Мастер-класс для учителей и социальных педагогов Общение с трудными подростками (коррекция девиантного поведения)


Мастер-класс для учителей и социальных педагогов "Общение с "трудными" подростками" (коррекция девиантного поведения)1.Вступительное слово, организация пространства?
2.Приветствие  - передай рукопожатие
3.Разминка – «Кулаки, ладони, руки, скрещенные на груди». Все по команде выбрасывают руки определенным образом: кулаки, ладони, руки, скрещенные на груди. Задача в том, чтобы вся группа выбросила руки одинаково.
4.Ассоциации «Трудный подросток», «Девиантное поведение»
Подведение к тому, что восприятие подростка как проблему и негатив приводит к тому , что работу сводиться к тому что бы как помочь себе а не подростку. Соответственно целесообразно перестроить образ подростка на тот которому нужна защита поддержка и т.п. Чтобы справиться с негативными чувствами возникающими в стрессовых ситуациях общения с трудными подростками, нам помогут
5.техники саморегуляции:
Дыхание
Образ. (2-3 мин.)
Сконцентрируйтесь на успокаивающем образе или звуке.
Успокаивающий образ или звук  можно выбрать самостоятельно. Некоторые возможные варианты:
- Лифт.    Представьте, что вы входите в лифт. Нажмите кнопку для  спуска вниз. По мере прохождения каждого этажа вы все больше и больше расслабляетесь. Когда вы расслабитесь, выйдите из лифта с ощущением покоя и свежести.
-  Вода.     Представьте себя на берегу водоема. Наблюдайте движение воды. Вода подкатывает к берегу и откатывает, подкатывает и откатывает…  Образ воды успокоит. И, когда вы будете чувствовать спокойствие, покиньте берег. 
- Звук.     Пойте один слог или звук. Представляйте, что этот звук  стирает все отвлекающие образы и мысли.   
6.Техника «Я-высказывания»: Предположим такую ситуацию: кто-то кричит на вас; может быть вам и понятно, почему это происходит, но тем не менее вы не переносите, когда кто-нибудь на вас кричит. У вас три варианта ответа:
А) накричать на них, это агрессивная реакция, которая еще больше осложняет взаимоотношения;
Б) уйти в сторону – это избегание, отступление, уход. Такая пассивная реакция приводит к охлаждению взаимоотношений, если не к полному разрыву;
В) использовать оптимальное самоутверждение – вам нужно найти формулировку, наилучшим образом отстаивающую вашу точку зрения. Она должна быть этичной и не должна вызывать у собеседника агрессию и желание защититься. Такие этические приемы сообщений называют «Я»-высказываниями.
Я-высказывание – это культурный, этичный способ выражения нашего отношения к какой-либо ситуации. Он очень полезен, когда необходимо настоятельно выразить ваше мнение. Чтобы этот способ начал «работать» на практике, требуется сознательная установка на обучение и тренировку, пока он не станет подсознательным навыком.
Я-высказывание передает другому человеку ваше отношение к определенному предмету без обвинений и без требований, чтобы этот другой человек изменил свое отношение. Этот способ помогает удерживать свою позицию, не превращая другого человека в вашего противника.
Я-высказывание может быть полезно в любой обстановке, но особенно, когда вы рассержены, раздражены, в плохом настроении или недовольны чем-то.
Я-высказывание построено так, чтобы наиболее эффективно выразить свое мнение о данной ситуации и высказать свое пожелание; особенно, если вы хотите, чтобы ваше пожелание не было воспринято другой стороной негативно и не вызвало контратаку.
Схема Я-высказывания:
СОБЫТИЕ  -  « Когда …» (описание нежелательной ситуации).
НАША РЕАКЦИЯ  - «Я  ч у в с т в у ю…» (описание ваших чувств).
ПРЕДПОЧИТАЕМЫЙ МЕТОД – «М н е   х о т е л о с ь   б ы,  ч т о б ы…» (описание  желательного варианта).
Я-сообщения снижают эмоциональный накал информации, позволяют лучше выражать смыл того, что мы желаем сказать. Ты сообщения – это жесткое выражение претензии, в котором за эмоциональным всплеском теряется смысл сказанного. Неэтичные Ты- сообщения  по своей сути все одинаковы. В них выражается одна потребность – нанесение психологического удара, наказание, оскорбление.
Вытаскивают бумажки с ситуациями и реагируют я - высказываниями.
Ситуация: ученик не в первый раз отказывается выполнять задание учителя («А мне оно не нравится»).
Ситуация . Учитель объясняет новый материал  на доске, ученик в это время разговаривает.
Ситуация: Ученик нагрубил учителю
Ситуация: Ученик снова опаздал на урок
1. Учитель («Я-сообщение»): «Мне не нравится, когда дети не хотят выполнять задания на уроке. У меня это вызывает беспокойство».
Ученик: «А мне какое дело?»
2. Учитель (усиленное «Я-сообщение»): «Когда я говорю о своих переживаниях и к этому безразлично относятся, я начинаю злиться, к тому же мне это обидно. Мне трудно вести урок дальше».
Ученик: «Так не ведите».
3. Учитель (конкретное пожелание): «Я хочу, чтобы тысделал это задание и ещё я хочу, чтобы ты перестал разговаривать со мной вподобной манере».
7. Ресурсная визуализация.
«Сундук того, что меня огорчает»
«Представь, что тебе дали волшебный сундук, который можно запереть. Ты можешь положить в этот сундук все, что тебя огорчает или сердит, и там это будет надежно заперто. Ничего не может ускользнуть из этого сундука. Но когда тебе захочется подумать о чем-то или решить, что с этим можно сделать, ты можешь достать из этого сундука. Нарисуй, то, что тебя сердит, огорчает и положи в этот сундук.
«Ларец счастья» (визуализация)
«Представь, что тебе дали волшебный ларец. Он может бытьразмером с коробку из-под обуви, величиною с дом ил и даже больше. В этом ларце могут находиться только радостные вещи. Тыможешь положить в ларец нее то, что тебя радует, и там это будет всохранности. Ты можешь заглянуть в свой ларей в любой момент,когда тебе нужно взбодриться. Что ты положить в ларец? Закройглаза и подумай о том, что доставляет тебе радость. Нарисуй илипострой свой ларец счастья и наполни его изображениями того,что тебе нравится».    
8. Скульптура «вместе ради детей!»
9. Прощание – «Спасибо!». На одну ладонь положите те эмоции, мысли чувства с которыми вы пришли сюда, на вторую те что получили на этом занятии, которые испытываете сейчас. А теперь дружно похлопаем друг другу и скажем громко: СПАСИБО!