Семинар мастер класс тема:«ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ»
Ход занятия: Дети под музыку входят в зал, становятся полукругом лицом к гостям.
Муз. Рук. : Ребята. у нас сегодня необычный день, к нам пришли гости они хотят посмотреть как весело и интересно проходят наши музыкальные занятия как мы любим музыку и порадоваться вместе с нами. Давайте же поздороваемся с друг другом , гостями, с музыкой и познакомимся.
Песня приветствие «Музыка, здравствуй» М. Лазарев.
Музыка, здравствуй! Музыка, здравствуй! /дети поют все вместе/
Музыка, музыка.
Праздник прекрасный, праздник прекрасный,
Нам дари музыка.
Здравствуйте, девочки! /поет педагог/
Здравствуйте! /поют девочки/
Здравствуйте, мальчики! / поет педагог/
Здравствуйте! / поют мальчики/
Здравствуйте, взрослые! / здороваются с педагогом/
Здравствуйте! / поет педагог /
Здравствуйте, здравствуйте, все! /поют все вместе/
/Затем дети по очереди здороваются пропевая свое имя/
Я Ангелина. /поет ребенок/
Зравствуй, Ангелина! /дети все отвечают/
/И в конце все вместе поют/ Здравствуйте, здравствуйте, все!
/Дети занимают свои места/
Муз. Рук.:Ребята, сегодня я хочу предложить отправиться в увлекательное путешествие в мир природы, красоты и музыки. Согласны? Тогда я предлагаю занять свои места в вагонах. Путешествие начинается…
И так я даю сигнал отправления нашего поезда.. и… поехали…
Муз. Руководитель начинает хлопками передавать движение поезда ( сильная слабая доля) поочередно присоединяются дети со словами « тух- тух – тух». Вначале в медленном темпе и ритмично, а затем равномерно ускоряя движение.
Когда «поезд достигает максимальной скорости», муз. Руководитель дает сигнал, означающий сбавление скорости и в конце концов прекращение движения.
Муз. Руководитель. : Ребята, вы слышите? Это голос пробудившейся природы. Как прекрасны эти звуки. А как вы думаете чья это музыка?
Дети: Музыка леса.
Муз. рук: Правильно, это музыка леса. Шум бушующей зелени, и пенье птиц, и стрекотанье насекомых, и песня лесного ручейка. Давайте подойдем поближе, сядем поудобнее и прислушаемся к этим прекрасным весенним звукам ( дети садятся на ковер ).
/На проекторе показаны слайды весеннего леса, одна картина сменяет другую, в это время дети слушают музыку леса/
Ребята, у весны свой особенный запах. Это аромат зеленой травы, лесных цветов. Давайте вдохнем и почувствуем как прекрасно пахнет весна.
Дыхательная гимнастика
(Восстанавливает обонятельный компонент дыхания, носовое и кожное дыхания)
И.П.- стоя. После выдоха медленно втягивается воздух. Делается попытка уловить тончайшие ароматы природы. Тело предельно расслабляется. Ребенок добивается ощущения, что он чувствует аромат.
Звуковое дыхание
(Комплекс направлен на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Стимуляция микроциркуляции крови в области лица, гайморовых пазух. Эффект при ринитах, синуситах, гайморитах)Звук «З»- вибрация в области головы и шеи.
И. П. стоя. Тело расслаблено. Глаза закрыты. Ладонь руки на шее спереди. Вдох, на выдохе произносить звук «З» предельно долго, негромко. Повторить 2 раза.
Звук «Ж» - вибрация в области грудной клетки. Выводит мокроту из бронхов и легких. И. П. –то же. Ладонь на грудь. На выдохе звук «Ж» долго, негромко, стараясь вызвать вибрацию в области груди.
Звуковая релаксация
Цель: расслабление дыхательных и других мышц.
И. П. лежа, глаза закрыты. Произносится тихий ровный звук, который тянется как можно дольше. Каждый звук- 2 раза. Звуки: Ф, С, Ц, Ч, Ш, Щ.
Муз. рук: Ребята, а сколько у весны месяцев?
Дети:
Муз. рук: Совершенно верно три месяца. А как их зовут?
Дети:
Муз. рук. Молодцы, все правильно. Каждый месяц хорош по своему, и у каждого есть свои приметы. И известный уже нам композитор М. Лазарев в своих песнях об этом рассказывает. Давайте вместе с вами своими движениями изобразим то, о чем поется в песне.
Ритмопластика «Весеннее пробуждение природы»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом песен М. Лазарева
«Гимн марту»
В марте все мурлычут кошки, /Дети стоят на четвереньках/
Поднимая хвост трубой. /Выгибают, затем прогибают спины/
К деткам прыгает в окошко, /Изображают ушки зайчика/
Зайка солнечный живой.
Прыг, прыг, прыг, прыг /Отстукивают сильную долю ладонями Прыг, прыг, прыг, прыг… по коленям в соответствии с музыкой/
«Гимн апрелю»
Ручейки вокруг бегут, /Плавные движения рук вправо, влево/
И подснежники растут. /Плавно поднимают руки вверх через середину/
И слышна и там и тут капель. /Приставляют ладонь то к одному, то к другому уху/
Вот и сонные бобры, /Закрывают лицо ладонями/
Вылезают из норы. /Открывают лицо,улыбаются/
Слышен голос детворы, апрель. / Плавными движениями указательнымАпрель, апрель, апрель, апрель пальцем дотрагиваются то до одной, то
Капель, капель, капель, капель. до другой ладошки.
«Гимн маю»
В мае солнце ярко светит, / Поднимают поочередно руки вверх, раскрывая
Распускаются цветы. пальцы рук , затем вперед./Расцветают сами дети,
От весенней красоты. /Поднимают руки вверх, затем ставят ладони к подбородку/
Муз. Рук.: Люблю грозу в начале мая Когда весенний первый гром Как бы резвяся и играя Грохочет в небе голубом.
Муз. Рук.: Ребята, а как вы думаете, что предвещает гроза?
Дети:
Муз. Рук.: Конечно дождь, но майская гроза особенная, она очень громкая с раскатами, с треском и переливами. А как мы можем изобразить грозу, гром, молнию?
Дети:
Муз. Рук.: А звуки каких инструментов похожи на звуки грома?
Дети:
Муз. Рук.: А какие инструменты своим звучанием похожи на шум дождя?
Дети:
Муз. Рук.: Я предлагаю вам исполнить на музыкальных инструментах эту прекрасную музыку. Берите музыкальные инструменты и садитесь поудобнее.
Только перед тем, как мы с вами начнем, мы эту музыку прослушаем.
/дети прослушивают «Музыку дождя»/
Детям предлагается исполнить на ударных и шумовых инструментах «Музыку дождя». Инструменты в основном изготовлены своими руками «шумелки-самоделки», «шуршащие мешочки», маракасы, рейнстики (посох дождя). Дети садятся на ковер, берут в руки инструменты, начинает педагог.
Оркестр ударных и шумовых инструментов.
Музыкальный руководитель:
Первые удары грома сильные, вот такие (музыкальный руководитель исполняет первые удары на инструменте там-там).
Звуки грома усиливаются (затем присоединяются дети с барабанами).
Звуки грома стихают и далее мы слышим, как падают первые капельки (дети с барабанами отстукивают ритм капель, пальцами ускоряя темп).
Начинается дождь (присоединяются дети с маракасами и рейнстиками).
И, в конце концов, мы слышим ливень (вступают дети с «шуршащими мешочками» и исполняют все вместе).
Ливень стихает (сначала дети с «шуршащими мешочками» прекращают игру), слышим, как идет дождик (прекращают игру маракасы и рейнстики).
И вот последние капли падают на землю (дети с барабанами отстукивают ритм пальцами).
Раскаты грома мы слышим уже где-то в дали, он торопиться дальше, где земля ждет его, чтобы напиться. Ведь дождь питает все живое на земле.
Муз. Рук.: Ребята, как вы думаете, у нас получилось передать майскую грозу?
Дети:
Муз. Рук: Вы, просто молодцы! А какое явление природы мы можем наблыдатьпосле дождя над лесом, над полями, над рекой?
Дети:
Муз. Рук: Радуга одно из самых удивительных явлений в природе. А сколько цветов у радуги?
Муз. Рук: Радуга живет и в прекрасной стране «Здравии». У нее даже свои жители есть, которые каждый отвечает за свой цвет, Главный секрет в том, что они находятся внутри человека, внутри каждого из вас и только тогда человек здоров.
- Ребята, первый цвет РАДУГИ какой?
Дети: Правильно, красный.
Дети: Красный цвет –. Это цвет мужества, силы и отваги.(Огника)
Муз. Рук: Второй цвет… какой. (ОРАНЖЕВЫЙ) –…. (Орсии).
Дети: Оранжевый цвет – цвет сновидений, сказки, цвет творчества и фантазии.
Муз. Рук: Третий цвет?
Дети: ЖЕЛТЫЙ. Желтый -Это цвет радости, веселья счастья.( Яник)
Муз рук: Следующий цвет, четвертый?
Дети: ЗЕЛЕНЫЙ. Зеленый цвет успокаивает, он считается самым целебным, так как это цвет живой природы, цвет травы, листьев.(Ростик)
Муз. Рук. Молодцы. Пятый цвет?
Дети: ГОЛУБОЙ, это цвет – прохлады, чистого неба, свежего дыхания.(Йоника)
Муз. Рук: Шестой цвет?
Дети: СИНИЙ. Синий цвет – цвет глубины моря, цвет безграничных возможностей.(Капелии)
Муз. Рук. Седьмой цвет?
Дети: ФИОЛЕТОВЫЙ. Это цвет мечты, цвет будущего, веры в чудо, волшебства
музыки.(Виолеты).
Муз рук : А сколько всего существует нот?
Дети:
Муз. Рук: Муз. Рук: Правильно семь нот как и в радуге, и каждая нотка это цвет радуги. Давайте споем веселую песенку про нотки и покажем на клавиатуре, где живет каждая нотка и какой у нее цвет.
/Педагог раздает каждому ребенку клавиатуру/.
Дети исполняют песню с показом.
«Песенка про нотки» М. Лазарев.
Методика М. Лазарева знакомит детей с клавиатурой фортепиано, стимулирует у детей творческую активность, формирует музыкальный слух и навыки художественного моделирования (с помощью звука и цвета) явлений окружающего мира. Подготовить такую клавиатуру очень просто.
-708660269875
На белые клавиши фортепиано приклеиваются кружочки – цветоточки (цвета радуги).
До – красного цвета,
Ре – оранжевого,
Ми – желтого,
Фа – зеленого,
Соль – голубого,
Ля – синего,
Си – фиолетового.
Раздаточный материал клавиатура из фетра, помогает проводить работу на музыкальных занятиях фронтально. Музыкальный руководитель сначала предлагает свой вариант сочиненной им мелодии (сольфеджио), после чего вместе с детьми исполняет, обращая внимание на то, каким пальцем дети будут играть на клавиатуре из фетра (это может быть любой палец как правой, так и левой руки). Затем предлагается желающему ребенку сочинить свою мелодию. Можно его пригласить к инструменту, чтобы тот исполнил свою мелодию на фортепиано, а остальные на клавиатуре из фетра.
Муз. Рук: Когда мы видим радугу у всех поднимается настроение. А у вас какоенастроение?
Дети:
Муз. Рук: А вы хотите пробежаться по радуге здоровья и набраться сил, ведь она волшебная?
Дети.
Муз. Рук: Тогда вперед!
Муз. Рук: Услышали нашу музыку, почувствовали хорошее настроение и птицы из страны « Здравии» и вместе с нами захотели поиграть. Сажайте радужных птиц себе на руку и полетели…
/Под музыку дети пробегают один круг, останавливаются./
Гимнастика для глаз.
«Чудо – птицы»
И.П. - Дети стоят, фиксированное положение головы.
( Птицы на резинке одеты на указательные пальцы правой руки)
Раз –налево, Два –направо, Посмотреть влево, вправо.
Три –наверх, четыре - вниз. Посмотреть вверх, вниз.
А теперь по кругу смотрим, Круговые движения глазами:
Не спугнуть чтоб чудо – птиц. Налево – вверх, направо –вниз.
Взгляд направим ближе, дальше,
направо –вверх, налево –вниз.
Их рассмотрим мы сейчас
Просим вас, не улетайте!
Полюбуемся на вас!
Муз. Рук: Вот и с радужными птицами полетали в небесных просторах побывали в мире природы красоты и музыки. Пора нам домой возвращаться.
Итак, займите свои места, я даю сигнал отправления нашего поезда.. и… поехали…
Муз. Руководитель начинает хлопками передавать движение поезда ( сильная слабая доля) поочередно присоединяются дети со словами « тух- тух – тух». Вначале в медленном темпе и ритмично, а затем равномерно ускоряя движение.
Когда «поезд достигает максимальной скорости», муз. Руководитель дает сигнал, означающий сбавление скорости и в конце концов прекращение движения.
Муз. рук: Вот мы и вернулись обратно Понравилось вам наше путешествие?
Дети:
Муз. рук: И мне очень понравилось путешествовать с вами, вы очень замечательные ребята. Вы все как радуга. Вы сильные, творческие, веселые, выносливые, музыкальные с безграничными возможностями. Вы радуете меня и окружающих так, как радует и восхищает людей радуга. И поэтому в нашем саду в любое время года есть своя радуга.
Дети:
Радуга с неба на землю смотрела.Радостно мы улыбались в ответ.Радуга, радуга, цвет- пересвет.Радуга в небе недолго висела,С неба на землю недолго смотрела,Висела смотрела да и растаяла.Что же на память она всем оставила?Красные маки,Жёлтые песок,Зелёные зажёгсяНа ветке листок.Жук фиолетовыйГреет бока.Синяя плещетРека в берега.Оранжевым солнцемСогреты леса.А у скворцаГолубые …глаза.
ТАНЕЦ «РАДУГА»
Муз. рок- обработка в исполнении Ванессы Мэй.