Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников
«Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников»
Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Всегда ли воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Осознают ли важность такого участия? Чаще всего, воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – поддерживать дисциплину. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.
Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно и вы вместе с детьми весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете , что идёт педагогический процесс, который необходимо контролировать.
А теперь от эстетики перейдём к организационным вопросам.
ИТАК:
1.На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.
2.Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.
3.На занятие следует приходить за 2-3 минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.
4.Воспитатель с собой приносит тетрадь с твёрдой обложкой на спирали и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения танцев, рекомендации и т д.
5.В время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой либо материал.
6.Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, игр, петь песни и т д.
7.Следить за правильным выполнением детьми движений
8.Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.
9.В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.
Воспитатели должны хорошо понимать, что воспитание гармонично - развитой личности идет прежде всего через музыку. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки.
Воспитателю необходимо знать:
-все программные требования по музыкальному воспитанию,
-музыкальный репертуар, разучиваемый своей группой,
-быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях;
-уметь показывать образцы точного выполнения танцевальных движений, иметь навыки песенного исполнения;
-уметь проводить музыкальные занятия с детьми группы, в случае отсутствия музыкального руководителя,
-разучивать песенный и танцевальный репертуар с отстающими детьми;
-закреплять музыкальные впечатления детей с помощью прослушивания музыкальных произведений в группе, используя средства ТСО.
-использовать музыкально-дидактические игры для развития музыкального слуха, памяти, ритма в самостоятельной деятельности детей;
-развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности;
-привлекать детей к творческим играм, включающим в себя песни, танцы, музыкальные игры,
-использовать музыкальное сопровождение в организации занятий и режимных моментов,
-принимать активное участие в проведении музыкальных праздников, развлечений, досугов, кукольных спектаклей;
-готовить подборки поэтического материала к праздникам и развлечениям;
-оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала к праздникам.
Во время музыкального занятия роль воспитателя различается, в зависимости от частей занятия и задач, от чередования его активного участия или пассивного.
Так, например, во время слушания музыки:
1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
2. Следит за дисциплиной;
3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.
При распевании, пении:
1. В распевании не участвует.
2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию
3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.
4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».
5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)
Разучивая и закрепляя музыкально-ритмические движения и игры:
1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.
2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).
3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.
4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.
5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.
6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.
7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.
15