Педагогический проект «Формирование нравственных чувств и привычек нравственного поведения по отношению к своей матери»
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение
«Котовская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Педагогический проект
«Формирование нравственных чувств и привычек нравственного поведения по отношению к своей матери»
Творческое название проекта
«Мама всех важней на свете»
Подготовила:
Кузнецова Г.Н., воспитатель
Актуальность:
Нравственное воспитание имеет огромное значение в системе целостного развития детей. Это обусловлено его влиянием на становление личности, в частности, на культуру его общения, поведения и деятельности, на формирование образа и окружающего мира, определение своего места в нем.
В современном обществе остро стоит вопрос связи поколений, поэтому и в образовательных учреждениях стало необходимо «обучать» взаимоотношению родителей и детей.
Проблема отношения ребенка к своей семье, является актуальной в современных условиях, поскольку ускоренный темп современной жизни, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми.
Существует мнение, что ребенок изначально любит свою мать, и нет необходимости развивать это чувство в нем. Но если ребенок не приобретает опыта сопереживания, заботы о самом близком человеке, вряд ли он вырастет чутким и внимательным. Народная мудрость гласит: «Три беды у человека – смерть, старость, плохие дети». Старость - неизбежна, смерть – неумолима, перед ней нельзя закрыть дверь, а от плохих детей можно дом сохранить. И это зависит не только от родителей, но и от самих детей.
«Человеческий долг детей – платить родителям за их заботы, за их безграничную любовь и преданность – платить тем же: любовью, заботами, преданностью…
…Самое тонкое человеческое умение – это умение любить. Человеческая любовь – самый нежный и в то же время самый скоромный, самый красивый и самый незаметный цветок в букете, имя которому – Нравственность» - В.А. Сухомлинский.
В последнее время мало внимания родители уделяют детям, а дети в свою очередь, забывают это делать по отношению к родителям. Мамы избегают разговоров с детьми о жизни, о счастье, не вникают в детские проблемы, не делятся с ними впечатлениями. Дети же не ценят родителей, их труд и терпение. И, к сожалению, часто свою любовь к маме дети связывают с материальными ценностями, а не с духовными.
Мама – самый родной и близкий каждому ребенку человек. Это человек, перед которым мы в вечном долгу.
Цель:
создание оптимальных условий для формирования у младших школьников с ЗПР ценностного отношения, любви, привязанности к самому родному и близкому человеку – МАМЕ.
Задачи:
Обеспечить благоприятный нравственный и эмоциональный микроклимат в коллективе детей.
Повысить уровень нравственной воспитанности обучающихся.
Способствовать формированию нравственных понятий у воспитанников.
Укрепить детско-материнские отношения.
Создать в детском коллективе атмосферу радости совместного творчества.
Оказывать поддержку раскрытию духовного и творческого потенциала, способностей и талантов воспитанников.
Условия реализации проекта:
проект будет реализовываться в рамках воспитательной работы во II группе (2 «А» класс)
Формы работы:
- этическая беседа
- воспитательское занятие
-чтение детской литературы (стихотворений, рассказов, сказок о матери)
-просмотр мультфильмов
-защита проекта
- творческая мастерская
методы:
- рассказ
-разъяснение
- убеждение
-диалог
-работа с книгой
- пример педагога
-поручение
принципы:
- целенаправленности воспитательной работы
- связи нравственного воспитания с жизнью
- воспитания учащихся в коллективе при учете индивидуально-психологических особенностей
- возбуждения активности и самодеятельности детей
- учета индивидуальных особенностей учащихся
- уважения и требовательности
- опоры на положительные качества
-педагогической поддержки
- взаимодействия ОУ и семьи
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- изучение научно-методической литературы по проблеме, разработка перспективного планирования,
- диагностический.
Основной (практический).
Заключительный (итоговое мероприятие).
Срок реализации проекта: с 14.11. 2016 г. по 25.11.2016 г.
Тип проекта: познавательный, творческий.
Участники проекта: воспитатели, библиотекарь, учитель музыки, педагог дополнительного образования, обучающиеся 2 «А» класса, родители.План мероприятий по проекту:
№ п/пНазвание мероприятия Дата проведения Ответственный
1. Нравственно-этическая беседа «Разговор о маме»
14.11. воспитатели
2. Совместная деятельность обучающихся и родителями по сбору информации о профессиях мам, подборка фотографий 14.11.-21.11. Воспитатели, родители
3. Выставка книг о маме «Поэты и писатели о маме» 15.11 библиотекарь
4. Чтение и обсуждение рассказов Б.Емельянова, Л. Воронковой, В. Голявкина; стихотворений В. Берестова, О. Высоцкой, Н. Саксонской, Б. Заходера и др. 15.11.-24.11. Воспитатели
5. Просмотр мультфильмов ««Мама для мамонтенка», «И мама меня простит», «Моя мама волшебница», «Айога». 16.11.-24.11. Воспитатели
6. Рисование «Портрет мамы»
22.11. Педагог дополнительного образования
7. Разучивание пословиц, поговорок, стихотворений, песен о маме 18.11.
Воспитатели, учитель музыки
8. Творческая мастерская «Подарок для мамы»
24.11.
Воспитатели
9. Создание детского проекта «Профессии наших мам» 21.11. Обучающиеся, воспитатели
10. Итоговое воспитательское занятие «Мамочка милая, самая любимая»
25.11. Воспитатели
Ожидаемые результаты проекта:
Отмечается положительная динамика в эмоционально комфортных отношениях между воспитанниками группы /Мониторинг межличностных взаимоотношений воспитанников группы/.
Увеличилась доля воспитанников принимающих участие в делах коллектива.
Отмечается положительная динамика в развитии нравственных качеств личности воспитанников с ОВЗ /Показатели уровня нравственной воспитанности по М.И.Шиловой/.
Стали более внимательными и бережнее относиться к маме /наблюдение, беседа, анкетирование/.
Наблюдается улучшение эмоционального состояния воспитанников группы /Мониторинг эмоционального самочувствия воспитанников «Мой интернат – мой дом»/.