Технологическая карта математической игры Город в числах и задачах по курсу внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» для учащихся 3-х классов
Технологическая карта
по курсу внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» для учащихся 3-х классов
в рамках школы «Одарёнок»
Учитель Кривошеина Ольга Ивановна
Класс 3
Направление внеурочной деятельности ОбщеинтеллектуальноеКурс «Математический калейдоскоп» в рамках школы «Одарёнок» (углубление знаний по предмету – математика)
Тема занятия Математическая игра «Город в числах и задачах»
Цель занятия
Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению способов решения нестандартных задач.
Задачи занятия 1. Развивать интерес к математике, решению нестандартных задач, помогать увидеть связь математики с жизнью.
2. Развивать гибкость и быстроту мышления, умение нестандартно мыслить, находить оригинальные решения.
3. Воспитывать умение работать в команде, уважать чужое мнение и отстаивать свое.
4. Повысить интерес к истории родного города через решение математических задач.
Вид учебной деятельности Познавательная
Образовательная форма Мастерская-практикум
Уровень результатов внеучебной деятельности Получение опыта самостоятельного познавательного действия.
Планируемые результаты:
Личностные Самостоятельно определять и высказывать самые простые правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Уметь использовать научные методы познания.
Делать отбор информации для решения учебной задачи.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные
Выполнять сбор и обобщение информации в несложных случаях, организовывать информацию в виде графов и таблиц.
Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов и комбинаций, в том числе комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям.
Организация образовательной среды Ресурсы:
Учебно-методические: по 16 карточек с буквами для каждой группы, 16 карточек с задачами для каждой группы, 5 бланков с тестами, слайдовая презентация «Марафон» https://yadi.sk/i/RQ4pUUfGmZb4C , бонусы для поощрения (фишки)
Электронные: ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска.
Описание процесса:
В кабинете парты расставлены для пяти команд. Перед каждой командой на отдельном столе лежат 7 перевёрнутых карточек с буквами синего цвета (ЕРМАКОВ) и 9 карточек оранжевого цвета (ХАРАХОРИН), на столах каждой команды лежат 16 карточек с задачами.
Содержательно-технологическая характеристика
Этапы занятия. Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты, комментарии
1 этап – организационный
1.1 Самоопределение к деятельности. Приветствие. Проверка подготовленности учащихся к занятию. Организация внимания детей.
- Ребята, поднимите правую руку вверх, поймайте рабочий настрой, поднимите левую руку вверх, поймайте хорошее настроение. А теперь поднесите руки к груди и зарядите себя этим позитивом, раскройте ладошки и подарите его друг другу. Дети включаются в деловой ритм Личностные УУД: самоопределение. Создание благоприятного психологического настроя.
2 этап – мотивационный.
2.1 Актуализация знаний.
- Ребята. Сегодня у нас необычное занятие и я предлагаю начать его с девиза:
Математика всюду, лишь оглянись.
Математика – чудо,
Математика – жизнь.
- Все мы знаем, что математика окружает нас повсюду: в книгах, играх, дома, на улице, в лесу… Без математики не обойдется ни одно дело. Но сегодня мы собрались для того, чтобы с помощью математики узнать что-то интересное и познавательное. А что именно попробуйте разгадать с помощью 9 картинок, которые представлены на слайде.
- С чем ассоциируются у вас эти картинки?
Дети отвечают на вопросы и разгадывают ассоциативный ряд картинок по технологии «Кроссенс».
Познавательные УУД: умение делать отбор информации для решения учебной задачи.
Коммуникативные УУД: умение договариваться в группе. Включение в процесс занимательного момента, который развивает и повышает интерес к предмету.
2.2 Фиксация вывода в деятельности - С каким событием мы их можем связать?
- Что мы будем сегодня делать?
- Какую цель мы можем поставить?
Дети раскрывают тему занятия и ставят цель.
Познавательные УУД: дети формулируют познавательную цель.
Коммуникативные УУД: умение договариваться в группе и распределять роли.
Регулятивные УУД:целеполагание2.3 Постановка цели занятия. - Ребята, перед каждой группой лежат перевёрнутые карточки. На каждой из них буква. Из этих букв вам предстоит составить слова. Но это не просто слова. Эти слова – фамилии людей, которые внесли свой вклад в развитие нашего города. Для вас будет подсказка – одинаковый цвет букв соответствует одному слову. Взять эти буквы вы просто так не можете, для этого вам надо хорошо потрудиться. Перед вам лежат задачи. Вы их решаете. Когда задача решена, и вы полностью уверены в правильности ответа, вы подбегаете и берёте 1 карточку и т.д. Этот математический марафон длится 20 минут. По звуковому сигналу игра останавливается.
Затем мы составляем слова из полученных букв в течение 3 минут. Если у команды получилось 1 слово, она получает 3 бонуса, если 2 слова – 6 бонусов.
Но и это ещё не всё. Дальше - самое главное. Вы получаете тест «Что вы знаете о нашем городе в числах?» Там будут вопросы, ответы на которые прячутся в ваших решённых задачах. И если вы решили задачи правильно, то и ответы у вас будут верные. Каждый правильный ответ оценивается в 1 бонус. Дети приступают к решению задач (см. приложение 1) Регулятивные УУД: целеполагание.
Познавательные УУД: выделение информации.
Личностные УУД: самоопределение.
3 этап – деятельностный.
3.1 Самостоятельная работа Учитель даёт команду для решения задач. Работа длится 20 минут. Ответы на задачи (см. приложение 2)
Краткая информация об отгаданных словах:
Алексей Иванович Ермаков – человек из поколения фронтовиков. Девятнадцатилетним пареньком пришёл он к нефтеразведчикам: работал помбуром и бурильщиком, мастером по бурению и испытанием скважин.
В декабре 1964 года предстояло пробить снежную трассу от села Александровское к буровым. Алексей Иванович возглавил бригаду из десяти человек, и они 22 декабря на вездеходе и двух тягачах отправились в дорогу. Вездеход Ермакова шёл первым, за ним – тягачи. Подъехав к реке Верхний Утаз, Алексей Иванович остановил движение и, сделав разведку переправы, пешком возвращался обратно. Увидев испуганного водителя, Ермаков сел к нему в кабину, но метров за 20 до берега лёд затрещал, и тягач стал тонуть. Алексей Иванович вытолкнул водителя, а сам выбраться не успел…
В честь Алексея Ермакова в нашем городе названа улица.
Трудовая деятельность Валерия Михайловича в городе Стрежевом началась с 1979 года. Почти 10 лет Валерий Михайлович нарабатывал опыт практической работы на предприятиях нефтяной промышленности. За годы работы Валерий Михайлович снискал авторитет у коллег как высококвалифицированный специалист, честный, принципиальный, отдающий всего себя работе человек.
В 1991-м году Валерия Михайловича Харахорина назначили руководителем государственной налоговой инспекции по Стрежевому, которую он успешно возглавлял на протяжении 14-ти лет.
С 2009 года Валерий Михайлович Харахорин является Мэром города Стрежевого. Дети решают задачи. После решения одной из задач они подбегают к столу, на котором разложены маленькие карточки и берут по одной карточке. После того как все задачи решены, ребята составляют слово из полученных карточек. Должно получиться 2 слова «ЕРМАКОВ» и «ХАРАХОРИН»
Личностные УУД: смыслообразование.
Регулятивные УУД: высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Познавательные УУД: уметь использовать научные методы познания.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других.
3.1 Закрепление новых знаний в изменённой ситуации. Учитель предлагает детям ответить на вопросы теста «Что вы знаете о нашем городе в числах?» Там будут вопросы, ответы на которые прячутся в ваших решённых задачах. И если вы решили задачи правильно, то и ответы у вас будут верные. Каждый правильный ответ оценивается в 1 бонус. Ответы на вопросы теста (см. приложение 4) Дети отвечают на вопросы, ответы на которые они находят в решённых задачах. За каждый правильный ответ команда получает 1 бонус (см. приложение 3) Личностные УУД: смыслообразование.
Регулятивные УУД: высказывать свою версию.
Познавательные УУД: делать отбор информации для решения учебной задачи.
Коммуникативные УУД:
совместно договариваться о подборе правильных ответов.
4 этап – оценочно-рефлексивный.
4.1 Рефлексия деятельности. - Какая перед нами стояла цель в начале урока?
- Удалось ли нам получить результат?
- Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы отвечаете жестами, если «Да», то поднимаете ручки наверх, а если «Нет», то вниз.
- Я умею решать задачи.
- У меня получилось собрать слово.
- Я могу отвечать на вопросы теста.
- Мы дружно работали на уроке.
- Мы друг друга слышали и слушали.
-У нас всё получилось.
- У меня всё получилось.
- Спасибо всем за работу, а сейчас подсчитайте свои бонусы, и мы узнаем победителя нашей игры. Дети анализируют работу на уроке и оценивают свою деятельность. Регулятивные УУД: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.