Доклад на темуРоль групповых технологий в формировании УУД


ДокладТема: Роль групповых технологий в формировании
коммуникативных универсальных учебных действий.
Что такое групповые технологии.
В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие умения , индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета.
Итак, групповые технологии – организация учебной работы с применением групповых методов и межгрупповых.
При групповой работе действуют воспитательные задачи:
умение слушать и слышать;
правильно воспринимать обучающую задачу;
умение правильно относиться к своей работе и коллективной;
умение правильно оценивать деятельность свою и своих товарищей;
умение подчиняться правилам поведения в группе;
умение преодолевать трудности, конфликты;
Решению этих задач может способствовать использование групповых технологий, как в образовательном, так и воспитательном процессе. Следует отметить, что групповое обучение - это использование малых групп (3-5 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, мышления, интеллекта, ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и конечно личностных).
2. Значимость групповых методов в формировании УУД.
По программе ФГОС, я работаю четвёртый год. Есть заметные продвижения в формировании УУД.
В моём классе - 24 учащихся. Хорошо прослеживается работа в формировании коммуникативных и личностных УУД. Класс дружный, активный, любознательный.
Применение групповых технологий целесообразно и эффективно на различных этапах урока и во внеурочной деятельности: при изучении нового материала, закреплении полученных знаний, повторении изученного, проведении контроля знаний, организации творческих работ, организации проектной деятельности.
3..Применение групповых технологий на примерах личного опыта:
Хочу рассказать о применении групповых технологий в своём классе. Эта работа особенно заметна в формировании коммуникативных УУД.
Мои действия:
Опираясь на знания, что обучение групповой работе начинать легче в парах, то уже с первого класса были первые шаги по применению данного метода.  При делении детей на пары необходимо учитывать темперамент учащихся:
-Если в группу объединять сангвиник + сангвиник, атмосфера будет доброжелательной, но продуктивность низкая.
-Если холерик + холерик, то будут слишком бурные эмоции. Найдут "общий язык" или будут разборки, дисциплины не будет.
-Если меланхолик + меланхолик - стимулирования не будет. Усидчивы, но нет взаимопонимания.
Если флегматик + флегматик, будет заторможенность.
Итак, лучшие пары для совместной работы, по мнению психологов:
сангвиник + флегматик, холерик + меланхолик, сангвиник + меланхолик.
Затем группу увеличила. Класс разделила на микро- группы, по 5 человек. В каждой группе есть свой ответственный (звеньевой).
Сначала велась обучающая работа с ответственными в группе. Это инициативная группа, активные ребята, которые могут повести одноклассников за собой.
Нацелила ребят на следующие правила совместной работы: 
-работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми;
-быть активными, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу;
-вовремя оказывать помощь, выполнять указания звеньевого;
-следить за временем выполнения;
-работать по алгоритму (плану);
-доводить начатое до конца.
Используя групповые технологии в образовательном процессе, руководствовалась работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок.
К 4 классу учащиеся моего класса научились работать в группе, находить необходимую информацию. Результативность работы с применением групповых технологий наблюдается на уроках литературного чтения, окружающего мира, во внеклассных мероприятиях и во внеурочной деятельности. Звеньевые в группах, могут самостоятельно распределить роли выполнения совместной работы. Ребята учатся предоставлять выполненную работу с применением презентации.
С применением данного метода обучения - учебная деятельность учащихся приобрела некоторые плюсы:
психологический комфорт в общении;
воспитательное значение;
создание творческого характера мышления в работе;
возможность решить ситуацию самостоятельно, либо при помощи товарищей;
возможность добывать знания самостоятельно;
момент игры;
возможность открыто помогать друг другу;
учитель не доминирует, а сотрудничает или координирует деятельность учащихся;
отсутствуют грубые дисциплинарные нарушения;
Таким образом, методы групповых технологий -  это форма самостоятельной работы   при непосредственном взаимодействии всех членов группы между собой.
Воспитание самостоятельности – главная цель педагогической деятельности, заложенная во ФГОС