Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс, среднее общее образование, базовый уровень
Пояснительная записка
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
№
Нормативные документы
Закон об образовании РФ, 2007.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ. Москва, 2004.
Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 № 1276)
Примерная программа по информатике и ИКТ МО РФ. М.: «Дрофа» 2007 г.
Программа базового курса «Информатика и ИКТ» в средней школе 10-11 классы. Автор: Н.Д. Угринович - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;
Учебный план МКОУ «Новоярковская СОШ» на 2013 – 2014 учебный год
Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.
Цели программы:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012»;
комплект цифровых образовательных ресурсов.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классе - 35 -часов, из расчета 1учебный час в неделю.
Учебный план МКОУ «Новоярковская СОШ» определяет на изучение предмета «Информатика и ИКТ 34 часа - 1 час в неделю.
Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 17, компьютерных практических заданий - 7, количество контрольных работ - 3.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Компетенции
Общеучебные
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Предметно-ориентированные
расширение знаний об объектах и их информационных моделях;
закрепление и расширение знаний и умений по технологии в системной среде
освоение технологии работы в табличном процессоре
освоение технологии работы в текстовом редакторе
развитие алгоритмического мышления учащегося посредством изучения основ алгоритмизации и программирования;
формирование представления об основах представления информации в компьютере;
закрепление и расширение знаний по техническому обеспечению информационных технологий.
Основные психолого-педагогические условия решения образовательных задач:
Примерные учебные программы по информатике;
Методические разработки и рекомендации;
Индивидуальные проблемные задания;
Индивидуальные вариативные задания;
Тестовые тематические задания;
Занимательные задачи, кроссворды, ребусы, викторины по информатике.
Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:
Традиционное обучение;
Развивающее обучение;
Личностно-ориентированное обучение;
Дифференцированное обучение;
Дидактические игры;
Проблемное обучение;
Педагогики сотрудничества.
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:
Комбинированный урок;
Урок-лекция;
Урок-демонстрация;
Урок-практикум;
Творческая лаборатория;
Урок-демонстрация;
Урок-игра;
Урок-консультация.
Структура курса 10 класс
№
Тема
часы
1
Информация и информационные процессы
1
2
Информационные технологии
18
3
Коммуникационные технологии
15
ВСЕГО:
34
Основное содержание (34 часа)
Кол-во часов
Тематические разделы
1
Информация и информационные процессы
Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации
18
Информационные технологии
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)
15
Коммуникационные технологии
Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска
34
Всего
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
единицы измерения информации, различать методы измерения количества информации: содержательный и алфавитный;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь:
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения
Простой редактор Web-страниц
Критерии оценивания
Виды контроля:
Устный контроль - индивидуальный и фронтальный опрос. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки.
Письменный контроль - выполняется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и т.п., которые могут быть кратковременными и длительными, различаются глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный срез).
Лабораторный контроль-практикум - направлен на проверку умений учащихся работать на компьютере, знания программного обеспечения, которое будет использовано на уроке, составления компьютерных моделей, отладка программ.
Машинный (программированный) контроль - предполагается на компьютере, при наличии контролирующих программ. Может применяться на всех этапах изучения учебных предметов. Отличается высокой объективностью при использовании умело и грамотно созданных средств контроля.
Тестовый контроль - может быть машинным или безмашинным, в основе которого лежат тесты.
Самоконтроль предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.
Оценка практических работ
Оценка «5»
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
соблюдает правила техники безопасности;
в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
правильно выполняет анализ ошибок.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если
работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;
в ходе проведения работы были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если
работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;
работа проводилась неправильно.
Оценка «1» ставится в том случае, если
ученик совсем не выполнил работу.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся
правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;
правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если
ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся
правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
допустил четыре-пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка тестовых работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
допустил не более 2% неверных ответов.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).
Оценка 3 ставится, если учащийся
выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;
если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
Оценка 2 ставится, если
работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;
работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик совсем не выполнил работу.
Критерии оценивания реферата
соответствие реферата теме;
глубина и полнота раскрытия темы;
адекватность передачи первоисточников;
логичность, связность;
доказательность;
структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);
оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.);
языковая правильность.
Частные критерии относятся к конкретным структурным частям реферата: введению, основной части, заключению.
Защита творческой работы
Уверенное владение материалом творческой работы (реферата).
Компетентность и эрудированность учащегося по теме работы.
Аргументированность выводов по заявленной теме.
Грамотность и полнота ответов на встречные вопросы.
Личностное отношение к проблеме исследования.
Четкость представления материала с использованием программы Microsoft Office PowerPoint (не менее 20 слайдов в 9 классе и не менее 30 слайдов в 11 классе).
Список литературы и средств обучения
Основная учебная литература для учителя:
«Информатика. Базовый курс. 10 класс» Н. Д. Угринович. – Москва, БИНОМ, 2010г.;
«Информатика. Базовый курс. 11 класс» Н. Д. Угринович. – Москва, БИНОМ, 2010г.;
Примерная программа по информатике и ИКТ МО РФ. М.: «Дрофа» 2007 г.
Информатика 10-11Поурочные разработки по информатике А.Х. Шелепаева М.: «ВАКО» 2007
Информатика 9-11Конспекты уроков А.А. Чернов «Учитель» 2006
Дополнительная литература для учителя
Информатика 9-11Информатика. Проектная деятельность Э.С. Ларина «Учитель» 2009
Информатика 10 Поурочные разработки по информатике О.Л. СоколоваМ.: «ВАКО» 2008
Информатика Компьютер в вашей школе С. Симонович«АСТ-пресс» 2001
Научно-методический журнал «Информатика и образование»
Методическая газета для учителя информатики «ИНФОРМАТИКА», издательский дом «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
Информатика 9-11 Конспекты уроков А.А. Чернов «Учитель» 2006
Информатика 9-11 Информатика. Проектная деятельность Э.С. Ларина «Учитель» 2009
Информатика 10 Поурочные разработки по информатике О.Л. Соколова М.: «ВАКО» 2008
«Питер» 2006
Информатика Компьютер в вашей школе С. Симонович «АСТ-пресс» 2001
Основная учебная литература для учащихся:
«Информатика. Базовый курс. 10 класс» Н. Д. Угринович. – Москва, БИНОМ, 2010г.;
Интернет – ресурсы:
Для учителя:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Для учащихся:
Библиотека учебных курсов Microsoft [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Виртуальный компьютерный музей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дидактические материалы по информатике и математике [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Информатика и информационные технологии в образовании [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Информатика и информационные технологии: майт лаборатории информатики МИОО [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Информация для информатиков: сайт О.В.Трушина [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
История Интернета в России [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№
ТЕМА
1
Информационные технологии
3 четверть
2
Коммуникационные технологии
4 четверть
Календарно -тематическое планирование по курсу «Информатика и ИКТ» 10 класс
№
ур.
Тема урока
Д.З.
Практика
дата
I. Информация и информационные процессы 4 часа
1/1
Информация и информационные процессы
стр. 7-11,
2/2
Кодирование текстовой информации. Решение задач
стр. 14-15
3/3
Создание и форматирование документов в текстовых редакторах. ПР №1 «Работа с текстами в ТР OpenOffice Writer»
стр. 21-24
ПР № 1
стр. 25-27
4/4
Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. ПР №2 «Перевод текстов в онлайновом словаре»
стр. 28-29
ПР № 2
стр. 30-31
5/5
Системы оптического распознавания документов. ПР №3 «Сканирование бумажного документа»
стр. 32-33
ПР № 3
стр. 33-36
6/6
Кодирование графической информации.
стр. 36-38
7/7
Растровая графика. ПР №4 «Преобразования изображения в ГР GIMP»
стр. 39-44
ПР № 4
стр. 47-52
8/8
Векторная графика. ПР №5 «Создание трехмерной графики в векторном редакторе OpenOffice Draw»
стр. 52-55
ПР № 5
стр. 57
9/9
Кодирование звуковой информации. Решение задач
стр. 72-74
10/10
Компьютерные презентации
стр. 76-80
11/11
ПР №6 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации»
повторить
§ 1.3, 1.4
ПР № 6
стр. 81-85
12/12
13/13
14/14
Представление числовой информации с помощью систем счисления
стр. 91-94
15/15
ПР №7 «Перевод чисел из одной системы в другую с помощью калькулятора»
ПР № 7
стр. 94-96
16/16
Электронные таблицы
стр. 96-99
17/17
ПР №8 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в ЭТ»
ПР № 8
стр. 99-102
18/18
ПР №9 «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»
стр. 102-104
ПР № 9
стр. 105-113
19/19
Контрольная работа №1 по теме «Информационные технологии»
II. Коммуникационные технологии
1/20
Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете.
стр. 115-119 стр. 122-126
2/21
Способы подключения к Интернету. ПР №10 «Определение параметров подключения к сети»
стр. 126-131
ПР № 10
3/22
Всемирная паутина WWW. ПР №11 «Настройка браузера»
стр. 140-143
ПР № 11
стр. 143-146
4/23
Электронная почта. Безопасность работы в Интернете. ПР №12 «Работа с электронной почтой»
стр. 146-149
ПР № 12
стр. 150-155
5/24
Файловые архивы. ПР № 13 «Работа с файловыми архивами»
стр. 168-170
ПР № 13
стр. 171-176
6/25
ПР № 14 «Поиск информации в Интернете»
стр. 184-187
ПР № 14
стр. 187-194
7/26
ПР № 14 «Поиск информации в Интернете»
8/27
Основы языка HTML гипертекстовой разметки документов
стр. 201-205
9/28
ПР № 15 «Разработка сайта с использованием Web-редактора»
ПР № 15
стр. 205-208
10/29
ПР № 16 «Разработка сайта»
Проект
11/30
12/31
13/32
ПР № 16 «Разработка сайта»
14/33
Контрольная работа №2 по теме «Коммуникационные технологии»
15/34
Итоговый урок
Лист внесения изменений
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315
14 &24
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·№
·
·
·№
·j Заголовок 1Заголовок 215