Конспект урока темперамент и выбор профессии


Темперамент и выбор профессии
(9 класс)
Цель урока: повышение у учащихся интереса к собственной личности
Задачи:
познакомить учащихся с понятием «темперамент»;
дать характеристику типов темперамента;
дать представление об анализе особенностей темперамента как одного из факторов выбора профессии
изучение собственного темперамента;
развитие навыков работы с диагностическим материалом.
Методы проведения урока: диагностика, беседа.
Межпредметные связи: биология – свойства нервной системы, психология – темперамент, типы темперамента
Оснащение: тетради, ручки, раздаточный материал с описанием типов темперамента, с карточками-картинками, характеризующими проявления различных типов темперамента, компьютеры.
Вступление
Сообщение темы и цели урока. Конкретизация задач.
Основная часть
Обсуждение темы занятия
Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно обращаем внимание на различие в их поведении. Одни - быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие - медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т. д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.Родоначальником учения о темпераменте является древнегреческий врач Гиппократ(V в. до н.э.), который считал, что в теле человека имеются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Название темпераментов данных по названию жидкостей, сохранилось до наших дней: холерический происходит от слова желчь, сангвинический - от слова кровь, флегматический - слизь и выраженность определенного типа темперамента у конкретного человека.
Слово темперамент" означает " надлежащее смещение черт", в современной психологии этим термином обозначают динамические особенности психики человека, т. е. темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание.
Именно поэтому темперамент, в отличии, например от характера человека, никак нельзя определить словом "хороший" или "плохой". Темперамент основан на свойствах нервной системы человека и связан со строением тела человека (конструкцией, обменом веществ в организме). Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Основные усилия человека при анализе черт темперамента должны быть направлены не на их изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента, с тем, чтобы знать, какие виды и способы деятельности ему более свойственны, больше соответствуют его природной предрасположенности. Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности.
Психологические различия в типах темперамента хорошо видны из следующего примера.
Четыре друга - сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик опоздали в театр. Как они поведут себя в этой ситуации?
Холерик вступит в спор с билетером, пытаясь проникнуть на свое место. Он будет уверять, что часы в театре спешат, что свет еще не потушен, что он никому не "отдавит" ноги, и может быть даже попытается оттеснить билетера и прорваться в зрительный зал.
Сангвиник сразу оценит ситуацию, поймет, что в партер его не пустят, и побежит вверх по лестнице на ближайший ярус.
Флегматик подумает примерно так: "Ну, во - первых, большой трагедии не произошло…. И потом, первый акт, как правило не интересен - актеры еще не разыгрались. Пойду, а я спокойно в буфет, съем мороженное, а потом досмотрю спектакль в своем удобном бархатном кресле... Бежать же за сангвиником, на какие - то пыльные, жесткие скамейки? Нет, это уже совсем не по мне!"
Меланхолик скажет про себя следующее: "Ну, что же, мне конечно в очередной раз не повезло". И заплакав, вернется домой.
В нашей стране И. П. Павлов выделил ряд свойств нервной системы и описал типы следующим образом:
САНГВИНИК – это обладатель сильного типа нервной системы (т.е. нервные процессы обладают большой силой и продолжительностью).
Типические черты: общительны, открыты, подвижны, оптимистичны, высокая активность, эмоциональность, экспрессивность (выразительность) поведения, чаще преобладает хорошее настроение, быстро приспосабливаются к новым условиям, чувства легко возникают и меняются, не очень склонны к беспокойству.Предпочитают движение и действие, но не любят планировать свои действия заблаговременно, предпочитают действовать по обстановке; быстро ориентируются в незнакомой ситуации и принимают решение; легко сходятся с людьми, но могут позволить себе бестактность в отношениях с ними, грубые шутки; склонны к лидерству.
Рекомендуемая работа: могут добиться успеха в разнообразных видах деятельности, но особенно в таких, где есть возможность показать себя перед людьми: работа в коллективе, где есть частая смена обстановки и заданий, где видны результаты своей работы и их оценка другими.ХОЛЕРИК - обладает сильным, но неуравновешенным типом нервной системы (с преобладанием возбуждения над торможением).
Типические черты: импульсивный, вспыльчивый, неуравновешенный в эмоциях и чувствах, в меру общительный, но в отношениях с людьми невыдержанный, легко обижается, способны быстро принимать решение, самоуверенны и беспечны Люди такого типа при столкновении с трудностями могут впадать в гнев, унынье, в делах не хватает терпения и настойчивости. В работе и других делах бывают безудержны. На этой природной основе могут развиваться агрессивность, склонность к сутяжничеству, одержимость какой-либо идеей, но может развиться талант общественного деятеля, полководца, преобразователя.
Рекомендуемая работа: предпочтительны такие виды деятельности, где требуется частая смена обстановки и задания, предпочтительна работа интересная, связанная с эмоциями, но не продолжительная и не очень напряженная, лучше справится с работой в качестве исполнителя, чем руководителя.
ФЛЕГМАТИК - обладает сильным типом нервной системы.
Типические черты: в меру общительный, сдержанный, очень спокойный, ровный в настроении и в отношениях с людьми, уверенный в себе, хорошо контролирует свои эмоции, может тормозить гнев, раздражение.
Быстро приспосабливаются к новым условиям, выносливость, работоспособность достаточно высоки. Хорошо работают, когда испытывают интерес к делу, но с утратой интереса могут стать вялыми и пассивными. На основе этих свойств могут сформироваться леность, безразличие к окружающему, но могут - и хладнокровие, выдержка, умение управлять собой, верность, преданность и постоянство.
Рекомендуемая работа: могут добиться успехов в любом виде деятельности, где требуется соблюдение длительного и постоянного напряжения, планомерности, где видны результаты, в ровном спокойном темпе, в обстановке не требующей быстрого решения и без частой смены заданий. Среди таких людей часто встречаются изобретатели, рационализаторы, ученые. Может развиться талант общественного деятеля, полководца, преобразователя.
МЕЛАНХОЛИК - слабый тип нервной системы.
Типические черты: малообщительный, вдумчивый, склонный к рассуждению, застенчивый, наделен способностью к сопереживанию, умением наблюдать, систематизировать наблюдения, хотя часто это сопровождается эмоциональной ранимостью. В поступках ориентируется в основном на собственные чувства. Предпочитает живому общению книги или другие индивидуальные занятия. Пессимистичны, высоко ценят правила и законы общества.
Рекомендуемая работа: с трудом работает в условиях стресса, конфликта, перегрузки, предпочтительнее работа в спокойной, привычной обстановке, где требуется усидчивость, постоянное внимание, высокая точность.
Ознакомившись со "смесью" разных типов, которая присуща вам, не огорчайтесь, если что-то не соответствует вашим ожиданиям. Помните, что ни плохого, ни хорошего темперамента не бывает, бывают только плохие характеры. А за это Природа уже не отвечает.
Многие гениальные люди принадлежали к разным типам нервной высшей деятельности. Например: Джордано Бруно и Пушкин, судя по всему, сангвиники (в сочетании с чертами холерического темперамента). Известны живость характера нашего поэта, его оптимистичность, необычайная широта восприятия, интерес к самым разнообразным сторонам жизни.
Дарвин, безусловно, был флегматиком - широко известна его методичность, последовательность, настойчивость в науке. Но вместе с тем открытия, научные умозаключения не давались ему легко. Дарвин признавался, что у него слабая память. Интересно, что и в жизни это был умеренный, скромный, экономный человек.
Шопен – типичный меланхолик: его сомнения, душевное беспокойство, высочайшая чувствительность отразились в музыке. Не случайно его перу принадлежит "ПОХОРОНННЫЙ МАРШ"...
Меланхолическими чертами отличался и Надсон (об этом говорит весь тембр его творчества) и, очевидно Левитан (вспомним его ранимость). К слабому типу нервной высшей деятельности, надо полагать, относится и Гоголь. В частности сожжение рукописи второго тома " Мертвых душ", угнетенность, мнительность, развившиеся у него в последние годы жизни, - следствие навязчивого психастенического состояния.
Нам могут возразить словами Стендаля: "Холерики - темперамент, выдающихся людей". Да, эта типологическая группа заслуживает отдельного разговора - доказательства правильности мысли авторов "Красного и черного "действительно имеются. В частности типичными холериками были Петр. Первый, Марат, Наполеон. Вспомним хотя бы неугомонную энергию Петра во время Полтавской битвы, в болотах, вблизи Невы, где "прорубалось окно в Европу". Образец бурной энергии представлял собой гений Французской революции, "друг народа" Жан – Поль Марат. Достаточно вспомнить, как он в круговороте других дел ежедневно выпускал газету.
Как понимать подобные проблемы? По нашему мнению, холерики в критические моменты жизни проявляют сравнительно со всеми прочими темпераментами очень важное преимущество - способность к могучему и бдительному рывку энергии и, следовательно, трудоспособность, решительность. Естественно такой темперамент не является безупречным. У холериков возможны и даже частые нервные срывы. Вспомним, что их, как и меланхоликов, относят к "поставщикам неврозов". Например, тот же Бонапарт - это "самый энергичный из волевых людей" - в момент политических неудач позволял необычное малодушие. Петр. Первый, Лютер страдали эпилепсией.
Среди полководцев, политических деятелей, народных трибунов почти неизвестны флегматики, в то время как в промышленности, науке методичность, трудолюбие - характерные черты этого темперамента - приносят добрые плоды.
Человек, как правило, представляет собой смесь темперамента при доминанте одной из составляющих, к которой как бы " стягиваются" самому себе, определению тех негативных и позитивных черт, которые дают о себе знать в собственном поведении. Если свои " плюсы" необходимо не только осознавать, но и активно ими пользоваться в жизни, то относительно недостатков может быть лишь одна рекомендация - постоянно держать руку на собственном пульсе, не выпуская из под контроля свои " минусы". Например, холерику надо все время помнить, что его активность может носить разрушающий характер; сангвинику необходимо, особенно в важных вопросах, быть немного "посерьезнее"; флегматику - не забывать, что желательно все-таки черты всех остальных типов. В этой связи прикладное значение учения о темпераменте заключается в первую очередь, в применении этого знания как действовать более быстро и гибко, а меланхолику - уметь отделять свои неудачи от катастроф, неурядицы от беды, частный промах от крушения всех жизненных планов.
Тип темперамента - это не только источник сложностей для человека, но и потенциал сильных сторон его личности. Так, если вы чувствительный меланхолик, значит вы прекрасный друг, и как показывает статистика, чаще других способны на жертвенный героический поступок; если вы флегматик, то за вами "как за каменной стеной" могут спрятаться ваши близкие, друзья и подчиненные, ведь вы очень надежны; если вы холерик, то можно надеяться на успешность вашего жизненного пути, вы хорошо умеете ставить цели и добиваться их достижения. Ну, а если, вы сангвиник, то тогда от вас исходит теплый солнечный свет, что тоже необходимо людям в нашей нелегкой жизни.
Закрепление пройденного материала
Учащиеся делают записи в тетради (дают определение темперамента и краткую характеристику типов темперамента, используя карточки с характеристиками типов темперамента. см приложение 1).
Учащиеся работают с карточками-картинками, характеризующими проявления различных типов темперамента. Определяют какой тип темперамента соответствует данной ситуации (см. приложение 2).
Диагностика темперамента и обсуждение результатов
Диагностика проводится на компьютерах. Учащиеся фиксируют полученные результаты в тетради и Карете профессионального самоопределения. (бланковый вариант методики см. приложение 3).
Обсуждается проблема соотношения типа темперамента каждого учащегося с выбираемыми ими профессиями.
Резюме
Обобщается все происходившие и повторяются цели занятия.
Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3
ВОПРОСНИК АЙЗЕНКА
Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. если Вы отвечаете на вопрос утвердительно (согласен), то поставьте в соответствующей клеточке знак «+», если отрицательно знак «-» . Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна Ваша первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос:
1.Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
2.Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
3.Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спросят?
Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?
Часто ли у тебя меняется настроение?
Верно ли, что тебе обычно приятнее и легче с книгами, чем с ребятами?
Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было достаточной причины?
11.Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, оживленный человек?
Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?
Нравится ли тебе все делать в быстром темпе?
Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?
Тебе можно доверить любую тайну?
Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?
Бывает ли так, что у тебя без всякой причины бьется сердце?
Делаешь ли ты обычно первый шаг, чтобы подружится с кем-нибудь?
Ты когда-нибудь говорил неправду?
Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя или твою работу?
Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
Ты часто чувствуешь себя усталым?
Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
Ты обычно весел и всем доволен?
Обидчив ли ты?
Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
У тебя бывают головокружения?
Бывает, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
Ты часто чувствуешь, что тебе что-то надоело?
Любишь ли ты иногда похвастаться?
Ты чаще сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
Ты обычно быстро принимаешь решения?
Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
Тебе часто снятся страшные сны? ?Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в веселой компании сверстников?
Тебя легко огорчить?
Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро не задерживаясь особенно для обдумывания?
Если оказываешься в глупом положении, долго потом переживаешь?
Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?
Ты всегда ешь то, что тебе подают?
Тебе трудно ответить нет, когда тебя о чем-нибудь просят?
Ты любишь часто ходить в гости?
Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?
Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь участие в общем веселье?
Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен сделать?
Бывает ли , что ты чувствуешь себя одиноким?
Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?
Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправить?
Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
Бывает ли, что иногда чувствуешь себя веселым или печальным безо всякой причины?
Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?
Тебе часто приходится волноваться из-за того что ты сделал что-нибудь не так?
Обработка данных
При совпадении ответов с «ключом» начисляется 1 балл.
Подчитывается сумма баллов по трем показателям:
-шкала искренности: «да» - 8,16.24,28,44
«нет» - 4,12,20,32,36,40,48
-интроверсия – экстроверсия:
«да»- 1,3,9,11,14,17,19,22,25,27
30,35,38,41,43,46,49,53,57
«нет»- 6,33,51,55,59.
Нейротизм – эмоциональная устойчивость:
«да»- 2,5,7,10, 13, 15, 18,21,23,26,
29,31,34,37,39,42,45,47,50,
52,54,56,58,60.
отрицательных ответов по данной шкале нет
Диагноз:
Ответы считаются необъективными, если первый показатель (шкала искренности) 6 и более баллов.
В этом случае испытуемый получает следующую информацию:
Вы были недостаточно искренни или плохо разбираетесь в своих поступках, поведении, поэтому не смогли дать объективную оценку себе. Мы затрудняемся дать Вам характеристику Вашего темперамента.
Остальные характеристики строятся на основании сочетания полученных баллов по двум другим показателям:
J - интроверсия – экстроверсия N - нейротизм – эмоциональная устойчивость.
Диагноз1 : J > 16, N > 16 (холерик)
Вы очень импульсивный, вспыльчивый, легко возбудимый человек. Трудно сдерживаете себя, бываете излишне резким и прямолинейным. Люди вашего типа обидчивы и агрессивны. Способны быстро принимать решение. Самоуверенны и беспечны.
В работе и других делах бываете безудержны. Люди такого типа при столкновении с трудностями могут впадать в гнев или уныние. Могут быстро приспосабливаться к новым условиям из-за чрезмерного бурного реагирования на события. Нервная система таких людей довольно быстро истощается, что нередко приводит к спаду настроения и сильному утомлению, апатии к делам.
Таким людям не хватает терпения настойчивости в делах, особенно в тех, которые требуют постоянного внимания и длительного времени.
Таким людям трудно работать с людьми из-за своей неуравновешенности, особенно в качестве руководителей. Им предпочтительны такие виды деятельности, где требуется частая смена обстановки и заданий, смелость и решительность.
Диагноз 2: J > 16, 8 < N < 16 (сангвиник)
Вы человек открытый, общительный, подвижный. Люди Вашего типа отзывчивы, любопытны, оптимистичны. У них чаще преобладает хорошее настроение. Они предпочитают движение и действие, но не любят планировать свои действия заблаговременно, предпочитают действовать по обстановке.
Такие люди отдают предпочтение таким видам деятельности, где требуется работа с людьми, в коллективе, где есть частая смена обстановки и заданий. Они быстро ориентируются в незнакомой ситуации и принимают решения, легко сходятся с людьми, но могут позволить себе бестактность в отношении с ними, грубые шутки.
Люди этого типа добиваются успехов в разнообразных видах деятельности. Но особенно в таких, где есть возможность показать себя перед людьми.
Диагноз3 : J > 16, N < 8 (сангвиник)
Вы человек разговорчивый, непринужденный, веселый, живой, уверенный в себе, хорошо контролируете свои эмоции, можете тормозить гнев, раздражение, концентрировать усилие на необходимом деле.Люди Вашего типа быстро приспосабливаются к новым условиям и требованиям. Хорошо работают, где испытывают интерес к делу, но с утратой интереса могут стать вялыми и пассивными. В общении с людьми гибки, но предпочитают самостоятельность в делах, работу требующую смекалки находчивости, энергичности, напряжения, выдержки. Склонны к лидерству.
Люди этого типа лучше справляются с работой, требующей четкого планирования, учета последовательности событий.
Диагноз 4 : 8 < J < 16, N < 16 (флегматик)
Вы человек в меру общительный, сдержанный, очень спокойный, ровный в отношениях и настояниях с людьми, уверенный в себе. Люди вашего типа довольно легко приспосабливаются к окружающей обстановке. Неплохо сходятся с людьми. В обществе людей предпочитают быть слушателями , но не всегда со всеми соглашаются с говорящими, отстаивают свою точку зрения. Самостоятельны в мыслях и поступках, в делах преобладает деловитость и практичность.
Люди этого типа могут добиться успехов в разнообразных видах деятельности, где требуется соблюдение длительного и постоянного напряжения (усидчивости, внимания, настойчивости), планомерности, четкого ритма в выполнении заданий.
Диагноз 5 : J < 8, N < 8 (флегматик)
Вы человек уравновешенный в своих чувствах и действиях. Остаетесь спокойным и ровным в сложных жизненных ситуациях. Благоразумны и миролюбивы, рассудительны и настойчивы, но медлительны.Люди вашего типа трудно приспосабливаются к новой обстановке, медленно сходятся с людьми. Им требуется время на обдумывание и раскачки, но начав дело, стараются довести его до конца. Более склонны к работе, не требующей частой смены заданий, быстрого принятия решений, предпочитают работу в ровном, спокойном темпе, заранее планировать свои действия и время.
Они не любят говорить по пустякам и попусту тратить силы. Среди таких людей довольно часто встречаются изобретатели, рационализаторы, ученые (физики, математики, химики и т.п.).
Диагноз 6 : J < 8, 8 < N < 16 (меланхолик)
Вы человек мало общительный, сдержанный, вдумчивый, склонный к рассуждениям, застенчивый. В поступках ориентируетесь в основном на собственные чувства, представления.
Люди Вашего типа отделены от всех, кроме близких. Предпочитают живому общению книги или другие индивидуальные занятия. Не доверяют внезапным побуждениям, серьезно относятся к принятию решений, контролируя свои эмоции редко поступают агрессивно, любят во всем порядок. Они пессимистичны, высоко ценят правила и законы общества. Предпочитают планировать свои действия заблаговременно, у н них хорошо развита интуиция.
Людям этого типа предпочтительны профессии, где требуется усидчивость, скрупулезность в выполнении заданий, постоянное внимание, высокая точность. Они хорошо работают в привычной, спокойной обстановке.
Диагноз 7 : J < B, N > 16 (меланхолик)
Вы впечатлительный, стеснительный, тревожный и озабоченный человек, трудно находящий контакт с людьми. Зачастую обидчивы и эмоционально ранимы.
Люди этого типа чувствуют себя спокойно лишь в знакомой, привычной обстановке. Часто бывают рассеяны и оптимистичны. Эти люди с тонкими чувствами, предпочитают эстетические виды деятельности (музыку, литературу, живопись и т.п.).
При творческой одаренности – поэтическая речь, «безумные» (опережающие время) научные идеи, хорошо развита интуиция и наблюдательность, воображение.
Такие люди хорошо работают в обстановке, не требующей большого нервного напряжения, быстрых реакций и частой смены характера деятельности.
При групповой деятельности нуждаются в поощрении, в поддержке друзей. Предпочитают быть исполнителями, чем руководителями.
Диагноз 8 : 8 < 16, N > 16 (холерик)
Вы чувствительный, возбудимый, импульсивный человек, неуравновешенный в эмоциях и чувствах. В меру общительный, но в отношении с людьми невыдержанный, легко обижаетесь. Ваше отношение с людьми и Ваши поступки часто зависят от вашего настроения. Тревожны и недоверчивы, то очень энергичны, то становитесь вялым и апатичным.
Люди Вашего типа предпочитают работу интересную, связанную с эмоциями, но не продолжительную и не очень напряженную. Лучше справляются с работой в качестве исполнителя, но не руководителя.
Диагноз 9 : 8 < J < 16, 8 < N < 16 (флегматик)
Вы человек не очень общительный, довольно спокойный, но иногда даете волю эмоциям. Достаточно открытый, не очень склонный к беспокойству.
Люди Вашего типа хорошо работают в разных областях деятельности, но при условии высокой мотивации (если есть интерес, осознание важности, необходимости данной работы, наличия перспективы движения вперед).
Предпочитают работу более практическую, где видны результаты своей работы и их оценка другими.
Приложение 4
Упражнение «Темперамент»
Участникам предлагается разделиться на группы. Группы формируются по типу темперамента (по результатам теста).
Каждой группе раздаются карточки с различными ситуациями. Учащимся предлагается обыграть предложенные ситуации. Время на подготовку 5 минут.
Инструкция. Обыграйте ваше поведение в данных ситуациях, в соответствии с присущим вам типом темперамента.
Ситуация1. Вы сидите в автобусе. Входит пожилая женщина и начинает, глядя на вас, говорить примерно следующее: «Вот молодежь пошла, никакого уважения к старшим. Ни места не уступят, ни работать не умеют». Ваша реакция ….
Ситуация 2. Ваш сосед постоянно отвлекает вас от интересного урока, задавая глупые на ваш взгляд вопросы. Ваша реакция …
Ситуация 3. Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Ваша реакция