Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС


Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС Составила: Ермакова О.Ю. учитель начальных классов МБОУ СОШ № 1 имени А.И.Герцена Я знаю, что ничего не знаю. Древнегреческий мыслитель Сократ Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими дети быть должны.Желаю вам, чтоб дети в вашем классеСветились от улыбок и любви,Здоровья вам и творческих успеховВ век инноваций, новизны! Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.«Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным» «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи Урок как основная форма организации учебной деятельности. Нужно, чтобы дети, по возможности,учились самостоятельно, а учительруководил этим самостоятельным процессоми давал для него материал. К.Д. Ушинский Всем наверно известна Древняя мудрость«Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, - я смогу запомнить.Позволь мне это сделать самому,И это станет моим навсегда». 1. Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. Приёмы работы:учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);учитель предлагает вспомнить, чему ребята учатся на уроке. 2. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», отграничение «знания» и «незнания», обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»). Приёмы работы:создание проблемной ситуации;выявление и фиксирование в громкой речи появившихся затруднений;проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. 3. Работа по теме урока:«открытие нового знания». Цель:планирование способов достижения учебной цели. Приёмы работы:беседа, организованная учителем;организация самостоятельной деятельности учащихся (поиск ответа в учебнике, в справочной литературе); выведение алгоритма. 3. Работа по теме урока:первичное закрепление. Цель: формирование учебных действий. Приёмы работы:комментирование выполняемых действий;обозначение знаковыми символами; работа с алгоритмами. 3. Работа по теме урока:самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: формирование учебных действий, их контроль и коррекция. Приёмы работы:проговаривание про себя новых правил;обозначение знаковыми символами; работа с алгоритмами. 3. Работа по теме урока:включение нового знания в систему знаний. Цель: формирование учебных действий. Приёмы работы:выбор и выполнение тех заданий, которые содержат новое знание или новый алгоритм; выполнение всех заданий. 4. Рефлексия деятельности. Цель: оценка результата достижения учебной цели. Приёмы работы: беседа:Какую задачу ставили?Удалось решить поставленную задачу? Каким способом?Какие получили результаты?Что нужно сделать ещё?Где можно применить новые знания? б) Использование знаков и символов. Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока и сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования Традиционные задания Обновленные задания Перечислите отличия растений от животных. Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк? Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению. Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное? Определите площадь прямоугольника. Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол. Изменение представления учителя о современном уроке. Коллективные виды работы формируют интерес у учащихся к изучаемому предмету, воспитывают сознательное отношение к учебному труду. В результате различных коммуникаций развивается мыслительная деятельность, работают все виды памяти, формируется адекватная оценка и самооценка обучающихся. 2 этап. Парная работа Коллективные формы обучения обеспечивают самостоятельность изучения учебного материала учащимися, формируют учебно-организационные умения, коллективные взаимоотношения. На учебных занятиях с использованием групповой работы каждый трудится в меру своих способностей в атмосфере согласованного взаимодействия учащихся и учителя, что повышает мотивацию обучения. Задача воспитания: учить умению сотрудничать и работать в группе и паре, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. Правила работы в паре: Говорим шепотом.Работаем вместе.Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.Оцениваем работу, благодарим друг друга. Карточка 1.1 уч. – Ты пирог съел?2 уч. – Нет, не я!1 уч. – А ещё хочешь?2 уч. – Хочу! Карточка 2.1 уч. – Заяц, заяц, чем ты занят?2 уч. – Кочерыжку разгрызаю.1 уч. – А чему ты, заяц, рад?2 уч. – Рад, что зубы не болят. 10 9 9 7 7 5 8 7 10 5 9 3 6 5 8 3 10 1 4 3 6 1 8 2 2 1 4 2 6 4   1 позиция 2 позиция 3 позиция 3 этап. Групповая работа Правила организации групповой работы.1. Работать дружно, говорить только по делу: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего (ведущего).2. Убедись, что в разговоре участвует каждый.3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.4. Качественно выполнять работу.5. Каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и свое в частности. Основные противопоказания при организации групповой работы.Недопустима пара из двух слабых учеников.Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе ( а завтра стоит им предложить снова сесть вместе).Если кто – то пожелал работать в одиночку , не стоит ему запрещать.Нельзя занимать совместной работой детей более 15 – 20 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе.Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос.Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.Для того, чтобы групповая работа давала желаемый развивающий эффект, учителю необходимо отслеживать перераспределение ролей между детьми. Что формирует групповая и парная работа?1. Уважительное отношение к мнению одноклассников.2. Воспитание терпимости, открытости, тактичности, готовности прийти на помощь.3. Уверенное овладение основными коммуникативными действиями: инициативности, лидерства, умения налаживать контакты, находить разумные компромиссы, решать конфликтные ситуации.4. Усвоение механизмов эмоционально – волевой регуляции собственного поведения, ориентации его на принятые ценностно – нравственные и этические нормы. Оценивание групповой и парной работы. Использование пиктограмм:Красный – работой довольны , все получилось!Зеленый – поработали хорошо, но нужно еще поработать с данным материалом;Синий – ничего не поняли, требуется помощь! Спасибо за внимание!