Предпосылки и причины участие казахов в восстании (1773—1775) ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ Е. И. ПУГАЧЕВА (8 класс)

Тема: Предпосылки и причины участие казахов в восстании
(17731775) ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ
Е. И. ПУГАЧЕВА
Цель: рассмотреть причины и предпосылки участия казахов в Крестьянской войне; дать характеристику основных этапов участия казахов в восстании; показать влияние Крестьянской войны Е. Пугачева на национально освободительное движение казахского народа; развивать навыки самостоятельной работы, самостоятельного обобщения и анализа исторических событий; развивать высокую гражданственность и патриотизм.
Материалы и оборудование: карта “Казахстан в XVIII в.”.
I. Входной контроль
Цель входного контроля диагностика усвоения материала предыдущей темы.
Хронологический диктант. Учитель диктует основные события истории, рассмотренные на прошлом уроке, учащиеся записывают в тетрадях даты, относящиеся к ним:
а) годы жизни Абылая;
б) Абулмамбет, султан Абылай и ряд аристократов присягнули на верность России;
в) очередное ойратское вторжение, осложнившее ситуацию в Среднем жузе;
г) освобождение Абылая из плена;
д) смерть Галдан-Цэрэна;
е) Джунгария прекратила свое существование как самостоятельное государство;
ж) Абылай присягнул на подданство Китаю;
з) В Ямышевской крепости было 350 казахских торговцев;
и) смерть хана Абулмамбета, провозглашение Абылая ханом;
к) утверждение правительством России Абылая ханом Среднего жуза.
Учитель зачитывает правильные ответы.
а) 17111781 гг.; б) август 1740 г.; в) 17411742 гг.;
г) 1743 г.; д) 1745 г.; е) 1758 г.; ж) 17561760 гг.;
з) 1765 г.; и) 1771 г.; к) 1771 г.
Учащиеся самостоятельно проверяют свои записи и выставляют оценку. Критерий оценки записывается на доске:
1 ошибка “5”;
23 ошибки “4”;
45 ошибок “3”;
более 5 ошибок повторить дома § 5.
После самопроверки можно в течение урока взять несколько тетрадей(работ) и проверить объективность выставления оценок.
II. Изучение нового материала основывается на самостоятельной проработке текста параграфа. Организуется работа по рядам.
1-й ряд
Подтема I параграфа: “Предпосылки и причины участия казахов в восстании”.
Задание: кратко сформулировав причины и предпосылки восстания, записать их в раздел “Влияющие факторы”.
В центральную часть записать этапы участия казахов Младшего и Среднего жузов в восстании.
2-й ряд
Подтема II параграфа: “Участие казахов Младшего жуза в Крестьянской войне”.
Задание: В центральную часть таблицы запишите события, в которых казахи Младшего жуза принимают наиболее активное участие. Выявить проблемы и записать их в соответствующий раздел таблицы.
3-й ряд
Подтема III параграфа: “Участие казахов Среднего жуза в Крестьянской войне”.
Задание: аналогично заданию второго ряда, рассмотрим участие в событиях казахов Среднего жуза.
На выполнение задания отводится 2025 мин. Ответы
систематизируются и заносятся учителем на доску, а ребятами в тетради.
Домашнее задание: § 6, документы к параграфу, заполнить анализ данных.



Дата _______ учитель _______________




















Таблица 7
Тема
Участие казахов в Крестьянской войне
Тема 17731775 гг. под предводительством Е. Пугачева

1
2

Основное
содержание
Этапы участия казахов в восстании Младшего жуза:
I этап с сентября 1773 по март 1774 г.
II этап с марта 1774 по ноябрь 1774 г.
III этап с сентября 1775 по февраль 1776 г.
Среднего жуза:
I этап с сентября 1773 по апрель 1774 г.
II этап с апреля по июль 1774 г.
III этап лето 1774 г. по 1776 г.
Основные события, в которых казахи принимали активное участие.
Младший жуз:
осада Яицкой крепости;
взятие Кулагинской крепости. Осада Оренбурга.
Средний жуз:
осада Пресногорьковской крепости; угроза гарнизонам Гагарьевского и Троицкого укреплений, районам Петропавловской крепости, Верхнеозерной и др. сибирским укреплениям.
Создание предпосылок для восстания под предводительством Сырыма Датова.

Анализ данных
1. Предпосылки и причины участия казахов в восстании.
2. Этапы участия казахов в восстании.
3. Участие казахов Младшего жуза в Крестьянской
войне.
4. Участие казахов Среднего жуза в Крестьянской
войне.
5. Значение участия казахов в восстании.
Портрет Пугачева.

Влияющие
факторы
колониальная зависимость казахских шаруа;
захват земель русскими помещиками;
бесчинства карательных отрядов;
строительство крепостей и военных линий;
близость расположения кочевий казахов Младшего жуза к основным очагам восстания;
обострение взаимоотношений казахских султанов и казачьей верхушки.

Проблемы
колонизаторская политика царизма в земельном
вопросе;
вопрос о “калмыцких" землях;
двойственная позиция хана Нуралы;
отсутствие согласия в действиях казахских отрядов.

Исследование
§ 6, документы и материалы


№ 10 урок
Участие казахов Младшего жуза в Крестьянской войне
Цель: рассмотреть причины и предпосылки участия казахов в Крестьянской войне; дать характеристику основных этапов участия казахов в восстании; показать влияние Крестьянской войны Е. Пугачева на национально освободительное движение казахского народа; развивать навыки самостоятельной работы, самостоятельного обобщения и анализа исторических событий; развивать высокую гражданственность и патриотизм.
Материалы и оборудование: карта “Казахстан в XVIII в.”.
I. Входной контроль
Цель входного контроля диагностика усвоения материала предыдущей темы.
Хронологический диктант. Учитель диктует основные события истории, рассмотренные на прошлом уроке, учащиеся записывают в тетрадях даты, относящиеся к ним:
а) годы жизни Абылая;
б) Абулмамбет, султан Абылай и ряд аристократов присягнули на верность России;
в) очередное ойратское вторжение, осложнившее ситуацию в Среднем жузе;
г) освобождение Абылая из плена;
д) смерть Галдан-Цэрэна;
е) Джунгария прекратила свое существование как самостоятельное государство;
ж) Абылай присягнул на подданство Китаю;
з) В Ямышевской крепости было 350 казахских торговцев;
и) смерть хана Абулмамбета, провозглашение Абылая ханом;
к) утверждение правительством России Абылая ханом Среднего жуза.
Учитель зачитывает правильные ответы.
а) 17111781 гг.; б) август 1740 г.; в) 17411742 гг.;
г) 1743 г.; д) 1745 г.; е) 1758 г.; ж) 17561760 гг.;
з) 1765 г.; и) 1771 г.; к) 1771 г.
Учащиеся самостоятельно проверяют свои записи и выставляют оценку. Критерий оценки записывается на доске:
1 ошибка “5”;
23 ошибки “4”;
45 ошибок “3”;
более 5 ошибок повторить дома § 5.
После самопроверки можно в течение урока взять несколько тетрадей(работ) и проверить объективность выставления оценок.
II. Изучение нового материала основывается на самостоятельной проработке текста параграфа. Организуется работа по рядам.
1-й ряд
Подтема I параграфа: “Предпосылки и причины участия казахов в восстании”.
Задание: кратко сформулировав причины и предпосылки восстания, записать их в раздел “Влияющие факторы”.
В центральную часть записать этапы участия казахов Младшего и Среднего жузов в восстании.
2-й ряд
Подтема II параграфа: “Участие казахов Младшего жуза в Крестьянской войне”.
Задание: В центральную часть таблицы запишите события, в которых казахи Младшего жуза принимают наиболее активное участие. Выявить проблемы и записать их в соответствующий раздел таблицы.
3-й ряд
Подтема III параграфа: “Участие казахов Среднего жуза в Крестьянской войне”.
Задание: аналогично заданию второго ряда, рассмотрим участие в событиях казахов Среднего жуза.
На выполнение задания отводится 2025 мин. Ответы
систематизируются и заносятся учителем на доску, а ребятами в тетради.
Домашнее задание: § 6, документы к параграфу, заполнить анализ данных.



Дата _______ учитель _______________