Разработка урока по истории на тему Реформы 60-70-х гг. XIX в. в России

ТЕМА : РЕФОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 60-70 гг. Х1Х в.
Цель урока: дать характеристику реформ 60-70 гг. Х1Хв.,
доказать их половинчатый , ограниченный
характер.
Методы: работа с текстом, групповая работа, «общий проект», круг идей, метод пресс.
Понятия: присяжные, мировые судьи, управы, городская дума.
Даты: 1864-судебная реформа, введение земского самоуправления,
1870-создание городских дум и управ, 1865-реформа цензуры, 1864-1883-военная реформа.

ХОД УРОКА.
1.Организация класса.
2.Актуализация опорных знаний.
Учащимся предлагаются вопросы:
Какую историческую теорему мы доказали на прошлом уроке?
Каковы признаки того, что крепостная система себя исчерпала?
Какие слои общества были заинтересованы в реформе? Почему?
Как юридически оформлялась реформа?
Каковы особенности ликвидации крепостного права в Украине?
Какие проблемы реформа решила? Какие проблемы остались?
ВЫВОДОМ становится решение о том, что крестьянская реформа неслучайно названа «Великой», поскольку она имела важное значение для развития страны, вместе с тем, она носила как буржуазные черты, так и крепостнические.
3.Решение основной задачи:
Что ещё необходимо было изменить в стране кроме положения крестьян для того, чтобы ликвидировать все преграды для развития буржуазных отношений в стране?
Носили ли и эти реформы ограниченный характер?
Класс делится уже по привычной схеме на 4 группы-А, Б, В, Г, в течение 2-3 минут в группе распределяются роли-спикер, секретарь, тайм-киппер, докладчик.
Каждая группа получает задание:
А. Охарактеризуйте судебную реформу. Какие буржуазные или крепостнические черты носила реформа? (с.149 учебника)
Б. Дайте характеристику земской и городской реформ органов местного самоуправления. Какие буржуазные и крепостнические черты содержит реформа? (с.149-150 учебника)
В. Какие изменения произошли в сфере образования? Каковы достижения реформы? Какие пережитки она сохранила?
Г. Дайте характеристику реформам цензуры, военной, финансовой ? Какие буржуазные и крепостнические черты содержали эти реформы?
Группы вырабатывают экспертную оценку содержания и значения реформ. Докладчики от каждой группы, по очереди, выносят результаты работы группы на обсуждение, затем итоги работы выносятся на доску в таблицу.


Название
Буржуазные
черты
Крепостнические черты
Значение








По окончании заполнения таблицы в течение 5-7 минут группы готовят итоговое решение о характере, значении и последствиям реформ в целом. Результат заносится в таблицу с использованием метода «круг идей».
4. Значение реформ.
Используется «метод пресс», т.е. по схеме:
Я считаю, что
Потому, что
Например
Поэтому я считаю, что
При подведении итогов не обязательно ответ озвучивается докладчиком группы, более желательны добровольность и самостоятельность суждения, при наличии времени, возможно обсуждение.
5. Закрепление материала. Возобновляется ролевая игра «Интервью». Учитель-журналист берёт интервью у представителей различных слоёв населения: крестьян, помещиков, интеллегенции, буржуазии.
Какая реформа более всего повлияла на ваше положение?
Какие проблемы она решила?
Какие проблемы остались?
Необходимо ли развивать реформы? Как?
6. Оценивание. Используется самооценка работы в группе: на листке со своей фамилией ученик ставит себе оценку от 1 до 12, передавая листки по кругу члены группы либо соглашаются с оценкой, либо ставят свою, при необходимости учитель позже корректирует оценку в зависимости от действительного участия ученика в обсуждении проблемы.
7. Домашнее задание. Подготовить прогноз о влиянии реформ на развитие общества и экономики.








ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ДЕБАТЫ».

Участники: команды старшеклассников в составе трех человек.
Цель: формирование правовой культуры учащихся, развитие гражданской активности, обучение навыкам игры «Дебаты» по политическому формату.
Условия проведения: игра проводится в три этапа
1. Отборочный тур в школе, выборы участников игры, обучение навыкам дебатов.
2. Городская игра «Дебаты» по политическому формату по проблеме:
«Будущее Украины – в Европейском Союзе или интеграции с Россией?»
3. Финальная игра 2-х лучших команд

Критерии оценки: соответствие теме, аргументированность, логичность, чёткость формулировок, доказательность, ораторские навыки.
Ход игры:
1. На этапе школьного тура проводится:
А) обсуждение проблемы старшеклассниками с использованием мозгового штурма;
Б) знакомство учащихся с правилами проведения дебатов, объясняется суть понятий – критерии, дефиниции, аргументы;
В) отборочные игры в классах;
Г) финальная игра школьных команд, в результате которой команду СОШ №11 представляли учащиеся 10-Б класса: Ефимов Руслан, Билосорочка Оксана, Мироненко Марина.
2. По положению разработанному Центром детского и юношеского творчества «Ровесник» проводятся игры между лучшими школьными командами, в которых команды в каждой следующей игре занимают позицию противоречащую той, которую защищали накануне, то есть по очереди отстаивая то одну, то другую позицию. Большое значение в действиях команды играет влияние руководителя команды, результат игры зависит от затраченного учителем времени на подготовку команды и обсуждение аргументов и тактики борьбы.
3. Несмотря на частичные изменения темы команды лучше понимают смысл игры и получают время доработать аргументы, обсудить ошибки, допущенные во втором туре, поэтому на третьем этапе игра приобретает зрелищность и остроту, превращаясь в настоящее шоу.

После завершения игры подводятся итоги. Команды награждаются памятными дипломами от управления образования евпаторийского горсовета и призами. В результате игры 2004 года первое место заняла команда СОШ №12, а второе СОШ №11.

Внутри этапов игра идёт по следующему сценарию:
1. Первый игрок утверждающей команды объявляет тему и ключевые понятия – дефиниции (интеграция, ЕС, Украина и т.д.). Затем игрок приводит 3 аргумента в подтверждение своей позиции, а потом подкрепляет каждый аргумент примером. На этом этапе ученику серьёзную помощь оказывает знание приёма «пресс». После слов игрока «Я готов к вопросам», ему задаёт вопросы игрок третий опровергающей команды. Речь первого игрока занимает шесть минут и три минуты на вопросы.
2. Первый игрок опровергающей команды объявляет позицию команды. Определяет собственные дефиниции или соглашается с предыдущими. Затем он разбивает аргументы противника и предлагает три собственных, подкрепляя их примерами. Затем он отвечает на вопросы третьего игрока утверждающей команды.
3. Второй участник утверждающей команды опровергает линию защиты оппонентов, представляет новые доказательства, приводит примеры, описания в течении 5 минут, затем отвечает на вопросы первого игрока опровергающей команды.
4. Второй участник опровергающей команды выделяет слабые стороны в доказательствах и аргументах противника и приводит новые доказательства в подтверждение позиции команды. Вопросы ему задаёт первый игрок утверждающей команды.
5. Третий игрок утверждающей команды поясняет почему его команда поддерживает свою позицию, последовательно даёт полный анализ линии аргументации, указывает на значение аргументов и поясняет каждый. От игрока многое зависит, он делает выводы из всего сказанного командой.
6. Третий игрок опровергающей команды завершает игру, прослеживает линию аргументации оппонентов и поясняет значение каждого контраргумента, делает выводы.

Игра занимает 45-50 минут. Судьи в бюллетенях фиксируют по 5-ти бальной системе уровень организации каждого участника, его аргументы, доказательства и самопрезентацию, затем выводится общая оценка участников, подводятся итоги.