Рабочая программа по геометрии к учебнику Л.С. Атанасяна (7 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Балашиха
Московской области
«Средняя общеобразовательная школа № 30»
Адрес: 143900, Балашиха, мкр. Авиаторов, ул. Лётная, д.7 .
Телефоны: 8(498)698-01-70 , 8(498)698-01-71
e-mail: bal.school30@yandex.ru«СОГЛАСОВАНО»
Руководитель ШМО
___________ //
«____»_____________2014 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
___________ / /
«____»_____________2014 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Школа № 30»
___________ /С. А. Кузьмина/
«____»_____________2014 г.
Рабочая учебная программа
Геометрия
7 класс
(2014-2015 уч. год)
Составлена на основе примерной программы Министерства образования РФ
по математике
Автор программы:Л.С. АтанасянУчитель: Залогина Алла Викторовна
(учитель первой категории)
г.о. Балашиха
2014-2015 уч. год
Пояснительная записка.
Статус документа.
Рабочая программа по геометрии для 7-9 класса составлена по УМК Л.С. Атанасяна и др. в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по геометрии 7-9 класс ( Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.Ф. Бутусов. – М.: Просвещение, 2011).• Атанасян Л.С., Бутусов В.Ф., Кадомцев С.Б. Геометрия: 7-9 классы;
• Атанасян Л.С., Бутусов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия: рабочая тетрадь: 7 класс;
• Зив Б.Г. Геометрия: дидактические материалы: 7 класс;
• Атанасян Л.С. и др. Изучение геометрии в 7 классе: методические рекомендации: книга для учителя;
• Мищенко Т.М. Геометрия: тематические тесты: 7 класс.
Количество учебных часов:
В год – 70 часов, в неделю – 2 часа.
Структура документа.
Рабочая программа по математике представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование (содержание тем учебного курса), перечень учебно-методического обеспечения.
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средстве моделирования процессов и явлений;
• воспитание средствами математики культуры личности, знакомство с жизнью и деятельностью видных отечественных и зарубежных учёных-математиков, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Цели и задачи на данной ступени обучения.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Методы, формы и средства обучения.
Сочетание различных методов и форм обучения на уроках геометрии позволяет наилучшим образом учесть специфику содержания учебного материала, раскрыть учащимся свои учебно-познавательные возможности и способности, выбрать наиболее рациональные для себя приёмы овладения знаниями.
При объяснении нового материала чаще используются проблемные методы: эвристическая беседа, частично-поисковый или проектный метод. Репродуктивные методы используются при формировании знаний, умений, навыков. Методы программного обучения позволяют разнообразить работу на уроке, осуществить индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся; повысить эффективность учебного занятия, повысить качество контроля знаний учащихся и разнообразие его форм.
На каждом уроке используются различные средства обучения: учебники, дидактические материалы, наглядные пособия, технические средства обучения (Интернет, ПК, интерактивная доска и др.).
Содержание курса.
Курс геометрии 7 класса предусматривает изучение следующих разделов:
Начальные геометрические сведения. Треугольники. Параллельные прямые. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по геометрии за курс 7 класса.
Знать / понимать:
• существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
• существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
• как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
• как математически определённые функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
• как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
• смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
• каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.
Уметь:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объёмов); находить стороны, углы треугольников, длины ломаных;• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• описания реальных ситуаций на языке геометрии;
• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
• построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Программой предусмотрена проверка знаний, умений, навыков учащихся в форме контрольных работ, тестовых работ, самостоятельных работ, математических диктантов.
Учебно-тематический план изучения учебного предмета.
№ Тема Часы К.р. Всего
1 Начальные геометрические сведения. 9 1 10
2 Треугольники. 16 1 17
3 Параллельные прямые. 12 1 13
4 Соотношения между сторонами и углами треугольника. 18 2 20
5 Итоговое повторение курса геометрии 7 класса. 10 0 10
Итого за год: 5 70
Учебно-методическое обеспечение программы.
Атанасян Л.С., Бутусов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И.
Геометрия, 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2012.
2. Атанасян Л.С. и др.
Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику. – М. : Просвещение, 2012.
3. Бутусов В.Ф.
Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и
др. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных
учреждений. – М. : Просвещение, 2011.
4. Зив Б.Г.,
Мейлер В.М.
Дидактические материалы по геометрии для 7 классов. – М. : Просвещение, 2012.
5. Атанасян Л.С. и др.
Геометрия: рабочая тетрадь: 7 класс. – М. : Просвещение, 2013.
6. Мищенко Т.М.
Геометрия: тематические тесты: 7 класс. – М. : Просвещение, 2012.
7. Фарков А.В.
Тесты по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др.
«Геометрия. 7-9 классы». – М. : Экзамен, 2013.
8. Мельникова Н.Б.
Контрольные работы по геометри: 7 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9 классы». – М. : Экзамен, 2013.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока Тема урока Требования к уровню подготовки учащихся Домашнее задание Часы Дата
план Дата
факт
Ι Четверть 18 1 Прямая и отрезок. (п. 1,2) Знать и понимать:
сколько прямых можно провести через 2 точки; сколько общих точек могут иметь две прямые; определение отрезка, луча, угла, биссектрисы угла; определение равных фигур; свойства измерения отрезков и углов.
Уметь:
изображать и обозначать точку, прямую, отрезок, лучи угол; сравнивать отрезки и углы; различать острый, прямой, тупой углы, находить длину отрезка и величину угла, используя свойства измерения отрезков и углов, масштабную линейку и транспортир, пользоваться геометрическом языком для описания окружающих предметов, использовать приобретенные знания в практической деятельности.№№ 1,3,4,7 1 1 неделя неделя
2 Луч и угол. (п. 3,4) №№ 11,13,14 1 1 неделя неделя
3 Сравнение отрезков и углов. (п. 5,6) №№ 18,20,23 1 2 неделя неделя
4 Измерение отрезков. (п. 7,8) №№ 25,29,33 1 2 неделя неделя
5-6 Измерение углов. (п. 9,10) Уметь:
с помощью линейки измерять отрезки и строить середину отрезка; с помощью транспортира измерять углы и строить биссектрису угла №№ 42,46,48,52 2 3 неделя неделя
7 Смежные и вертикальные углы. (п. 11) Знать и понимать:
определение смежных и вертикальных углов, определение перпендикулярных прямых, формулировки свойств о смежных и вертикальных углах.
Уметь:
строить угол, смежный с данным углом; изображать вертикальные углы; находить на рисунке смежные и вертикальные углы; строить перпендикулярные прямые с помощью чертежного треугольника; уметь решать задачи на нахождение смежных углов, образованных при пересечении двух прямых. №№ 61(б,д), 64(б),65(б) 1 4 неделя неделя
8 Перпендикулярные прямые. (п. 12,13) №№ 66,68,70 1 4 неделя неделя
9 Решение задач. №№ 74,75,80,82 1 5 неделя неделя
10 Контрольная работа № 1 по теме: «Начальные геометрические сведения». 1 5 неделя неделя
11 Анализ контрольной работы. Проект по теме:«Перпендикулярные прямые в моей квартире» 1 6 неделя неделя
12 Треугольник. (п. 14) Знать и понимать: что такое периметр треугольника, какие треугольники называются равными, формулировку первого признака равенства треугольников.
Уметь: объяснять, какая фигура называется треугольником, называть его элементы, изображать треугольни-ки, распознавать их на чертежах, моделях и в текущей обстановке. Решать задачи на нахождение пери-метра треугольника и доказательство равен-ства треугольников с использованием 1 признака при нахождении углов и сторон соответственно равных треугольников №№ 90,92 1 6 неделя неделя
13-14 Первый признак равенства треугольников. (п. 15) №№ 94-96
№№ 97-99 2 7 неделя неделя
15 Перпендикуляр к прямой. (п. 16) Знать и понимать:
определение перпендикуляра к прямой, формулировку теоремы о перпендикуляре к прямой, определение медианы, биссектрисы и высоты треугольника, определение равнобедренного и равностороннего треугольников, формулировки теорем об углах при основании равнобедренного треугольника и медиане равнобедренного треугольника, проведенной к основанию.Уметь:
строить и распознавать медианы, высоты и биссектрисы треугольника, решать задачи, используя изученные свойства равнобедренного треугольника №№ 100,103 1 8 неделя неделя
16 Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. (п. 17) №№ 105(а),106(а) 1 8 неделя неделя
17-18 Свойства равнобедренного треугольника. (п. 18) №№ 108,110,112 2 9 неделя неделя
ΙΙ Четверть 14 19-20 Второй признак равенства треугольников. (п. 19) Знать и понимать:
формулировку второго и третьего признаков равенства треугольников.
Уметь:
решать задачи на доказательства равенства треугольни-ков, опираясь на изученные признаки №№ 122-125
№№ 128,129,132,134 2 10 неделя неделя
21-22 Третий признак равенства треугольников. (п. 20) №№ 135,137,138
№№ 140-142 2 11 неделя неделя
23 Окружность. (п. 21) Знать и понимать:
определение окружности, радиуса, хорды, диаметра, алгоритм построения угла, равного данному,
биссектрисы угла, перпендикулярных прямых, середины отрезка.
Уметь:
объяснять что такое центр, радиус, хорда, диаметр, дуга окружности; выполнять с помощью циркуля и линейки построения: отрезка, равного данному; биссектрисы данного угла; прямой, проходящей через данную точку, перпендикулярно прямой; середины данного отрезка; угла, равного данному№№ 144,145,147 1 12 неделя неделя
24 Построения циркулем и линейкой. (п. 22) №№ 153 1 12 неделя неделя
25 Примеры задач на построение. (п. 23) №№ 149,152,154 1 13 неделя неделя
26 Решение задач. №№ 156,161,164 1 13 неделя неделя
27 Контрольная работа № 2 по теме: «Треугольники». 1 14 неделя 14 неделя
28 Анализ контрольной работы. Индивидуальные задания 1 14 неделя неделя
29 Определение параллельности прямых. (п. 24) Знать и понимать:
определение параллельных прямых, название углов, образующихся припересечении двух прямых секущей, формулировки признаков параллельных прямых.
Уметь:
распознавать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных углов; строить параллельные прямые с помощью чертежного угольника и линейки; при решении задач доказывать параллельность прямых, опираясь на изученные признаки.
Использовать: признаки параллельности прямых при решении задач на готовых чертежах. №№ 186 1 15 неделя неделя
30-31 Признаки параллельности двух прямых. (п. 25) №№ 187,188
№№ 189,190 2 15-16 неделя неделя
32 Практические способы построения параллельных прямых. (п. 26) №№ 191 1 16 неделя неделя
ΙΙΙ Четверть 20 33 Практические способы построения параллельных прямых. (п. 26) №№ 192,194 1 17 неделя неделя
34 Об аксиомах геометрии. (п. 27) Знать и понимать:
определение параллельных прямых, название углов, образующихся припересечении двух прямых секущей, формулировки признаков параллельных прямых.
Уметь:
распознавать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных углов; строить параллельные прямые с помощью чертежного угольника и линейки; при решении задач доказывать параллельность прямых, опираясь на изученные признаки.
Использовать: признаки параллельности прямых при решении задач на готовых чертежах. 1 17 неделя неделя
35 Аксиома параллельных прямых. (п. 28) №№ 196 1 18 неделя неделя
36-37 Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. (п. 29) Знать и понимать:
формулировку аксиомы параллельных прямых и следствия из нее; формулировку теорем об углах, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей, формулировки теорем об углах с соответственно параллельными или перпендикулярными сторонами. №№ 198,200
№№ 204,207 2 18-19 неделя неделя
38 Углы с соответственно параллельными или перпендикулярными сторонами. (п.30) №№ 208,209 1 19 неделя неделя
39 Решение задач. Уметь:
решать задачи, опираясь на свойства параллельности прямых№№ 210-212 1 20 неделя неделя
40 Контрольная работа № 3 по теме: «Параллельные прямые». Уметь:
по условию задачи выполнять чертеж, в ходе решения задач доказывать параллельность прямых, используя соответствующие признаки; находить равные углы при параллельных прямых и секущей1 20 неделя неделя
41 Анализ контрольной работы. Проект по теме:«Зачем нужны параллельные прямые в жизни?» 1 21 неделя неделя
42 Теорема о сумме углов треугольника. (п. 31) Знать и понимать:
формулировку теоремы о сумме углов в треугольнике; свойство внешнего угла треугольника; какой треугольник называется остроугольным, тупоугольным, прямоугольным
Уметь:
изображать внешний угол треугольника, остроугольный тупоугольный, прямоугольный треугольники; решать задачи, используя теорему о сумме углов и ее следствия. №№ 224,228(а),230 1 21 неделя неделя
43 Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники. (п. 32) №№ 233,234,235 1 22 неделя неделя
44 Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. (п. 33) Знать и понимать:
формулировку теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника, признака равнобедренного треугольника, теоремы о неравенстве треугольника.
Уметь:
сравнивать углы, стороны треугольника,опираясь на соотношения между сторонами и углами треугольника, решать задачи, используя признак равнобедренного треугольника и теорему о неравенстве треугольника №№ 236,237 1 22 неделя неделя
45
Неравенство треугольника. (п.34) №№ 250(а,в),251 1 23 неделя неделя
46-47 Некоторые свойства прямоугольных треугольников. (п. 35) Знать и понимать:
формулировки свойств и признаков равенства прямоугольных треугольников.
Уметь:
применять свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников при решении задач; №№ 255,256
№№ 258 2 23-24 неделя неделя
48 Признаки равенства прямоугольных треугольников. (п. 36) №№ 262
1 24 неделя неделя
49 Уголковый отражатель. (п. 37) №№ 264,265 1 25 неделя неделя
50 Решение задач. №№ 296-298 1 25 неделя неделя
51 Контрольная работа № 4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника». 1 26 неделя неделя
52 Анализ контрольной работы. Индивидуальные задания. 1 26 неделя неделя
ΙV Четверть 18 53-54 Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. (п. 38) Знать и понимать:
определения расстояния от точки до прямой и расстояния между параллельными прямыми, свойство перпендикуляра, проведенного от точки к прямой, свойство параллельных прямых.
Уметь:
решать задачи на нахождение расстояния от точки до прямой и расстояния между параллельными прямыми, строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам, трем сторонам, используя циркуль и линейку№№ 272
№№ 277 2 27 неделя неделя
55-57
Построение треугольника по трём элементам. (п. 39) Уметь:
решать задачи, опираясь на теорему о сумме углов треугольника; свойства внешнего угла треугольника; признаки равнобедренного треугольника; решать несложные задачи на построение с использованием известных алгоритмов №№ 287,289,274
№№ 290,291(б, г),280
№№ 308,309,315(ж, з, и) 3
28-29 неделя
неделя
58-59 Повторение. Начальные геометрические сведения. Уметь:
использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии, для решения практических задач. Решать задачи и проводить доказательные рассуждения, используя известные теоремы, обнаруживая возможности их применения 2 29-30 неделя неделя
60-61 Повторение. Треугольники. 2 30-31 неделя неделя
62-63 Повторение. Параллельные прямые. 2 31-32 неделя неделя
64 Итоговая контрольная работа.1 32 неделя неделя
65 Анализ контрольной работы. 1 33 неделя неделя
66-68 Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника. 3 33-34 неделя неделя
69-70 Резерв. 2 35 неделя неделя
Итого за год 70 В том числе контрольных работ 5