можно обнаружить путём её повреждения.

Практическая работа: «Получение цветочных побегов из пазушных почек капусты».
Цель: пронаблюдать появление пазушных почек у капусты. Доказать, что вилок капусты – это побег.
1.Осторожно надрежьте листья кочана у их основания, чтобы сохранить пазушные почки, отламывая листья, и обнажите кочерыжку до верхушечной почки, прикрытой мелкими бледно-зелёными листочками.
2. Поверните кочерыжку широкой частью вниз и укрепите её над водой, налитой в литровую или трёхлитровую банку так, чтобы она не погружалась в воду. Используйте для этого картон, проволоку, верёвку.
3. Поставьте банку недалеко от окна.
4. Банку обверните тёмной бумагой так, чтобы снимать её было легко.
5. Время от времени снимайте бумагу для наблюдения. Следите, чтобы вода не помутнела. Подливайте только сырую воду комнатной температуры. Ведите наблюдения.
6.Сначала от основания кочерыжки начнут развиваться корни, а затем тронутся в рост и пазушные почки. Для получения цветков эту работу нужно начать в декабре, когда кочаны полежат при температуре +2, +3 градуса.
7. Зарисуйте или сфотографируйте цветущую капусту.

Практическая работа: «Строение семян растений».
Цель: познакомиться со строением семян; типами семян; особенностями строения двудольных и однодольных растений.
Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли бобов, пшеницы и ржи, набор инструментов, гербарные образцы растений фасоли и пшеницы; таблицы «Строение и прорастание семени фасоли», «Строение семени пшеницы».
Ход работы.
1.Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и внешнюю форму.
2.Найдите рубчик. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевый корешок, стебелёк, почечку.
3.Зарисуйте семя фасоли и подпишите его части.
4.Выясните, в какой части семени находятся питательные вещества.
5.Выясните по учебнику, в каких частях семени могут запасаться питательные вещества у других двудольных растений.
6.Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.
7.Препаровальной иглой попробуйте снять часть плодовой оболочки с набухшей и сухой зерновки. Обоснуйте, почему она не снимается.
8.Рассмотрите в лупу и под микроскопом разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебником, изучите строение зародыша.
9.Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите её части.
10.Какие особенности строения могут быть у семян других однодольных растений.
11.Вспомните, какими ещё признаками обладают двудольные и однодольные растения.
12.Сделайте вывод о строении семян, сравните их.

Практическая работа. «Передвижение воды и минеральных веществ»
Цель: ознакомиться с транспортом веществ внутри растительного организма; доказать, что вода с минеральными солями движется по древесине.
Оборудование: ветка растения, простоявшая 2-4 суток в подкрашенной воде;
таблицы «Строение стебля», «Проводящие ткани»

Ход работы.
Рассмотрите поперечный срез растения простоявшего в подкрашенной воде.
Установите, какой слой стебля окрасился.
Рассмотрите продольный разрез. Установите, какой слой стебля окрасился.
Зарисуйте опыт.
Рассмотрите этот же опыт с травянистым растением.
Зарисуйте.
Сделайте вывод об особенностях передвижения воды и минеральных солей по стеблю. Почему вода движется вверх?

Практическая работа «Передвижение органических веществ»
Цель: познакомиться с транспортом веществ внутри растительного организма; доказать, что органические вещества движутся по лубу.
Оборудование: штатив, растение, стеклянный цилиндр с водой.

Ход работы.
На стебле комнатного растения осторожно сделаем кольцевой надрез. Удалим кору и обнажим древесину. На стебле укрепим стеклянный цилиндр с водой. Окольцованную ветку поставим в воду. Через несколько недель на ветке выше кольца появляется утолщение в виде наплыва. На нём начнут развиваться придаточные корни. Значит, здесь скопились какие-то вещества.
Вспомните, какой слой находится под корой. Какие там ткани? Какие же вещества двигались по ситовидным трубкам? Где они образовались? При каком процессе.
Сделайте рисунок
Вывод: органические вещества, оттекающие из листьев по лубу, дошли до кольцевой вырезки и там скопились.

Практическая работа «Дыхание листа»
Цель: научить определять, с какой стороны листа в растении проникает воздух.
Материалы: цветок в горшке (герань), вазелин.

Ход работы.
1.Намажьте толстый слой вазелина на поверхность четырёх листочков.
2. Намажьте толстый слой вазелина на нижнюю поверхность других четырёх листочков.
3.Ежедневно в течение недели наблюдайте за листьями, обмазанными вазелином сверху и снизу? Есть ли какая-нибудь разница между листьями, обмазанными вазелином сверху и снизу?
Итоги наблюдения: листья, на которых вазелин был нанесён снизу, завяли, тогда, как другие не пострадали.
Почему? Где располагаются устьица? Какова роль вазелина?
Вывод: Отверстия на нижней поверхности листьев – устьица – служат для движения газов внутрь и из него наружу. Вазелин закрыл устьица, перекрыв доступ в лист необходимому для его жизнедеятельности углекислому газу и препятствуя выходу из листьев излишков кислорода.

Практическая работа «Испарение воды растениями»
Цель: научить определять, как растения теряют влагу за счёт испарения.
Материалы: растения в горшке, полиэтиленовый пакет, клейкая лента.
Ход работы.
Поместите пакетик на лист и надёжно закрепите его на стебле клейкой лентой.
Поставьте растение на 2-3 часа на солнце.
Понаблюдайте, каким стал пакетик изнутри.
Итоги наблюдения: на внутренней поверхности пакетика видны капли воды, и, кажется, будто пакет заполнен туманом.
Почему? Через какие клетки испаряется влага? Как называется данный процесс? Откуда растение поглощает воду?
Вывод: Растение поглощает воду из почвы через корни. Вода идёт по стеблям, откуда около 9/10 воды испаряется через устьица. Некоторые деревья испаряют до 7 тонн воды в день. Регулируемая потеря влаги растениями через устьица называется транспирацией.

Практическая работа «В погоне за светом»
Цель: научить проводить наблюдения за реакцией растений на свет.
Материалы: растения в горшке - герань.
Ход работы.
Поставьте растение у окна на 5 дней.
Разверните растение на 180 градусов и оставьте ещё на 5 дней.
Итоги наблюдения: Листья растения поворачиваются к окну. Развернувшись, растение меняет направление листьев, но через 3 дней они снова поворачиваются к свету.
Почему листья поворачиваются к свету? Как называется данный процесс? Объяснить с физиологической точки зрения.
Вывод: Растения содержат вещество под названием ауксин, которое способствует удлинению клеток. Накопление ауксина происходит на тёмной стороне стебля. Излишки ауксина заставляют находящиеся на тёмной стороне клетки вырастать длиннее, из-за чего стебли растут по направлению к свету. Это движение к свету называют фототропизмом.
Световая мозаика позволяет каждому листочку захватить как можно больше света.

Практическая работа «Определение возраста ветки (ствола) дерева по спилу».
Цель: научиться считать возраст растения или ветки по годичным кольцам, условия в которых они произрастали.
Оборудование: спилы дерева, веток.

Ход работы.
1.На спиле древесного стебля найдите древесину.
Подсчитайте с помощью лупы число годичных колец и определите по ним возраст дерева.
2.Рассмотрите годичные кольца. Одинаковы ли они по толщине? Объясните, чем отличается древесина, образовавшаяся весной, от древесины более позднего периода.
3.Установите, какие слои древесины старше по возрасту – лежащие ближе к сердцевине или к коре. Объясните, почему вы так считаете?
.
Практическая работа: «Внешнее строение корня»
Цель: изучить внешнее строение корня.
Оборудование: корешки растений, микроскоп, чернила, лупа, приборы.
Ход работы.
1.Рассмотрите корешок невооружённым глазом, затем под лупой. Найдите на конце корешка корневой чехлик, а выше корневого чехлика – выросты в виде пушка – корневые волоски.
2.Отделите пинцетом корень (не менее 1 см.)
3.Положите в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом.
4.Зарисуйте корень. Обозначьте корневой чехлик и корневые волоски.
Вывод. Пользуясь знаниями по биологии, назовите зоны корня и их функции и запомните.
Практическая работа. “Строение основной ткани.»
Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.
1Рассмотрите поперечный срез листа.
2.Как расположены, какую форму имеют клетки мякоти листа?
3.Сделайте вывод об участии столбчатой и губчатой тканей в процессе фотосинтеза, о путях поступления воды и углекислого лаза в листья.
4.Найдите межклетники. Какую роль они играют?
5.Зарисуйте поперечный срез листа. Подпишите рисунок.

Практическая работа: «Внешнее строение корня»
Цель: изучить внешнее строение корня.
Оборудование: корешки растений, микроскоп, чернила, лупа, приборы.
Ход работы.
Рассмотрите корешок невооружённым глазом, затем под лупой. Найдите на конце корешка корневой чехлик, а выше корневого чехлика – выросты в виде пушка – корневые волоски.
Отделите пинцетом корень (не менее 1 см.)
Положите в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом.
Зарисуйте корень. Обозначьте корневой чехлик и корневые волоски.
Вывод. Пользуясь знаниями по биологии, назовите зоны корня и их функции и запомните.

Практическая работа: «Выращивание цветов зимой из стеблевых черенков».
Цель: установить зависимость скорости развития цветов от температуры.
Ход работы
Взять в феврале толстые ветки, 2-3 см диаметром. Но длиной не более 50 см, опустите их в воду на 12 часов (температура должна быть 30-35 градусов), не погружая место среза (иначе результат будет отрицательный). Чтобы вода не остывала, создайте изоляцию опилками, войлоком и т. п. После ванны места срезов обновить под водой и сразу же поставить ветки в питательный раствор или в почвенную вытяжку. Держите их на хорошо освещённом окне, а лучше в световой камере, с электрической лампочкой в 100 Вт. Срезы обновляйте через каждые 3-4 дня под водой. Пронаблюдайте и сделайте выводы.
Итоги наблюдений
Растения.
Даты.


После тепловой обработки
Без тепловой обработки

Сирень
01.02
Закладка опыта


08.03.
Распустились мелкие цветы.
01.02.


30.03.

Вишня



25.02.



20.03.

Орешник



15.02



1.03.


Выводы: Сирень зацвела через 30-40 дней, вишня – через 20-25 дней, орешник– через 10-15 дней. Без тёплой ванны развитие цветков происходит медленнее в два раза.

Практическая работа. “Строение клеток кожицы листа.»
Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты.
Ход работы.
Рассмотрите под микроскопом готовые препараты кожицы листа.
Найдите бесцветные клетки. Рассмотрите их форму и строение. На какие уже известные вам клетки они похожи?
Найдите устьичные клетки. Чем они отличаются от других клеток? Одинакова ли толщина наружной и внутренней оболочек клеток эпидермиса?
Зарисуйте кожицу листа под микроскопом. Отдельно зарисуйте устьице. Обозначьте устьичную щель, замыкающие клетки и хлорофилл.

Сделайте вывод о значении кожицы листа
Календарно-тематическое планирование работы кружка
«Зелёная волна»
№ занятия
Дата
Содержание
Кол. часов
Оборудование и материалы.
Литература.
Закладка опытов.

1
5.09.
Знакомство с цветковыми растениями.
Приборы и инструменты.
Как вести наблюдения.
1
Микроскопы, гербарии, лабораторное оборудование, посуда. Черенки тополя, смородины, побеги пеларгонии, стакан с водой.




1.№ 2 Стр.39.



Развитие придаточных корней.

2
12.09
Оформление Фенологического уголка.
Как наблюдать погоду.
1
Материалы для фенологического уголка: ватман, краски, клей, фотографии.



3
19.09.
Экскурсия «Правила сбора и гербаризации растений».
Сбор листьев, различных плодов.
1
Тетради для записей. Коробочки для собранного материала.
1.стр. 13, стр. 27.


4
26.09.
Изготовление препарата из пробки дерева.
Каменистые клетки.
1
Микроскопы, предметные стёкла, пробка, набор инструментов.
Груша
1.№ 45. Стр. 28.
1.№ 15, стр. 36.
2.стр. 23
Получение сосудисто-волокнистых пучков листа.

5
3.10
Изучение крахмальных зёрен картофеля, пшеницы, ячменя.
1
Клубни картофеля, зёрна пшеницы и ячменя, йод.
Микроскопы, предметные стёкла, набор инструментов.

2. стр.23
1.№ 27, стр. 20
Букет из сухих цветов

6
7.10
Работа на школьных клумбах.
Сбор семян.
1
Инструменты.



7
17.10
Экскурсия «Золотая осень».
1
Тетради для записей, фотоаппараты.



8
24.10.
«Изучение хромопластов».
Разнообразие форм клеток»

1
Микроскопы, предметные стёкла, , набор инструментов.
Томат, морковь, свекла винегретная, глицерин.
Вареный картофель, мякоть спелого яблока. Арбуза Замороженные плоды
1. Стр. 29, опыт № 47
3.№ 41, 2000
Наблюдение за ростом двулетнего растения в течение зимы (морковь).

9
31.10.
Внутренне строение стебля кактуса. Водозапасающие ткани»
«Водозапасающие ткани в листья традесканции»
1
Кактус, листья традесканции.
Капуста, нож, трёхлитровая банка, картон, верёвка.

1.Стр. 19.

Получение цветочных побегов из пазушных почек капустной кочерыжки.

10
7.11.
Игра цветов. Почему лепестки белые.
Антоцианы и каратиноиды.
1
Лепестки белых цветов, шприц, арбуз, яблоки, помидор, глицерин.
3. № 8 200


11
21.11.
Внешнее строение корня.
1
Гербарии, живые растения, таблица.



12
28.11.
«Пигменты в клеточном соке. Изменение цвета пигмента в зависимости от реакций среды»
1
Микроскоп, предметные стёкла. Лабораторная посуда и инструменты.
1.№ 11, стр. 53.
3. № 41 2000
Наблюдение за листовой мозаикой.

13
12.12.
«Особенности строения и размножения пекарных дрожжей»

1
Микроскопы, предметные стёкла, набор инструментов. Дрожжи.

3.№ 41 2000
Приготовление культуры инфузорий.


14
19.12.
Экскурсия «Природа зимой».
1
Тетради для записей.
1.№ 33, стр. 97.
Получение цветов различных растений из черенков.

15
26.12.
«Изучение лейкопластов кожицы листьев лука, пеларгонии, традесканции и др».
1
Микроскопы, предметные стёкла, , набор инструментов .
Лук, листья. Семена гороха и фасоли, горшки с грунтом.
3.№ 41 2000
Посадка фасоли и гороха для опытов.

16
9.01
Фитонцидные свойства растений.
1
Хлеб, целлофановый пакет, стакан с компотом.
Микроскопы, предметные стёкла, , набор инструментов.
Чеснок, лук, простейшие.
3.№ 41 2000
Выращивание плесневых грибов

17
16.01.
Изучение плесневых грибов под микроскопом.
1
Микроскопы, предметные стёкла, , набор инструментов.
Выращенный мукор, пеницилл.
Лук, стакан с водой.
3.№ 41 2000
Выращивание лука в стакане с водой.

18
23.01.
Клеточная оболочка.
1
Микроскопы, предметные стёкла, , набор инструментов.
Горох, раствор Люголя.
Банка крышка, проросшее семя фасоли, фломастер
3.№ 41 2000

1.№ 8, стр. 42


Как растёт корень.

19
30.01.
Получение краски
из стенной золотянки.
1
Пол-литровая банка,
стенная золотянка, дневник наблюдений.

1.№ 19. Стр. 185
1.№ 17. Стр. 184.
Наблюдение за развитием симбиотических отношений водоросли и гриба стенной золотянки.

20
6.02.
Изменение цвета пигмента в клеточном
соке в зависимости от реакции среды.
2
Микроскопы, предметные стёкла, набор инструментов.
Лепестки цветов различного цвета.
Аммиак, уксус.

3.№ 41 2000

1.№ 13, стр. 169


Выращивание заростка папоротника

21
13.02.
«Внутреннее строение стебля кактуса»
1
Ветка сирени, смородины, тополя.
Кактус, микроскоп, лабораторная посуда и инструменты.
1.№ 1, стр. 49.
Что спрятано в почке?

22
20.02
«Определение типов листов, жилкование, листорасположения.
1
Четыре пробирки, три
побега (с листьями, с 1 листом, без листьев), масло.
№ 23, стр. 57.
Испарение листьями.

23
27.02.
Дыхание листьев
1
Насос, лист пеларгонии, глубокая тарелка с
водой
1. № 15, стр.54
1.№ 24., стр. 58

Какая сторона листа испаряет больше.

24
6.03.
«Сравнение
семян двудольных и
однодольных
растений.»
1
Пророщенные семена фасоли и лука. Лупы.
1.№4 стр. 102
Скорость прорастания семян

25
13.03.
Изучение
Внутреннего
строения стеблей
1
Готовые микропрепараты
2.Стр.79
1.№23, стр. 109.
Прорастание семян – изменение температуры.

26
20.03
Лекарственные
растения Динского района.
1
Гербарии.
Прорастающие и сухие
семена гороха, банки, лучинка, известковая вода.

2.Стр. 114
Дыхание прорастающих семян.

27
27.03
Спиртовое брожение.
Строение
и размножение
дрожжей.
1
40т мл 10% раствора сахара,
4г прессованных дрожжей. Сосуд с изогнутой выводной трубкой
Микроскоп, бродящие дрожжи.
Два стакана с водой, две луковицы

Стр.114

3.
2.Стр. 138



Выведение растения из состояния покоя

28
10.04.
Экскурсия.
«Весна цветущая»
1




29
24.04
Строение пыльцы.
2
Микроскопы, предметные стёкла, , набор
инструментов.
Воронка, штатив, морковь, сахар, стакан.
3.№ 41 2000
1.№19,20 стр. 37

Поступле
ние веществ в клетку

30
8.05.
«Прорастание
пыльцевого
зерна тюльпана».
2
Микроскопы, предметные стёкла, ,
набор инструментов.
Раствор сахара, чашка Петри.
1.№ 14, стр.88


31
15.05
«Весенние
травы». Экскурсия.
1
Пакеты, газеты.



32
22.05
«Изменение
окраски
лепестков
под действием
Щёлочи и кислоты».
1
Цветы с разными лепестками, колпак. Стаканчик для букета. Щёлочь и кислота.
1.№ 32, стр. 60


33
29.05.
Обнаружение жиров
в семенах.
Такие
разнообразные
хвойные. Изучение
и сравнение шишек
1
Семянки подсолнуха, лис бумаги.



34
5.06.
«Клубеньки на
корнях
бобовых растений».

1
Микроскопы,
предметные стёкла, ,
набор инструментов.
Корни гороха, бобов, люцерны.

3.№ 41 2000


35
12.06.
Экскурсия «Кто
живёт на нашей реке».
2
Дневники наблюдения



Библиографический список:

С.Г.Мамонтов, В.Б. Захаров Методическое пособие к учебнику Биология. Общие закономерности. Москва, «Дрофа», 2010 г.
Е.А. Якушкина, Т.Г. Попова Биология 5-9 классы Проектная деятельность учащихся. Москва, Волгоград ''Учитель''. 2009 г.
П.А. Генкель Физиология растений. Москва ''Просвещение ''. 1995г.
А.Е. Богоявленская. Активные формы и методы обучения биологии. Москва ''Просвещение ''. 1996г
В.А. Корчагина Биология 6-7 класс Москва ''Просвещение ''. 1988г с.
Газеты «Биология в школе» Приложение к первому сентября. № 41 2000г, № 10. 11 2008г.
Журнал «Биология в школе» № 1,4 2007



















































































Монастырная Наталья Николаевна Приложение № 1











































Монастырная Наталья Николаевна Приложение 24

Фотомонтаж













































Рисунок 7