План работы по самообразованию Развитие графомоторных навыков через элементы рисования старшая группа
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад № 9»
План
профессионального самообразования по теме:
«Развитие графомоторных навыков через элементы рисования» на 2016-2017 учебный год
Воспитатель: Кольчирина Елена Михайловна
старшая группа
г. Кизел
Тема: «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования».
Цель: изучение эффективности систематических занятий с ребёнком рисованием для развития мелкой моторики пальцев рук, подготовки руки дошкольника к письму.
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
Изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков.
Апробировать возможности использования данных
методик.
Актуальность
Очень часто приходится слышать от учителей: «Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем мире. Вот только не развита рука... Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Непонятно, чем больше строк исписывает в своей тетради сын, тем хуже становится каллиграфия...». Встает вопрос: в достаточной ли мере развита рука первоклассника? Можно ли её готовить к школе лучше и основательнее? Письмо первоклассника это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения это не обязательно письмо. Рисование, которым так любят заниматься дошкольники одно из важнейших занятий, которые нам помогают развивать руку ребенка. Развитый мозг ребенка и неразвитая рука шестилетки это вполне закономерное при современном образе жизни явление, которое не должно повергать в панику педагогов и родителей. Слабую руку ребенка можно и необходимо развивать. И в этом нам поможет рисование
Что же такое графомоторные навыки? Графомоторика сложное слово, состоит из двух частей: графо... (от греческого grafo пишу) часть сложных слов, означающая: «относящийся к письму, почерку, начертанию»; моторика в данном случае, имеется ввиду тонкая моторика: это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы пальцев рук. Таким образом, развитие графомоторных навыков это развитие мелких мышц пальцев рук для обучения ребенка письму. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития.
Развитие детской руки; мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений является основой развития таких важных процессов, как внимание, зрительная и двигательная память, пространственные представления, мышление, необходимых ребёнку в его дальнейшей «взрослой» жизни.
Среди всех видов деятельности ребёнок нередко отдаёт предпочтение рисованию. Его привлекает игра манипуляция с яркими художественными материалами, а также возможность наблюдать продукт своей деятельности, что приближает его к миру взрослых и повышает значительность продуктивной деятельности. Именно через изобразительную деятельность и происходит развитие, т. к. она является одной из форм познания окружающей действительности, способствуя накоплению факторов, сведений об окружающем мире, создаёт основы для формирования представлений и понятий, формирует определённый объём знаний, навыков, познавательный интерес.
Чтобы нарисовать предмет, ребёнок должен рассмотреть его, произвести анализ, разделив мысленно на части, соотнести с имеющимися эталонами по форме, цвету, фактуре, размеру, местоположению.
В процессе восприятия красоты природы, формируются эстетические чувства, происходит развитие эмоций. В процессе рисования совершенствуется зрительно двигательная координация, мелкая моторика, формируется ручная умелость.
Как мы уже говорили ранее, усвоение навыка письма является сложным и длительным процессом.
В школе детям надо одновременно освоить графические и орфографические навыки. Это требует серьёзных усилий и напряжения. Рисование может значительно развить и подготовить руку к написанию букв и освоению каллиграфии. Рисование имеет много общего с письмом: в процессе рисования и письма формируется учебная поза будущего школьника. Он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя.
В ходе освоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (при рисовании), знака (при письме) и его графическим изображением, начертанием, регулирующие усилия руки при нажиме.
Конечно, есть и существенные различия. При рисовании лист бумаги используется свободно, гораздо шире, чем при письме, а написание букв, слов, цифр строго ограничено в пространстве (клетка, строка, линия). Развитие движений руки, повышение её чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко делать ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их. Например, для формирования навыка равномерного движения руки под контролем зрения полезно упражняться в штриховке.
При этом дети учатся накладывать штрихи, регулируя силу нажима на карандаш или фломастер. При закрашивании же красками используют лишь одно направление линий: сверху вниз или слева направо в равномерном, ритмичном повторении.
Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные и вертикальные прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые линии, замкнутые формы (круг, квадрат, ромб, прямоугольник и т.д.). Для дошкольников интересны декоративные рисунки.
Декоративная деятельность развивает глазомер, точность в передаче формы, величины, пространственного расположения элементов, что очень важно в дальнейшем при освоении навыков письма. При рисовании орнаментов дети практически познают приемы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, с краю и т.д.), учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно), знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота), овладевают умением измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные).
Таким образом, в процессе рисования развиваются такие мысленные операции, как анализ, синтез, сравнение, ассоциативное связывание, систематизация. Мышление от наглядно действенного развивается в наглядно образное. Развитие произвольного воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи, памяти, внимания. Формируются нравственные качества поведения, развиваются навыки трудолюбия.
Этапы реализации:
Дата Задачи Реализация
С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь -Проанализировать психолого-педагогическую литературу на тему: «Развитие графомоторных навыков в педагогическом процессе дошкольного учреждения». - Повышение знаний, сбор материала, изучение литературы по данной теме:
1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: изд. дом «Литера», 2006.
3. Новотворцева Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. – СПб.: КАРО, 2005.
4. Мастрюк Г. Детская рука: о развитии навыков письма // Дошкольное воспитание, 1976. - №11- С. 77-78.
5. Федосова Н.А. Готовим ребенка к письму // Дошкольное воспитание, 1996.- №4.- С. 80-84.
6. Федосова Н.А. Читаю и пишу: от рисунка к букве. Ч.1. Псков, 1995
7. Иванова Е.В. «Ступеньки» развитие ребёнка. // Ребёнок в детском саду, 2002.- №3.- С.15-19.
8. Ткачёва М.В. Послушный карандаш.- М.: Дрофа, 2005.
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь -Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков детей старшей группы на начало учебного года
- Познакомить детей с понятием строка (упражнение со счетными палочками).
- Познакомить детей с «клеткой», научить ориентироваться в тетради в крупную клетку. - Предложить детям выполнить следующие задания:
1. Штриховка.
2. Рисование по трафаретам.
3. Дорисовка (по принципу симметрии).
4. Дорисовка геометрических фигур.
5. Дорисовка не достающих деталей.
6. Упражнение «Оживи рисунок».
7. Обведи по точкам.
8. Дорисуй узор по клеткам и др.
-Предложить детям выложить на листе бумаги в клетку орнамент по образцу счётными палочками.
Н
О
Я
Б
Р
Ь - Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшей группы через использование разнообразных форм, методов и приемов(в течении всего года). 1. Массаж кистей рук.
2. Пальчиковая гимнастика, физкульт минутки.
3. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
4. Пальчиковый театр.
5. Лепка из пластилина с использованием природного материала.
6. Конструирование: из бумаги в технике оригами, работы с конструктором Лего.
7. Различные виды аппликаций.
8. Рисование по трафаретам.
9. Штриховка.
10. Дорисовка.
11. Лабиринты.
12. Дидактические игры.
13. Шнуровка.
14. Игры с мелкими предметами.
15. Пазлы, мозайка.
- Продолжать учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку. - Предложить детям дорисовать узоры («Укрась узором пояс», «Дорисуй узор на платках», «Дорисуй орнамент»).
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь -Продолжать совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики рук.
-Продолжать работать с детьми в тетрадях в крупную клетку. -Составление картотеки игр для
развития мелкой моторики рук.
-Изучение интернет-ресурсов по теме.
-Предложить детям поиграть в игру по клеточкам.
Я
Н
В
А
Р
Ь -Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности ( включить в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей). -Составить конспекты занятий по развитию графомоторных навыков.
-Предложить детям «Оживить рисунок»: обвести ладошку,а потом придумать, во что можно превратить получившийся рисунок.
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь -Расширять знания родителей о том, как надо развивать
графомоторные навыки у детей.
-Предоставить родителям педагогическую информацию по данной теме.
-Продолжать развивать у детей воображение и грфический навык. -Сделать консультацию для родителей «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования».
-Индивидуальные беседы с родителями по теме «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать?».
-Предложить детям обвести по трафаретам различные изображения (например, фрукты и овощи).
М
А
Р
Т -Знакомство с опытом работы других воспитателей.
-Продолжать изучать литературу по данной теме.
-Продолжать развивать у детей графический навык. -Знакомство с литературой:
1.Богатеева З. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием//Дошкольное воспитание, 1987.- С.49-53.
2.Алексеева Е.Н. Рука- волшебница.- Псков, 2005.
-Предложить детям выполнить упражнение: обвести по точкам цветными карандашами, затем раскрасить рисунок.
А
П
Р
Е
Л
Ь -Продолжать развивать у детей графомоторные навыки.
-Продолжить знакомство детей с творчеством А.С.Пушкина( «У Лукоморья дуб зелёный…») и с русской народной сказкой «Сивка-Бурка».Включить пальчиковую игру в конспект занятия, развивать связную речь. -Рисование по клеткам. Предложить детям дорисовать узор по клеткам.
-Проведение графического диктанта.
-Проведение открытого занятия в старшей группе: О. о . «Коммуникация» НОД «Приобщение к словесному творчеству».
М
А
Й -Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на конец учебного года. -Предложить детям выполнить те же задания, что и в начале года.
-Анализ результатов исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Большакова 1.С.Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. М.:ТЦ Сфера, 2006.
2.Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. СПб:изд.дом «Литера», 2006.
3. Новотворцева Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. СПб.: КАРО, 2005.
4. Богатеева 3. Подготовка руки ребенка письму на занятиях рисованием// дошкольное воспитание, 1987. №8. С. 49 53. 5. Мастрюк Г. Детская рука: (О развитии навыков письма)// Дошкольное воспитание, 1976. № 11. С. 7778. 6. Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки// Начальная школа, 1996. № 8. С.1213. 7. Толбанова А. Пальцы помогают говорить// Дошкольное воспитание, 1988. №9. С.8182; 1989. № 10. С. 9495. 8. Федосова Н.А. Готовим ребенка к письму// Дошкольное воспитание, 1996. №4.С.8084. 9. Федосова Н.А. Читаю и пишу: от рисунка к букве. 4.1. Псков, 1995. 10. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Нижний Новгород, 1995. 11. Матвеева Н.А. Развиваем пальчики играя.// Дошкольное воспитание, 2005.№3. С. 3538; №5. С. 4043; №6. С. 3841. 10. Иванова Е.В. «Ступеньки» развития ребенка.// Ребенок в детском саду, 2002.№3.С.1519. 12 .Алексеева Е.Н. Рука волшебница. Псков, 2005. 13.Ткачева М.В. Послушный карандаш. Послушный карандаш. М.: Дрофа, 2005. 14.Нищева Н.В. Тетради №№ 1 2 для средней и старшей логопедических групп детского сада. СПб.: «Детствопресс», 2005. 15.Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 5. Ге Да М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.