Презентация мастер — класс Технология критического мышления посредством чтения и письма


Мастер – классТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯКРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА « Что бы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь» В.Ключевский Зубовой Риммы Александровныучителя начальных классов МАОУ СОШ № 30 Асбестовского городского округа Презентация опыта работы обобщение и передача опыта своей работы по ТРКМЧП. Цель занятия: Задачи: совместная отработка методических приемов ;оказание реальной помощи участникам мастер – класса в определении путей использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности. Планируемый результат: формирование мотивации и познавательной потребности педагогов в моделировании уроков в технологии развития критического мышления;умение находить способы обновления своей деятельности и встраивать новые приемы и формы работы. Главная педагогическая идея Включение учащихся в творческую и исследовательскую деятельность, где предполагается формирование полноценной мыслительной деятельности ученика, иными словами, где школьник учится мыслить – основной путь современного развивающего обучения. Результаты развития мышления 2 класс (2010/11 уч.г.) Проблема Необходимость определения методов и приёмов для формирования аналитического, критического мышления учащихся. Во – первых – это мышление самостоятельное.Во – вторых – это мышление обобщенное.В – третьих – это мышление проблемное и оценочное.В - четвертых – это мышление аргументированное.В – пятых – критическое мышление есть мышление социальное. / Д. Клаустер / Критическое мышление имеет 5 характеристик: Технология РКМЧП позволяет решать задачи: образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров; информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание. Три фазы:ВызовОсмысление новой информацииРефлексия ЗАДАЧИ ФАЗЫ:актуализация имеющихся знаний, представлений;пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме;учащиеся определяют направления в изучаемой теме. Вызоввозможные приемы и методы: ассоциация;составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д. Лев Николаевич Толстой1828 - 1910 Приём «Ассоциация» Л.Н.Толстой писатель рассказы сказки басниразножанровый «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»Л. Толстой «Зайцы» - 2 класс высказывание до чтения после чтения 1. Зайцы делают запасы на зиму. 2. Защита зайца – его длинные ноги. 3. Зайцу нужны большие уши для устранения врагов – хищников. 4. Живут зайцы в норах. 5. Зайцы по ночам кормятся. Приём «Кластер» Рассказы Л.Н. Толстогохудожественные научно-познавательные вызывает чувства сообщает факты Л.Н.Толстой «Зайцы» - 2 класс Виды зайцев Чем кормятся? Кто их враги? Как спасаются? лесные озимыми охотники,собаки, волки, лисы путают следы полевые хлебными зернами вороны, орлы путают следы 2 ФАЗА: «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ) ЗАДАЧИ ФАЗЫ: организация активной работы с текстом; удовлетворение познавательных «запросов»; формирование отношения к тексту. Биография Л.Н.Толстого   Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Он написал много интересных книг для взрослых и детей. Великий русский писатель прожил 82 года. За свою долгую жизнь он написал много книг, в которых рассказал о мыслях, чувствах, желаниях, настроениях самых разных людей… Книги Л.Н.Толстого в зале библиотеки занимают несколько книжных полок! Казалось, для того, чтобы совершить такой труд, нужно было прожить не одну, а две или три долгих жизней. Среди множества его книг есть такие, которые были особенно дороги писателю. Это книги, которые он написал для детей. В своей усадьбе Ясная Поляна Лев Николаевич Толстой организовал школу для крестьянских детей, где сам был учителем истории. Для учеников яснополянской школы он написал азбуку. По этой азбуке и учились читать наши прабабушки и прадедушки. Осмысление содержаниявозможные приемы и методы: метод «Чтение с пометками» V – уже знал; + - узнал новое; ? – хочу узнать;(по мере чтения, их ставят на полях справа) Приём «Предположение»Л.Толстой «Комар и Лев» – 3 класс «Чтение с остановками» Схема реализации приема «Чтение с остановками» :1. Вызов. Почему именно так называется произведение? Что может произойти в рассказе с таким названием? (прогноз его содержания и проблематики;  рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с этим произведением (не более 3-4 минут);2. Осмысление. Учитель заранее выделяет в тексте 2-3 остановки – в зависимости от размера текста. Во время этих остановок задаются вопросы, которые помогают пробудить интерес к дальнейшему чтению, вовлечь в работу различные стороны мышления, проанализировать средства художественного произведения. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск. аргументы аргументы аргументы аргументы ТЕМА предположения предположения аргументы Л.Толстой «Комар и Лев» - 3 класс “Толстые и тонкие вопросы” “тонкие” вопросы “толстые” вопросы Кто…Что…Когда…Где… Дайте объяснение, почему…Почему вы думаете…В чём разница… «Кто? Что? Где? Когда? Почему?"  СЮЖЕТНАЯ ТАБЛИЦА   КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ? Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией. Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста. Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением. 3 ФАЗА: «РЕФЛЕКСИЯ» ЗАДАЧИ ФАЗЫ:соотнесение старых и новых представлений;обобщение изученного материала;определение направлений для дальнейшего изучения темы. Рефлексия *заполнение кластеров, таблиц, установление причинно- следственных связей между блоками информации;*возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;*ответы на поставленные вопросы;*организация устных и письменных круглых столов; *организация различных видов дискуссий;*написание творческих работ (пятистишия - синквейны, эссе); *исследования по отдельным вопросам темы и т.д. Прим.: работа ведется индивидуально - в парах - группах. Синквейн. Синквейн - это способ творческой рефлексии в стихотворной форме, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.1. Первая строка – ключевое слово ( одно существительное, местоимение).2. Вторая строка – описание темы (два прилагательных).3. Третья строка - описание действия (три глагола, деепричастия...)4. Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.5. Последняя строчка - это синоним (метафора), ассоциация (одно слова, которое повторяет суть. Составьте синквейн на тему басня басня подсказывает Басня учит мудрости жизни. Мораль короткая учит мудрая осуждает Закончить маленькую сказку Как _____ в лесу!За деревьями мелькают _________ .Кричат в ночи _____ . А маленький ________ не боится! Скоро __________ !Вот заскрипел ____ .Это идёт ___________.С какой радостью ______ ______ ______ . «Ключевые слова» Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, "например, "ключевые слова", при чем это могут быть не только слова, но и словосочетания, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал. СОСТАВЬТЕ РАССКАЗ, ИСПОЛЬЗУЯ «ключевые слова»: млекопитающеехищниксемейные группыбольшая гриваот 150 до 250 кгстепи и саваннысемейство насекомыхдвукрылоекровососущееот 25 до нескольких сотен яицличинки живут в воде Новое в понимании КМ Открытость для новых идейСтремление к избеганию ошибок в собственных сужденияхЗнание разницы между возможно правильным и неправильным решениемОсознание своего непониманияРазграничение обоснованных и необоснованных ошибок Степень овладения осознанностью чтения. Результаты деятельностно-коммуникативной составляющей учащихся первой ступени. Участие в мероприятиях Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» Название мероприятия Число участников Место (результат) Уровень Победители и призёры Конкурс стихов собственного сочинения «Есть такая профессия Родину защищать» 2 1 место3 место городской(2010-2011 г) Катя Н. Ира Ш. Конкурс стихов собственного сочинения «Доброе слово» 2 2 местоблагодарность городской(2011-2012 г) Вася Л. Катя Н. Полезные источники Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках. – М., Просвещение, 2004.Кузнецова Т.А., Рудкова С.Г. Современные тенденции литературного образования младших школьников // Начальная школа 2010. № 2. С. 23Лушина Е.А. К вопросу о методическом сопровождении курса литературного чтения//Начальная школа 2002. №5 . С.41Халперн Д. Психология критического мышления. СПб: Питер, 2000.http://lib.1september.ru/articlef.php?ID=200600208 http://doob-054.narod.ru/RCMChP.html www.kmspb.narod.ru – сайт Санкт-Петербургского представительства российской ассоциации RWCTwww.ct-net.net – сайт России – ассоциированного участника международного консорциума RWCT (требуется предварительная регистрация)