Консультация логопеда для родителей Развитие связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи


Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодняшняя наша встреча посвящена вопросам развития связной речи у детей 5-6 лет. Эта тема выбрана неслучайно,
Во-первых, наш детский сад детский сад для детей с тяжелыми нарушениями речи, и связная речь – одно из направлений, над которыми мы работаем, наряду со звукопроизношением, грамматическим строем речи, словарем и т.д.
Во-вторых, выбор обусловлен и результатами диагностики на начало учебного года – уровень развития связной речи у детей нашей группы составлял всего 33%. В-третьих, анализ результатов анкетирования родителей, показал, что
Все родители верно оценивают связную речь своего ребёнка, отмечают трудности в овладении этой стороной речи;
вы понимаете, что недоразвитие связной речи отразится на дальнейшей жизни ребёнка, негативно скажется на обучении в школе;
большинство из вас правильно определяют степень участия семьи в работе над развитием связной речи (родители должны принимать активное участие в развитии связной речи, выполняя рекомендации учителя-логопеда и воспитателей);
значительное большинство родителей считают тему опроса важной;
вы помогли определиться с помощью, которую мы можем оказать вам по данному вопросу: это консультация и открытые просмотры занятий по развитию связной речи.
В-четвертых, велика значимость овладения связной речью для успешного обучения в школе и социальной адаптации детей с ОНР. Как вы считаете, почему? Ответы родителей
Достаточный уровень развития связной речи необходим на всех уроках – на уроке математики ребенок должен прочитать задачу и своими словами ее объяснить, пересказать содержание прочитанного, в последствие – при написании сочинений и изложений.
Т. О, тема нашей встречи очень важна
Нередко под связной речью родители понимают отдельные фразовые высказывания. Однако связная речь – это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль.
Существуют две разновидности связной речи – диалог и монолог. Диалог – это разговор между двумя и более людьми. Особенностями диалогической речи являются неполные предложения, восклицания, междометия, жесты, мимика. Навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом.
Монолог – это последовательное изложение какого-либо события или вопроса одним человеком. Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороной языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.
В детском саду мы уделяем внимание работе над двумя видами монологической речи - это пересказ (воспроизведение услышанного текста) и самостоятельно составленный рассказ.
Родителям, работающим над связной речью детей дома, необходимо помнить следующие аспекты:
Пересказы:
Выделяют следующие виды пересказов:
Подробный или близкий к тексту.
Короткий, выборочный - Например: из какой-то сказки рассказать только событие произошедшие с одним героем.
С перестройкой текста (от лица различных героев) - Например: рассказ идет от третьего лица, то есть Дети пошли в лес собирать грибы…. Я пошел в лес собирать грибы.
С творческими дополнениями (придумывание отдельных эпизодов) начала, конца произведения.
Для пересказа необходимо:
подобрать произведение (короткий рассказ, сказку; желательны повторы в тексте; наличие прямой речи; действительность персонажей; меньше описаний);
прочитать (медленно, выразительно);
задать вопросы по содержанию текста, отработать новые слова;
прочитать повторно
предложить пересказать, при пересказе требовать грамматически правильно строить предложения.
Для пересказов хорошо подходят небольшие русские народные сказки («Колобок», «Теремок», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль», а также короткие рассказы: К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, М.Пришвина, В.Бианки и др. )Составление рассказов
Рассказывание может быть:
по игрушкам и предметам;
по картине, серии картин;
из опыта (дети опираются на представления, полученные в процессе наблюдений и разных видов деятельности);
творческие рассказы (рассказы о вымышленных событиях).
Нашим детям нелегко дается умение составлять рассказы.
Затруднения:
подбор лексики (слов, передающих состояние, положение героев, отражающих внешний вид, действия);
построение предложений разных типов (дети, в основном, пользуются простыми предложениями, частые повторы, лексические и синтаксические неточности);
не умеют связывать части разговора;
часто в рассказах отсутствует смысловая последовательность изложения материала.
При составлении рассказы по игрушкам учитывать следующее:
начинать с любимых;
в рассказ включать: название, части, их формы, цвет, материал, назначение;
использовать приемы:
загадки: ты загадай про игрушку, а я отгадаю, о чем ты сказал;
сравнение двух игрушек;
диалог между Вами и ребенком (каждый из вас – определенная игрушка);
когда дети просят купить игрушку, предложите рассказать о ней, как будто не понимаете, что он хочет.
Рассказы по картинкам:
подбирать картинки с простым сюжетом (2-3 действующих лица);
побуждать к тому, чтобы дети давали имена, описывали внешний вид людей, их действия, речь.
Каждый рассказ должен иметь название
У героев рассказа должны быть имена
Включать в рассказ диалог действующих лиц
Составленный рассказ должен быть грамматически правильно оформлен.
Родители могут помочь своему ребенку овладеть связной речью не только во время специально организованных занятий, но и дома, на прогулке, или даже сидя в очереди. Необходимо побуждать детей к тому, чтобы они дома рассказывали чем занимались в детском саду, с кем дружат в группе, какие игры любят в детском саду и почему. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы «Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?» Следить за тем, чтобы ребенок отвечал полным предложением.