Технология оценки учебных успехов
Технология оценки учебных успехов
КАК ИЗМЕНИТЬ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНИВАНИЕ? ТРАДИЦИИ: Учитель «ставит отметки», ученики «получают отметки»; Учитель указывает на ошибки и на необходимость их исправления ИЗ СОВРЕМЕННОГО ГОССТАНДАРТА:Общеучебные умения учеников начальной школы Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); Определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей, нахождение ошибок в работе и их исправление 1) Отразить на этапе контроля развивающие принципы Цели: «Главное не знания, а умения ими пользоваться»Психологическая комфортность (мотивация успешности, опора на внутренние мотивы)МинимаксОбучение деятельности и др. 2) Создать личностно-ориентированную технологию оценивания, сочетаемую с практикой массовой школы и официальными нормами оценивания мини макс Правила технологии отвечают на основные вопросы оценивания: ЧТО? Решение задачиКТО? Ученик + Учитель в диалоге КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи)ГДЕ? В таблице требованийКАК? По уровням успешности Правило 1. «ОЦЕНКА И ОТМЕТКА» «Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а отметка – только за решение продуктивной задачи»Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности) Правило 2. «САМООЦЕНКА» «Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку.»Алгоритм самооценки (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Правило 3. «ЧИСЛО ОТМЕТОК» «За каждую учебную задачу, показывающую овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка»ПРИМЕР: В проверочной работе – 5 заданий. Значит, ученик может получить за проверочную работу 5 отметок. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений». Таблицы размещаются: -дневник школьника -рабочий журнал учителя (в бумажном и электронном вариантах). Правило 5. «ОТКАЗ ОТ ОТМЕТКИ» За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности. Не достигнут необходимый уровеньНе решена типовая, много раз отработанная задача «2» – ниже нормы,неудовлетворительно Уровни успешности 5-тибальная шкала Необходимый уровень («хорошо»)Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания «3» норма, зачёт, удовлетворительно.Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) «4» хорошо.Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) Повышенный (программный) уровень(«отлично») Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации «4+» близко к отлично.Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения «5» отлично.Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) Максимальный (необязательный) уровень(«превосходно») Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно у-военные умения «5+» Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения «5 и 5» превосходно.Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ/ОТМЕТКИ? УРОВНИ УСПЕШНОСТИ ПЯТИБАЛЛЬНЫЕ ОТМЕТКИ ЧАСТИЧНО - 3ПОЛНОСТЬЮ - 4 ЧАСТИЧНО – 4+ПОЛНОСТЬЮ - 5 ЧАСТИЧНО – 5+ПОЛНОСТЬЮ – 5 и 5 Вопрос: «А отметки-то нам как ставить?» Необходимый уровень «хорошо, но не отлично».Программный уровень «отлично».Максимальный уровень (необязательный) «превосходно». Что меняет использование новых правил оценивания? Из анкет: «Теперь понятно, зачем мы учимся» (ученики). «Наконец понял разницу между оценкой и отметкой» (родитель).Доля учеников с адекватной САМООЦЕНКОЙ на 15-20%Школьная ТРЕВОЖНОСТЬ на 14-26%С новыми правилами «легко и хочется работать дальше» - более 80% учеников, учителей и родителей. МИНИ МАКС Как внедрять новую технологию оценивания? 1-й класс = САМООЦЕНКА 2-й класс +ТАБЛИЦАТРЕБОВАНИЙ3-й класс +УРОВНИ УСПЕШНОСТИ4-й класс + ВЕСЬ КОМПЛЕКС«Класс» соответствует этапу внедрения на любой учебной ступени Рабочий блокнот учителя Дневники Проверочные работыпо уровням Электронные тестирования и журналы Рабочие тетради, методические рекомендации и другие части УМК Технологическая поддержка