Проект урока по окружающему миру на тему : Многообразие грибов (1 класс)
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Кафедра начального образования
Квалификационные курсы
«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС»
Сроки проведения курсов:17.02-01.03.2014
ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА
Проект урока окружающего мира
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ «Сёминская оош» Ковернинского района
Расторгуева Светлана Алексеевна
Квалификационная категория СЗД
Стаж работы учителем начальных классов 13 лет
Н.Новгород
2014
Урок окружающего мира
по теме "Многообразие грибов" (1-й класс)
Общие сведения о проекте
Предмет окружающий мир
Класс 1
Название УМК “Гармония”
Программа «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Издательство «Ассоциация XXI век» Смоленск , 2013г.
Фрагмент календарно – тематического планирования
№ и тема урока
Страницы учебника и рабочей тетради
Решаемые на уроке проблемы
Формируемые
Деятельность учащихся
понятия
УУД
36. Декоративные растения. Комнатные растения
Учебник (часть 2) - с. 12-14;
Рабочая тетрадь (часть 2) - с.7, задания 11, 12.
Для чего люди выращивают растения на улицах города, в парках, скверах, дворах.
Что надо знать о растении, чтобы вырастить его в комнатных условиях, как ухаживать за ним.
Декоративное растение, клумба, комнатное растение, правила ухода за ними.
Умение наблюдать, готовить небольшое сообщение о своих наблюдениях;
умение работать в паре.
Актуализируют свои наблюдения за декоративными растениями; наблюдают комнатные растения, сравнивают их, характеризуют;
выполняют практическую работу по уходу за комнатными растениями.
37. Обобщающий урок
(Что мы узнали о растениях)
Рабочая тетрадь(часть 2) – с. 8 - 9, задания 1, 2, 3, 4.
Обобщаются знания, полученные учениками о растениях.
Проверяется усвоение предметных умений и универсальных учебных действий.
Проверяется усвоения понятий - живая и неживая природа; деревья, кустарники, травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; культурные, комнатные растения;
части растений.
Умение работать с разными источниками информации; умение сравнивать предметы, объединять их в группы;
умение выполнять тестовые задания.
Обобщают знания, «открытые» ими при изучении растений;
выполняют тестовые задания в рабочей тетради, проверяют и оценивают свои результаты, восполняют пробелы в знаниях;
делают краткие сообщения о выбранном культурном (декоративном) растении.
Раздел IV. Разнообразие грибов - 3 часа
38. Грибы, их многообразие
Учебник (часть 2) -с. 15-18;
Рабочая тетрадь – с. 11, задание 3.
Можно ли считать грибы живыми существами.
Какое строение имеют шляпочные грибы. Чем они различаются.
Чем грибы отличаются от растений.
Гриб, грибница, плодовое тело шляпочного гриба (шляпка, ножка); пластинчатые и трубчатые шляпочные грибы; размножение грибов.
Умение узнавать предметы по их признакам; умение работать с рисунком-схемой, извлекать нужную информацию из текста.
Наблюдают разные грибы (картинки, муляжи, реальные грибы по возможности), находят их сходства и различия;
работают со схемой, выделяют части шляпочного гриба;
сравнивают растения и грибы; дополняют выводы, данные в учебнике.
39. Съедобные и ядовитые грибы
Учебник (часть 2) -с. 19-21;
Рабочая тетрадь (часть 2) – с. 10, 11, задания 1, 2, 5.
Все ли шляпочные грибы съедобны.
Как различать несъедобные и съедобные грибы по их строению.
Как правильно собирать грибы.
Съедобный, условно съедобный, ложный, ядовитый гриб;
правила сбора грибов.
Умение сравнивать, классифицировать предметы, находить отличительные признаки; умение работать с разными источниками информации.
Находят различия в строении грибов, отличительные признаки ядовитых грибов;
обсуждают правила сбора грибов;
составляют памятки безопасности; работают с разрезными карточками и выполняют задания в рабочей тетради.
40. Удивительные грибы
(другие виды грибов)
Учебник (часть 2), с. 22-23;
Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 11, задание 4.
Какие грибы растут на деревьях, полезны ли они для них.
Что такое плесень. Почему хлеб плесневеет.
Что используется для приготовления хлебобулочных изделий.
Грибы-разрушители, микроскопические грибы (не видимые невооружённым глазом), дрожжевые и плесневые грибы.
Умение моделировать шляпочные грибы;
умение распределять работу в паре.
Наблюдают внешние особенности грибов, описывают их отличительные признаки; наблюдают под лупой плесень;
обсуждают значение микроскопических грибов в природе и в жизни человека;
лепят из пластилина шляпочные грибы и дают им характеристику.
Раздел V. Разнообразие и красота животных - 18 часов
41. Животные, их разнообразие
Учебник (часть 2), с. 25-29;
Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 12, задание 1.
Какие свойства живых существ есть у всех животных.
Чем животные отличаются от растений и грибов.
Где обитают животные, чем питаются, какие сооружают жилища.
Что необходимо животным для жизни.
Животные, среда обитания, способы передвижения, защиты, питания;
правила безопасного поведения с животными.
Умение характеризовать животных;
Умение находить основную и дополнительную информацию, работая с иллюстрациями, художественным и учебным текстами.
Анализируют стихотворение, рассматривают иллюстрацию к нему, приводят примеры животных;
работают в паре - размышляют, чем различаются животные, как они связаны с растениями, чем животные отличаются от растений и грибов;
узнают животных по их отличительным признакам, описывают одно из них;
проверяют свои выводы, предлагают дополнения к ним.
Диагностический блок
Распределение учащихся по уровням развития саморегуляции (Методика Д.Б.Эльконина «Графический диктант»// Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- М.,1995.
Уровень
Низкий
Средний
Высокий
Кол-во учащихся (в%)
17%
50%
33%
Исходный уровень ЗУН
Учащиеся знают:
1)Что такое природные объекты
2)Способы изучения окружающего мира
3)Свойства живого организма
4)Некоторые виды и названия грибов
Учащиеся умеют:
1)Классифицировать предметы окружающего мира
2)Различать предметы живой и неживой природы
Ожидаемые результаты в конце изучении темы
Учащиеся будут знать:
1)Первичное представление о многообразии грибов и их особенностях
2)Гриб- живой организм
3)Условия, необходимые для роста и развития грибов
4)Строение шляпочного гриба
5)Группы грибов: шляпочные и трубчатые, съедобные и несъедобные грибы, плесневые и дрожжевые
Учащиеся будут уметь:
1)Характеризовать и описывать грибы
2)Выявлять условия, необходимые для роста и развития грибов
3)Аргументировано доказывать, что грибы относятся к живым организмам
4)Различать съедобные и несъедобные грибы, называть их отличительные признаки
Тема урока: Грибы, их многообразие
Цель урока: показать детям многообразие представителей царства грибов и сформировать первичное представление об их особенностях.
Задачи урока:
Образовательная – сформировать первичное представление о многообразии грибов, их строении и видах.
Развивающая – развивать умение сравнивать, анализировать, классифицировать, делать выводы.
Воспитывающая – воспитывать бережное отношение к живой природе; уважение к мнению товарищей; желание адекватно оценивать свои достижения.
Методы работы:
объяснительно-иллюстративные,
частично-поисковые (эвристические),
словесные,
наглядные,
практические,
стимулирования интереса к учению (познавательные игры)
Формируемые УУД:
регулятивные УУД (целеполагание, планирование)
познавательные УУД (общеучебные: структурирование знаний, самостоятельное создание алгоритма деятельности, поиск и выделение необходимой информации; логические: подведение под понятие, выведение следствий)
коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества со сверстниками)
Оборудование урока: картинки с изображением грибов, корзинки; раздаточный материал для учащихся (карточки, сигнальные карточки); муляжи грибов; натуральные грибы (сыроежка и белый гриб); технические средства (компьютер, мультимедийная установка).
План урока
1.Организационный момент (2 мин.)
2.Новая тема (15 мин)
-определение темы и цели урока посредством загадки
-планирование деятельности
-выявление знаний по вопросам темы урока
-проведение игры «В лес за грибами» (классификация грибов на съедобные и несъедобные)
3.Физкультминутка (1 мин.)
4.Работа по новой теме (15 мин.)
-Слушание рассказа Николая Сладкова (беседа по итогам прослушивания)
-Беседа о строении гриба (Работа в парах с карточками и учебниками)
-Индивидуальная работа с карточками
5.Физкультминутка для глаз (1 мин.)
6.Закрепление изученного (8мин.)
-Работа в группах «Презентация гриба»
-Ответы на вопросы по плану урока
7.Итог урока (3 мин.)
-рефлексия учащихся
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Теоретическое обоснование
I Организационный момент
II Новая тема
III Физминутка
IV.Новая тема
V.Физминутка
VI.Закрепление изученного
VI. Итог урока
– Пожелайте друг другу успешной работы на уроке.
-Начнём наш урок с загадки, попробуйте отгадать:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы,
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы
- Какова же будет тема нашего урока?
- Верно, мы сегодня будем говорить о грибах (слай1
·) 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
- Что значит слово МНОГООБРАЗИЕ? (на территории РФ более 200 видов грибов прорастает, но употреблять в пищу можно только 15 из них, правда, заядлые грибники собирают 25 видов съедобных грибов)
- Предложите вопросы по теме урока, на которые вам бы хотелось получить ответы (слайд 2) 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
- Скажите, грибы – это живая природа или неживая?
- Что ещё знаете о грибах?
- Сегодня мы приведём в систему все наши знания о грибах и пополним их новыми.
- Грибы выделены в отдельное царство – царство грибов. А сделали это учёные-микологи, которые предполагают, что грибы возникли более миллиарда лет назад! А наука, которая занимается изучением грибов, называется МИКОЛОГИЯ.
- Ну, а сейчас мы отправимся в лес по грибы. (слайд 3)
- Что с собой возьмём? (вывешиваю корзинку)
- Кажется, что в этом лесу и грибов-то нет, но если повнимательнее присмотреться, можно увидеть очень много самых разнообразных грибов. Какие грибы вам известны? Может, вы с родителями собирали грибы?
- А мы продолжаем прогулку по лесу. И я вам предлагаю поиграть.
- Рассмотрите полянку, на которую мы попали, и придумайте условие игры. (На доске: лукошко, восклицательный знак, грибы)
Распределить грибы на 2 группы.
- А начну вот с этого красивого гриба! (мухомор)..
- Давайте тогда его раздавим.
- Ой, белочка что-то хочет сказать (слайд 4) 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
(Нельзя давить! Ядовитый гриб ядовит только для человека, а животных они лечат, дают питание деревьям, служат насекомым домом)
- Гриб боровик (Редко растёт в одиночку. Если нашли один, где-то недалеко нужно искать ещё. Это самый главный и вкусный гриб)
Подосиновики
Лисички
Маслята
Мухомор
Бледная поганка
- Мы собрали полное лукошко!
- Кто может подвести итог нашей игры? (2 группы: съедобные и несъедобные)
- Так в народе говорят: Всякий гриб в руки берут, да не всякий в корзинку кладут!
- Вот мы и нашли ответ на один из главных вопросов урока.
(слайды 5 – 12)
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
- У нас получилась удачная грибная охота! А вот писатель Николай Сладков тоже очень любил гулять по лесу и собирать грибы, он об этом даже написал рассказ. Послушайте отрывок из него. А я перед вами ставлю задачу: под каким деревом какой гриб растёт? (включаю граммофончик) (слайд 13)
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Берёза – подберёзовик
Дуб – боровик
Осина – подосиновик
Сосны – маслята
Старые пни – опята
- Сделайте вывод: где же растут грибы? А происходит это потому, что деревья и грибы помогают друг другу жить. Грибы от деревьев получают питание, а деревья, в свою очередь, быстрее и лучше растут, если рядом есть грибы.
- Вот мы нашли ответы сразу на два главных вопроса урока.
- Какие вопросы остались без ответа?
- Итак, строение гриба.
- Похожи ли грибы на растения?
- Это ещё раз доказывает нам, что грибы – не растения, а обитатели отдельного царства живой природы.
- Из каких же частей состоит гриб?
- Найти ответ на этот вопрос вам поможет работа в парах: у вас на партах лежат карточки, прочитайте текст загадки и напишите в клеточках названия частей гриба.
- Что у вас получилось?
- Теперь откройте учебник на странице 17 и рассмотрите строение гриба на рисунке.
- Чем дополнена схема строения гриба в учебнике?
(слайд 14) 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
- А чем у меня схема дополнена?
-Споры – это маленькие семена гриба, они находятся под шляпкой. И когда они из шляпки попадают на землю – появляются новые грибочки – так и размножаются грибы.
- Как думаете, что важнее: плодовое тело или грибница?
Поэтому собирать грибы нужно очень осторожно – выкручивая или срезая гриб, не повредив грибницы.
- По строению шляпки грибы можно разделить на 2 вида. (слайд 15) 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
А на какие именно, вы откроете сами, изучив рисунки в учебнике на странице 18 и на индивидуальных карточках у вас на партах.
- В этих трубочках и между пластинками и находятся крошечные споры, с помощью которых грибы размножаются
- Мы ответили ещё на один вопрос урока.
- Какой вопрос остался без ответа?
- Но сначала я вам предлагаю деловую игру “Презентация гриба”
_ Для этого нам понадобится острое зрение, давайте дадим глазкам отдохнуть (слайд 15)
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Работа в группах (Игра «Презентация гриба»)
Ответственные в группах получают сигнальные карточки, задание (разрезные картинки гриба)
Старичок-боровичок предлагает вам запомнить важные советы
(слайд 16) 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
- Давайте мы вернёмся к главным вопросам сегодняшнего урока, на которые мы хотели получить ответы (слайд 17)
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
- Вы довольны своей работой?
- А какой вид работы вам больше всего понравился?
- Мир грибов богат и разнообразен. С ними человек встречается не только в лесу. На пользу человеку работают:
Грибы-хлебопёки
Грибы-сыровары
Грибы-маслоделы
- А есть грибы, которые человек взял к себе в союзники в самом важном: в борьбе за жизнь!
- Ну что, заинтересовала я вас? Много ещё интересного о грибах вы узнаете на следующих уроках окружающего мира .
- Ну, а теперь давайте заселим нашу полянку грибами:
Белый – всё понравилось, хочу узнать больше!
Лисички – всё понравилось
Мухомор – не интересна тема урока
- Благодарю всех за работу на уроке!
Учащиеся поворачиваются друг к другу, желая успешной работы
Отгадывают загадку, определяют тему урока.
Учащиеся пытаются дать определение
Учащиеся высказывают свои предположения
Возьмём корзину
Рассказывают о том, как собирали грибы с родителями
Учащиеся выполняют упражнения физкультминутки.
Учащиеся внимательно слушают аудиозапись. После прослушивания рассказывают, где какой гриб растёт.
Грибы растут около деревьев.
Дети называют вопросы, оставшиеся без ответа.
Нет стебля и листьев.
Ножка и шляпка.
Работают в парах (сильный+слабый)
Ответы детей.
Работают по учебнику. Плодовое тело, кольцо, мешочек.
Словом «Споры».
Грибница важнее.
Учащиеся рассматривают рисунок в учебнике, работают с моделями грибов, определяют пластинчатые и трубчатые грибы.
Называют вопрос.
Учащиеся выполняют физкультминутку для глаз.
Учащиеся работают в группах (ответственными назначаются сильные учащиеся)
Учащиеся отвечают на вопросы.
Нам понравилось работать на уроке, работать группой и парами.
Учащиеся заселяют полянку грибами.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание
Формирование познавательных УУД: логическое (выведение понятия)
Формирование регулятивных УУД: планирование
Формирование познавательных УУД: общеучебные (структурирование знаний)
Формирование познавательных УУД: общеучебные (структурирование знаний)
Формирование познавательных УУД : общеучебные (самостоятельное создание алгоритма деятельности)
Формирование познавательных УУД: логическое (выведение следствий)
Формирование познавательных УУД: общеучебные (поиск и выделение необходимой информации)
Формирование познавательных УУД :логические (выведение следствий)
Формирование регулятивных УУД:планирование
Формирование познавательных УУД : логические (выведение следствий)
Формирование коммуникативных УУД (планирование учебного сотрудничества со сверстниками)
Формирование познавательных УУД: общеучебные (умение работать с рисунком-схемой)
Формирование познавательных УУД: общеучебные (умение сравнивать, анализировать, классифицировать, работать с рисунками)
Формирование регулятивных УУД:планирование
Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками
Формирование познавательныех УУД (общеучебные: структурирование знаний)
Формирование познавательных УУД :общеучебные (структурирование знаний)
№ п/п
Порядковый № в схеме, данной в ч.3
Параметр оценки
Балл (3,2, 1)
Самооценка учителя
Оценка преподавателя
НИРО
1
1
Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся
2
2
Реализация компетентностного подхода
3
3
Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность
4
4
Развивающая направленность заданий
5
6
Логика построения уроков
6
7
Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора
7
8
Методы обучения и методические приёмы, целесообразность их выбора
8
9
Характер используемой наглядности
9
10
Целеесообразность и функциональность используемых средств обучения
10
12
Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учёт их индивидуальных особенностей
11
13
Формирование мотивационного компонента учебной деятельности
12
14
Постановка учебных задач. Организация целеполагания
13
15
Формирование познавательных УУД
14
16
Формирование регулятивных УУД
15
17
Формирование коммуникативных УУД
Всего баллов
№ п/п
Структурные части проекта и параметры их оценки
Балл (3,2, 1)
Самооценка учителя
Оценка преподавателя
НИРО
1
Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачётной работы
2
Качество диагностического блока проекта
3
Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока
4
Соблюдение требований к плану урока
5
Качество теоретического обоснования
6
Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект)
$tvx]Root Entry