Тренинг для педагогов Эффективное общение
МУ Управление образования
городское методическое объединение учителей-логопедов
МБДОУ «Детский сад №96 «Светлячок»
Тренинг «Эффективное общение»
Разработала:
учитель-логопед
Сухинина О.Ю.
2015 г.Тренинг «Эффективное общение»
Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. У человека, не умеющего общаться с людьми, могут возникать
серьезные проблемы. Одна из важнейших функций общения - обмен информацией, духовными ценностями, играющими определяющую роль в развитии человека. Сочувствие, сопереживание, самоутверждение личности также являются функциями общения.
Предлагаю вам принять участие в тренинге «Эффективное общение»,
Тренинг – это содержательные упражнения, ролевые и психологические игры, работа в парах и группах, и, конечно же, это увлекательное и живое общение интересных людей
Я приготовила некоторые наиболее интересные упражнения и задания, где мы немного поговорим о качествах, важных для общения, поучимся чётко выражать свои мысли, давать явные определения понятиям, просто пообщаемся.
Наш тренинг будет проходить как конкурс. За каждое выполненное задание или правильный ответ вы получите звезду. Участники, набравшие наибольшее количество звёзд, будут победителями.
Выбор жюри…(компетентное жюри будет оценивать ваше участие в сегодняшнем тренинге на протяжении всего времени)
Разминка
Ведущий бросает мяч каждому участнику с вопросом или незаконченной фразой. Учащиеся должны отвечать быстро, не раздумывая.
- больше всего мне интересно …
- после работы я обычно …
- в коллективе я …
- мне нравится осень, потому что..- сейчас бы я …
- счастье – это …
- дружить – это значит…
- наш детский сад самый ….
- моя профессия…
- вечерами я обычно…
- отпуск для меня это…
1. Конкурс «Конкурс скороговорок» (красные)
Участвуют 5 выбранных человек.. Задания предлагаются на выбор (конверты внутри которых находятся тексты со скороговорками).
Задание: Участники поочередно проговаривают скороговорки с заданной интонацией. Все должны быстро отгадать интонацию.
От топота копыт пыль по полю летит. (радостно)
Наша серая кошка сидела на крыше, А ваша серая кошка сидела выше. (грустно)
Валерий кавалерию раскрасил акварелью. Карьером кавалерия скачет у Валерия. (удивленно)
Добры бобры идут в боры, Идут бобры в сыры боры, Идут бобры в дворы стары. (раздраженно)
Три сороки — тараторки тараторили на горке. (слезно)
Тимошка крошит в окрошку крошки. (смеясь).
Оцениваются: - правильность показа; - артистичность; - правильность ответов (то есть угадают участники эмоцию или нет)
2. Конкурс «Закончи предложение». (коричневые)
Участвуют два человека по желанию. Им необходимо закончить предложение, подобрав сравнение. Выигрывает тот , кто выполнит задание за более короткое время.
1
1. Земля покрыта снегом, как….
2. Лед блестит у берега, как …
3. Волны вздымаются, как…
4. Солнце нещадно палит, как…
5. Заря полыхает, как….
6. Дверь в комнате скрипит, как …
7. Дети в группе галдят, как …
8. Девушка на обложке выглядит, как …
9. Мальчик плывет, как …
10. Мокрое платье выглядит, как …
2
1. Туман стелется над озером, как …
2. Дождинки текут по лицу, как …
3. Малыши прыгают по траве, как …
4. Машина, едущая по дороге грохочет, как …
5. Балерина на сцене кружится, как …
6. Мысль в моей голове засела, как …
7. Человек подошел тихо, как …
8. Ветер завывает за окном, как …
9. На улице темно, как …
10. Девчонки порхают по группе, как …
3. Конкурс «Список качеств, важных для общения» (жёлтые) Почему одни люди легко общаются со всеми, а у других так не получается? По-видимому, для успешного общения человек должен обладать некоторыми особыми качествами и умениями. У некоторых людей они есть с самого начала, другие при желании могут им научиться.
Среди множества качеств, характеризующих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые относят к качествам, крайне необходимым и важным для эффективного общения людей.
Инструкция: "На первом этапе (5 минут) вы должны самостоятельно и индивидуально составить список качеств, важных для общения. Чем больше их вы включите в этот список, тем интереснее будет работать на втором этапе. При составлении списка постарайтесь представить себе общительного человека. Каким он должен быть? Чем он отличается от других людей? Одним словом, нарисовать ваш образ общительного человека. Вспомните литературных героев, своих знакомых и т.д. Может быть, это поможет составить перечень качеств, важных для приятного и продуктивного общения.
На втором этапе по очереди зачитываете свой список качеств, при этом одно из качеств на ваше усмотрение нужно отметить особо, аргументируя его, приводя примеры, иллюстрирующие, как и когда эти качества помогали преодолеть то или иное препятствие, улучшить отношения с окружающими. Жюри внимательно заслушивает все списки качеств и высказывания участников, отмечает лучшего в соответствии со списком качеств.
Список качеств, важных для общения:
Умение слушать;
Тактичность;
Умение убеждать;
Интуиция;
Наблюдательность;
Душевность;
Энергичность;
Доброжелательность
Открытость.
Инициативность
Непосредственность
5. Объясни значение слова (для всех)
Эти слова тоже можно отнести к списку качеств важных для общения. Кто сможет чётко ясно объяснить, что означают эти качества, получит звезду.
- умение быть естественным в отношениях, открытым, не скрываться за масками или ролями, не «строить из себя», не стараться казаться другим, а быть самим собой (аутентичность);- умение встать на место другого человека, посмотреть на мир его глазами, воспринимать поступки с его позиций, увидеть себя его глазами (эмпатия);
6. Конкурс «Ассоциации». (голубые)
Участвуют 5 человек по желанию. У жюри написаны 5 самых популярных ассоциаций к словам, которые возникают с этим словом. Затем слово называется вслух всем членам команды и те называют в течение 1 минуты свои ассоциации. За каждую совпавшую ассоциацию выставляется один балл.
Слова: ребенок (радость, детство, игрушки, семья, родители), здоровье (спорт, красота, зарядка, витамины, смех), семья(дом, любовь, счастье, дети, ячейка общества).
Конкурс «Умей четко и ясно выражать свою мысль» (фиолет.)
Девиз следующей нашей коммуникативной игры «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Вызываем 3 участника по желанию. В течение двух минут он должен объяснить как можно больше слов, не называя их. (На подготовку секунд 30)
1 участник 2 участник 3 участник
детский сад школа игра
Занятие физкультминутка завтрак
Дизартрия логоритмика ОНР
Портфолио педсовет мастер-класс
Логопед воспитатель заведующий
Дерево пальма береза
Яблоко груша банан
Диалог монолог рассказ
Звук буква предложение
Аттестация президент выборы
Конкурс «Учимся давать определения понятиям» (зелёный)
«Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений» говорил Р. Декарт.
Умение определить понятие, т. е. четко указать, что оно означает, определить признаки, которые входят в его содержание – все это является одним из самых верных способов, предохраняющих нас от недоразумений в общении, споре или исследовании.
Определения могут быть разными: явные и описательные. Описательное, когда предмет долго описывается…. Мы будем давать явное определение к слову.
1.Явное определение – это определение, в котором специфический признак объекта указывается непосредственно, недвусмысленно и ясно, например: дом – это жилище человека.
Фрукты -сочные съедобные плоды культурных и дикорастущих растений
Овощи, Огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу
Cугроб - Наметенная ветром большая куча снега,
Лес-Множество деревьев, растущих на большом пространстве.
Мастер-квалифицированный работник в какой-н. производственной области.
9.Конкурс "Дар убеждения" (болотный)
Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили, у кого из них в коробке лежит бумажка – каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае, если "публика" ошиблась – ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать).
Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда "публика" ошибалась – какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.
Конкурс «Самый догадливый». (розовый)
Задание. 5 участникам предлагается картинки, на которых указаны предметы. За 2 минуту необходимо ответить, где и для чего можно применить данные предметы. На каждый предмет не менее 5 ответов.
Картинки: прищепка, лейка, нитки, колокольчик, одеяло.
Конкурс «Поэт». (морская волна)
Задание. Участнику за 1 минуту придумать загадки к словам.(можно загадку, можно договори словечко, главное чтобы было поэтично, складно..)хвост, пушистый краса, а зовут её….
дождь, человек, ночь пень, дерево, ложка.