Методическая разработка народных подвижных игр, конкурсов, кроссвордов, загадок, эстафет для проведения развлечений в зимнее время года. История зимних календарных праздников русского народа.
Центр детского технического творчества №1
Города Ульяновска
Методическая разработка
народных подвижных игр, конкурсов,
кроссвордов, загадок, эстафет
для проведения развлечений в зимнее время года.
История зимних календарных праздников
русского народа.
Разработала
Педагог дополнительного образования
Киреева Людмила Анатольевна
2015год.
СОДЕРЖАНИЕ.
Пояснительная записка.
Зимние народные праздники.
Введение.
Катерина – санница.
Новый год и ёлка.
История Нового года в России.
Рождество.
Васильев вечер.
Крещение.
Сретенье.
Масленица.
Русские народные игры и их классификация.
Конкурсы и загадки.
Кроссворд о зиме.
Подвижные игры и эстафеты.
«Ум хорошо, а два лучше» - конкурс загадок.
Новогодний кроссворд.
Игра «Крестики- нолики».
Русские народные игры и забавы. (Список и описание игр).
Игры в стихах у ёлочки.
Игры к Новому году от А до Я.
Протокол жюри.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Государственные требования к образованию нацеливают на поиски новых путей обновления содержания и форм детских праздничных программ как средства развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим ценностям, возведению базиса личностной культуры, формированию гражданских качеств. Опыт показывает, что в отношении поиска новых форм массовых праздников ведущую роль часто играют учреждения дополнительного образования, которые выступают инициаторами и организаторами культурно - досуговых программ.
По мере углубления в проблематику культурно - досуговой деятельности и погружения в крайне противоречивые условия современного бытия детского праздника число вопросов постоянно множится, поскольку нельзя забывать о финансовых, управленческих, организационно-методических и других проблемах. При этом важно помнить: праздник для детей - признак действительной заботы общества о будущем нового поколения.
Сегодня педагоги констатируют дефицит игровой культуры и у детей, и у родителей. И потому огромное значение придается именно этой грани образовательной и культурно - досуговой деятельности. "Игра - это участие в создании условного мира, да и жизнь в нем", - так пишет об игре в своей книге "Словарь педагогических ситуаций" доктор педагогических наук Б.З.Вульфов. А в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования, как нигде в другом месте, с помощью игры условный мир можно сфантазировать и создать цветным и добрым, справедливым и радостным. Следует отметить, что образовательные объединения УДОД - это добровольные объединения, в которых игра является необходимым и важным фактором их существования и развития. Установлено, что игра является одним из видов деятельности человека в любом возрасте. Образовательная программа любого детского объединения в учреждении дополнительного образования детей обязательно учитывает возрастные особенности детей, так как от этого напрямую зависит конечный результат образовательного процесса.
В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
Русские народные игры имеют многовековую историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Помимо сохранения народных традиций, игры оказывают большое влияние на воспитание характера, воли, интереса к народному творчеству. Участвовать в них могут как дети, так и взрослые. Правила их просты и понятны.
Ребята знакомятся не только с известными праздниками народного календаря - Рождеством, Крещением, Масленицей, но и с мало знакомыми – Введением, Васильевым днем, Катериной – санницей и другими. Непосредственное участие детей в подготовке и проведении фольклорных праздников поможет воспитать у них чувство причастности к жизни своего народа, пробудит интерес к изучению истории России, русского быта, традиций и обычаев. Народные тематические праздники, игры помогают сохранению народных праздничных традиций своей страны и освоению духовных ценностей культуры русского народа.
Также способствуют духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения и дают информацию о важных датах и событиях в жизни страны, помогают раскрытию юных талантов и решают задачи по художественному воспитанию детей и подростков. Кроме этого народные тематические праздники и игровые программы решают задачи целенаправленной организации досуга детей и подростков в каникулярное время, воспитывают гражданственность и патриотизм детей.
В данной разработке собраны истории и описания зимних народных праздников. Также представлена классификация русских народных игр, отражающая национальный аспект. Кроме этого собраны описания русских народных игр, разнообразных эстафет с предмерами и без, различные конкурсы, загадки, кроссворды на зимнюю тематику.
Этот материал может быть использован педагогами и другими организаторами досуговой деятельности детей при организации и проведении различного рода мероприятий и развлечений как в помещении, так и на свежем воздухе.
Русские народные игры и их классификация
Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.
Русские народные игры очень многообразны:
детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).
Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры (в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте - количество игроков, длина и ширина площадки, в салках - условия осаливания и т.д.). Также может варьироваться и инвентарь (в "Лапте" - размеры биты, мяча, в "Жмурках" - размеры повязки, в "Чижике" - размеры чижика, биты или кона и т.д.).
Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
Предлагаемая классификация русских народных игр, учитывает недостатки, присущие другим классификациям народных игр, и вводит в классификацию блок, отражающий национальный аспект, а также связывает все блоки основой, которой служат русские народные игры.
Применение русских народных игр в учебном процессе школьников требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:
1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).
2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).
3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).
4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).
5. С учетом возрастных особенностей детей.
6. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).
7. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).
Наиболее важен и интересен классификационный признак, который введен в классификацию под номером 1, так как остальные компоненты хорошо описаны в литературе.
Основная функция этого компонента - воспитание национального самосознания. Народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности.
Русские народные игры, входящие в первый компонент, поделены на четыре раздела.
Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: "Гуси-лебеди", "Волк во рву" , "Волк и овцы" , "Вороны и воробьи", "Змейка" , "Зайцы в огороде" , "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки" , "У медведя во бору", "Коршун и наседка" , "Стадо" , " Хромая лиса" , "Филин и пташки". "Лягушата", "Медведь и медовый пряник", "Зайки и ежи" , "Ящерица", "Хромой цыпленок", "Оса" и их различные варианты.
С историческим наследием русского народа знакомит второй раздел первого компонента - "Быт русского народа", в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Во второй раздел входят народные игры: "Дедушка-рожок", "Домики", "Ворота", "Встречный бой", "Заря", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка", "Продаем горшки", "Защита укрепления", "Захват флага", "Шишки, желуди, орехи", а также различные их варианты.
С большим интересом современные школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, составляющими третий раздел первого компонента. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: "Бабки", "Городки", "Горелки", "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Ловишка", "Лапта", "Котлы", "Ляпка", "Пятнашки", "Платочек-летуночек", "Считалки", "Третий - лишний", "Чижик", "Чехарда", "Кашевары", "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др.
Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр четвертого раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры: "Единоборство" (в различных положениях, с различным инвентарем), "Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Тяни за булавы", "Борющаяся цепь", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Перетягивание прыжками", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Каждый против каждого", "Бои на бревне" и их различные варианты.
Этот же компонент подразумевает знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.
Таким образом, при данной педагогической классификации русских народных игр выявляется компонент, направленный на духовное совершенствование личности учащегося, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания.
15