Урок литературного чтения в 3 классе по теме С.А. Есенин Черёмуха


Литературное чтение. 3 класс

Тема: С.А.Есенин . «Черемуха».
Цель: создать условия для целостного восприятия и осмысления стихотворения «Черёмуха».
Задачи:
Образовательные :
- формировать умение анализировать стихотворение;
- понимать стихотворение как способ передачи чувств и мыслей автора;
- пополнять словарный запас учащихся через словарную работу.
Развивающие:
- развитие навыка выразительного чтения как средства выражения своего понимания;
- развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности;
- развитие познавательной активности;
- развивать творческое воображение учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине через красоту природы;
- воспитывать любовь к поэзии.
- воспитывать чувство коллективизма через работу в парах.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.

В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёз и синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты
Только скажут - .
Всей России встают черты(Н.Браун)

Вы догадались о ком такие красивые строчки написаны?

2. Сегодня на уроке мы прикоснёмся к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого вы уже были знакомы.

-Вспомните, какие стихи С. Есенина мы уже читали и учили наизусть?

- Русский народный поэт родился в 1895 году под Рязанью, в селе Константиново, на берегу красивой реки Оки.

- Ребята, почему в народе этого поэта называют «певцом русской природы»?

- В раннем детстве полюбил С.Есенин родную русскую природу. Он чувствовал себя частью этой природы и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Они очень мелодичны и многие из них композиторы положили на музыку. И сейчас они звучат как песни.



3.Книги С.Есенина (выставка)

- Перед вами выставка книг С.Есенина. В них напечатаны великолепные стихи о природе, о Родине. Советую взять и почитать.

4.Изображение черемухи.

Какое растение изображено?

Одна из первых я цвету
В садах стою я вся в цвету
И белый мой наряд,
И горький запах всех влечёт:
-Гляди, черёмуха цветёт!-
Все люди говорят.

- Как выяснили учёные, этот аромат убивает микробов. Поэтому чтобы сделать питьевой не очень чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую веточку черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.

5. - Давайте попробуем сформулировать тему урока.

- Что бы вы хотели узнать
- Для чего вам это нужно?
- Итак, что нужно знать и уметь по теме урока?
Знать:
содержание стихотворения «Черёмуха»;
правила выразительного чтения.
Уметь:
выразительно читать стихотворение;
отвечать на вопросы;
рисовать словесные картины;
работать самостоятельно и в группах.
- Что бы вы хотели узнать и чему научиться?
- Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое – голубое, воздух – прозрачен, чист, влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черёмухи.

6. Визуализация. Первичное чтение учителем.
- Стихотворение Есенина «Черёмуха» мне очень понравилось своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое.
- Сейчас я буду читать стихотворение, а вы закройте глазки, можете лечь на парту и постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.
(Читаю стихотворение под музыку)





7.Обмен впечатлениями.
- Скажите, какой увидел черёмуху поэт? Поделитесь своими мыслями.
- Какое настроение хотел передать нам Есенин? Выберите. Обоснуйте свой выбор.

Ликующее восторженное шутливое печальное весёлое праздничное радостное спокойное грустное мечтательное
- Какие чувства возникли в вашем сердце?
Изумление спокойствие радость сожаление восторг печаль ликование грусть
- Что отражают лирические стихи?
- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?
- Какие краски вы бы использовали, чтобы передать на картине это настроение?

8.Самостоятельное чтение стихотворения.
- Открываем учебники на странице 56.
- Вспомним правила выразительного чтения.
-Читайте медленно. Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины;
- после каждой строчки надо делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания;
- постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.
- Читаем в полголоса и отмечаем непонятные слова и выражения.

9.Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем. Поморгаем.
И работать начинаем

10. Работа по развитию речи.

- Какие непонятные слова вам встретились?
(толкование непонятных слов по словарю Ожегова)
роса медвяная - ароматная, с запахом мёда;
зелень пряная – с острым, ароматным запахом;
проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля;
волна гремучая – издающая громкие звуки;
обдаёт – обливает со всех сторон;
вкрадчиво – осторожно; тихо;
под кручею – под обрывом.



11. Анализ лирического стихотворения.
- Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?
- Выберете ответы.
чтобы сообщить о том, что расцвела черёмуха;
чтобы передать свою радость;
чтобы привлечь внимание к красоте природы;
чтобы вызвать взаимное сопереживание.

12 Работа над литературоведческими понятиями.

- Чем привлекла внимание поэта черёмуха?
- Какие слова помогли поэту создать яркую картину сияющего денька?
- Но Есенин хотел, чтобы мы не только увидели, но и почувствовали, - «представили запахи».
- Какими словами поэт говорит о запахах?
- Какой приём использует поэт? эпитеты
- Зачем Есенин использует эпитеты?
- Придумайте свои эпитеты к слову черёмуха.
- А теперь обратите внимание на словосочетания: «сияет зелень в серебре», «зелень горит».
- Как называется этот приём? слова с переносным значением
Да, поэт уловил сходство между предметами и передал его с помощью переносных значений.
- Ребята, черёмуха это центральный или второстепенный образ в стихотворении?
- Докажите.
- Прочитайте строчки к этой иллюстрации.
-О ком можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит?
- Какой приём использует поэт? олицетворение
- Какой образ олицетворяет черёмуха?
- А кто в стихотворении представляется юношей?
- Найдите строчки и прочитайте.
- Найдите строчки, где есть и олицетворение и сравнение.
- Вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов: расцвела, завила, сияет, струится, стоит, горит, обдаёт, поёт.

13. Осмысление. Выводы.

- Итак, какие приёмы использует поэт, чтобы мы смогли представить картину: почувствовать, увидеть, услышать?
- Только ли о природе это стихотворение?

14. Коллективное чтение стихотворения. Работа над выразительностью.

- Как будем читать это стихотворение: быстро или медленно неторопливо?
- Какие строчки, по вашему мнению, можно читать чуть быстрее?
-Давайте попробуем прочитать вместе.




15 Самостоятельное чтение.
- Предлагаю поработать в парах используя памятку.

Памятка:
правильно ставь ударение;
соблюдай паузы;
выбери силу голоса;
определи темп;
читай эмоционально;
покажи интонацией своё отношение к произведению.
оцени товарища!

- Кто желает прочитать стихотворение? (используем элемент конкурсного чтения)
-В исполнении какого ученика передалась мелодия стихотворения?

16. Дифференцированное задание.

(Детям раздаются карточки с вопросами по уровням сложности. Они сами выбирают уровень сложности.)
(Вопросы прилагаются)
-Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок?
-Можете ли вы определить характер музыки, которая могла бы сопровождать это стихотворение?
- Прочитайте понравившиеся строки.
-С каким чувством надо читать стихотворение?
-Что удивляет автора?

17. Подведение итогов.
Домашнее задание:

- Выучить наизусть стихотворение Есенина «Черёмуха»;
- Нарисовать картины, которые возникли в вашем воображении;
- Подготовить выразительное чтение стихотворения «Сыплет черемуха снегом»

18.Рефлексия.
- Что на вас произвело большее впечатление?
- Какие задания вам показались наиболее интересными?
- Для чего нужна такая работа со стихотворением?
- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

И в заключении (звучит тихая музыка и горит свеча).

У русских людей есть традиция: «Всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча». Пожелайте в душе самым близким, дорогим и любимым людям, того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё. И пусть всё задуманное сегодня исполнится.

Мне было очень приятно сегодня работать с вами.
15