Разработка урока по биологии на тему «Грибы. Многообразие грибов»
Исангулова Фарида Фаритовна с. ТолбазыУрок биологии по теме: «Грибы. Многообразие грибов»
Целевой блок
Тема Грибы. Многообразие грибов Цель
сформировать представления о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы.
Планируемые результаты Предметные: научиться устанавливать сходство гриба с растениями и животными, описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами.
Личностные: Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.
Метапредметные:
Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.
Инструментальный блок
Воспитывающая - стимулировать стремления к интеллектуальному развитию; воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.Развивающая - развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, научить находить необходимую информацию.
Обучающая - раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные).
Тип урока Открытие новых знаний
Учебно-методический комплекс учебник биология 5 класс, Пономарева И.Н. муляжи грибов, Вишневский М.В. Самые распространенные съедобные грибы. Атлас-определитель. Издательство: АСТ Астрель, 2010, таблица «Строение тела шляпочного гриба», компьютер, презентация с тестовыми заданиями.
Организационно-деятельностный блок
Основные понятия «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами.
Организация пространства фронтальная, индивидуальная, групповая
Межпредметные связи Химия,экология, обжДействия обучающихся1)отвечают на вопросы
2)классифицируют грибы
3)работа с учебником в группе
4)показывают грибы на муляжах
5) слушают сообщение одноклассника
6) называют признаки растений и животных
7)физкультминутка
8)выполняют тестовые задания
Диагностика результатов урока
(итог урока) - Какую цель ставили?
- Достигли цели?
- Какая тема урока была?
- Чему научились на уроке.
Ход урока
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся время УУД
1.Самоопределение к деятельности. Ребята, на урок я пришла на урок с корзинкой, в ней спрятано то, что сегодня мы будем изучать. Эти живые существа любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я». Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, что ты нашёл. Главное в том, что учёные несколько веков не могли решить: что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным и, наконец, в XIX веке один специалист предложил выделить их в особое царство.
Для того чтобы отгадать что в корзинке лежит, я предлагаю отгадать загадку.
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
Заслушать ответы учащихся
Так это или нет, давайте откроем корзинку.
Учитель открывает корзинку и показывает грибы. Учащиеся называют тему урока и записывают в тетрадях, а учитель - на доске.
2 мин Регулятивные УУД:
формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока).
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Ребята, а что вы знаете о грибах из начальной школы? А какие задачи стоят сегодня перед нами? Определим основные вопросы урока. (Учитель совместно с учащимися определяет задачи урока)
Итак, вы уже догадались, что нам нужно еще много узнать на уроке.
Для того чтобы раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные), нам потребуется научиться находить необходимую информацию, воспитать культуру общения при работе в группах, развивать произвольного внимания и память, познавательные интересы и инициативу – это задачи нашего урока.- ученики отвечают на вопросы
8
мин Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделение признака.
3.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Кое-что о грибах вы уже знаете, но многое вам еще предстоит узнать. Предложите свои варианты, что нам поможет узнать больше о грибах.
Грибы мы будем изучать по определенному плану.
Учащиеся вместе с учителем составляют план.
Записывают в тетрадях.
1) многообразие видов, знакомые виды грибов.
2) внешнее строение тела гриба, его части, способы размножения
3) признаки, сходство гриба с растениями и животными
4) тип питания, «сапротроф», «паразит», «симбионт», «хищник», грибокорень
5) роль в природе и в жизни человека Классифицируют грибы
10 мин Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Регулятивные УУД: умение планировать работу
4.Реализация построенного проекта.
Для работы мы разделимся на 5 групп и каждая группа, пользуясь учебником и дополнительной литературой (Вишневский М.В. Самые распространенные съедобные грибы. Атлас-определитель. Издательство: АСТ Астрель, 2010, таблица «Строение тела шляпочного гриба»), найдет ответ на свой вопрос. Вопросы – это пункты нашего плана.
Учащиеся работают в группах с учебником и дополнительной литературой.
15 мин Познавательные УУД: формирование умения ориентироваться в учебнике, дополнительной литературе, находить и использовать нужную информацию.
Формирование умения владеть смысловым чтением.
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Представитель каждой группы отвечает на свой вопрос.
По ходу ответа все учащиеся делают краткие записи в тетрадях.
Примерные ответы учеников
Около 100000 видов, наука – микология, низшие и высшие грибы, перечисляют 2-3 вида знакомых грибов, показывают грибы на муляжах.
Рисунок гриба с обозначениями, размножение бесполое и половое.
Признаки растений:
наличие хорошо выраженной клеточной стенки,
подвижность в вегетативном состоянии,
размножение спорами,
неограниченный рост,
поглощение пищи путем осмоса.
Признаки животных:
гетеротрофность,
наличие в клеточной стенке хитина,
отсутствие в клетке пластид и фотосинтезирующих пигментов,
накапливание гликогена как запасного вещества,
образование и выделение продукта жизнедеятельности – мочевины
Грибы-гетеротрофы всасывают органические вещества поверхностью гифов. Грибы-сапротрофы питаются органическими соединениями мертвых организмов. Грибы-паразиты используют для питания живые ткани организма хозяина. Грибы-хищники - отличительной чертой этой своеобразной группы является особый способ питания - хищнический. Грибы ловят и умерщвляют микроскопических животных с помощью специальных ловчих аппаратов. Грибы-симбионты живут во взаимополезном сожительстве с зелеными растениями. Симбиоз шляпочных грибов с деревьями — срастание гифов грибов с древесными корнями и образование грибокорня.
Грибы играют большую роль в круговороте веществ в природе, в разложении остатков животных и растений, попадающих в почву, образовании в почве органического вещества, повышении плодородия почвы.
Одно из выдающихся достижений ХХ века - открытие антибиотиков. Первый антибиотик, получивший широкое применение в практике, был пенициллин - продукт жизнедеятельности одного из видов грибов - пенициллов. В медицине широко применяют препараты из спорыньи. При помощи гриба черной плесени в промышленном масштабе получают лимонную кислоту. Дрожжевые грибы имеют огромное значение, их используют при пивоварении, хлебопечении, виноделии.
Сообщение учащегося
В годы Великой Отечественной войны благодаря ученым – медикам появилось лекарство пенициллин. При его помощи было спасено миллионы раненых и больных. Первый антибиотик был открыт в 1928 г. А. Флемингом, а десять лет спустя Г. Флори и его коллеги из Оксфордского университета выделили чистый пенициллин, производство которого было развернуто в США во время второй мировой войны. В 1945 г. Г. Флори, А. Флемингу и Э. Чейну была присуждена Нобелевская премия за открытие пенициллина и выделение его в чистом виде. Некоторые пенициллы придают специфический запах и вкус некоторым сортам сыра. Именно им человечество обязано двумя превосходными сырами – рокфором и камамбером.
3 мин Коммуникативные УУД: формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Регулятивные УУД: формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки
6.Самостоятельная работа с самопроверкой
А1. Грибы питаются:
1 – только путём фотосинтеза;
2 – готовыми органическими веществами;
3 – только органическими веществами живых организмов;
4 – только поселяясь на продуктах питания.
А2. Грибы размножаются:
1 – спорами;
2 – семенами;
3 – частью корня;
4 – частью стебля.
А3. Грибы не способны к фотосинтезу, потому, что:
1 – они живут в почве;
2 – не имеют хлорофилла;
3 – паразитируют на других живых организмах;
4 – имеют небольшие размеры
А4. Грибы-паразиты:
1 образуют на свету органические вещества;
2 – поселяются на продуктах питания;
3 – поселяются на других живых организмах;
4 – питаются готовыми органически веществами.
А5. К какой группе грибов относится мукор:
1 – сапрофиты;
2 – паразиты;
3 – ядовитые;
4 – съедобные.
Выполняют тест (задания на слайдах 1-5), проверяют свои ответы (слайд 6)
5мин Личностные УУД:осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное
7.Включение в систему знаний повторения.
Почему грибы нельзя отнести к царству растений?
Почему грибы хотели отнести к царству животных?
Почему выделили в особое, самостоятельное царство?
Какое строение имеет большинство грибов? Что такое гифы?
Кем являются грибы по способу питания? Почему вы так решили? Свой ответ поясните.
Каково значение грибов в жизни человека? Какие съедобные грибы вы знаете? Приведите 3-4 примера.
Отвечают на вопросы 3мин. Регулятивные УУД: формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Итак, урок подходит к концу. Вспомните, где у вас были ошибки, восполнили ли мы пробелы в своих знаниях?
Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать. А теперь оцените свою работу в группе по пятибалльной шкале и дайте командиру группы, чтобы он оценил вашу работу в группе так же по пятибалльной шкале.
Для выставления оценки в журнал сдайте рабочие листы. Учащиеся отвечают по следующей схеме.
У меня была ошибка в _________, теперь я понял (а) (знаю)_________.
1 мин Регулятивные: контроль, коррекция.
9.Домашнее задание.
1. Параграф 23, 24, стр.103-104.
2. Творческое задание:
А) Составить синквейн “Царство грибов”.
Б) Подготовить сообщение “Интересные факты о грибах”.
Записывают домашнее задание в дневниках