Разработка урока по окружающему миру на тему Кто такие птицы (1 класс)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Луговская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
Методическая разработка урока
по окружающему миру
Тема: «Кто такие птицы?»
1 класс
Учебник: «Окружающий мир» 1 класс А.А.Плешаков
Программа: авторская программа по окружающему миру для 1-4 классов Плешаков А.А.
Технология: ИКТ
Номинация: современные образовательные технологии, в том числе здоровье сберегающие, ИКТ (Методическая разработка урока)
Автор работы: Шарова Людмила Викторовна, учитель начальных классов МКОУ «Луговская СОШ»
2014 год
Педагог (ФИО) Шарова Людмила Викторовна
Предмет окружающий мир 1 класс
Тема урока: Кто такие птицы?
Характеристика класса.
В 1 класса 25 учеников. Из них 13 девочек и 12 мальчиков. Подавляющее большинство учащихся 2007 года рождения. Но есть учащиеся 2006года рождения (1), 2008 года рождения (2).
В основном все учащиеся класса активно участвуют в учебной деятельности и у большинства учащихся сформирована стойкая учебная мотивация.
Но есть дети, которые на занятиях неорганизованны. К этим детям требуется индивидуальный подход.
Темп усвоения знаний средний, но есть дети, которые не могут быстро переключаться с одного объекта на другой. У этих детей темп усвоения знаний замедленный.
Дети умеют логически размышлять, устанавливать связи, анализировать, сравнивать.
Большинство детей умеют хорошо читать, что способствует умению работать с учебником.
Речь у многих развита, умеют грамотно выражать свои мысли, могут самостоятельно работать.
Познавательная активность средняя.
Работоспособность класса средняя.
Данная методическая разработка урока по учебному предмету «Окружающий мир», учебнику А.А.Плешаков, для учащихся 1 класса.
Раздел: «Что и кто» (20ч)
Место данного урока: 14 урок по теме: «Кто такие птицы?»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения:
словесный, наглядный, частично-проблемный, исследовательский
Приёмы обучения:
беседа, рассказ, демонстрация, организация работы в парах.
Средства, обеспечивающие учебный процесс:
- учебник «Окружающий мир 1 класс» Плешаков А.А., Москва «Просвещение», 2011, ч. 1.
- рабочая тетрадь «Окружающий мир 1 класс» Плешаков А.А., Москва «Просвещение», 2014, ч. 1.
- атлас – определитель «От земли до неба» Плешаков А.А., Москва «Просвещение», 2014.
- карточки с заданием
- ноутбук
- проектор
- колонки
- экран
- презентация «Кто такие птицы?»
- цветные карандаши
- перья птиц
- лупа
-ножницы
- стакан с водой
Цель: знакомство детей с понятием «птицы».
Задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания.
Развивающие: учить считывать и понимать информацию из разных источников; анализировать, систематизировать полученную информацию;
Учиться делать выводы.
Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе.
1.Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока:
- позитивный настрой на урок, активизация познавательных возможностей.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:
- организация рабочего пространства, привлечение внимания к предстоящей учебной деятельности.
Задачи:
- создать положительный эмоциональный настрой
- мотивировать учащихся к работе на уроке.
Методы организации работы учащихся на начальном этапе урока:
- словесный, создание ситуации успеха.
Формы организации деятельности:
- фронтальная.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Долгожданный дан звонок – начинается урок.Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.
Ученики приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
2. Актуализация знаний.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока:
- выявить знания детей по изученным ранее темам.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:
- выяснить степень усвоения заданного материала на дом, определить типичные недостатки в знаниях и их причины, ликвидировать обнаруженные недочёты.
Задачи:
- формировать способность анализировать полученную информацию, доказывать свою точку зрения.
- Методы организации работы учащихся на начальном этапе урока:
- наглядный.
- Формы организации деятельности:
- фронтальная, индивидуальная.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
-Вспомните, кто помогает нам в наших путешествиях.
(Наша помощница Черепаха)
1) Фронтальная работа.
-Какие группы животных мы уже изучили? (Рыбы, насекомые)
-Чем отличаются насекомые?
- Как отличить рыб от других животных?
2) Индивидуальная работа на карточках.
-У каждого на парте рисунок.
Рассмотрите его и закрасьте квадратик красным цветом, если это рыба, и жёлтым, если это – насекомое.
Проверка:
1) Назовите насекомых. По какому признаку вы объединили насекомых? (У насекомых 6 ног)
-Назовите признак рыб. (Тело рыб покрыто чешуей)Назовите их.
- Кто у вас остался? Назовите одним словом животных, рядом с которыми квадратики остались не закрашенными (Птицы)
Игра “Кто в группе лишний»
1.Жук, ворона, щука.
2.Комар, карась, сорока.
3.Синица, стрекоза, камбала.
4. Шмель, кузнечик, снегирь.
5.Сом, воробей, муха.
слайд
3. Определение темы и задач урока.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока:
- определить тему и задачи урока.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:
- умения самостоятельно определять тему и ставить учебные задачи урока.
Задачи:
- формировать способность самостоятельно получать информацию.
- Методы организации работы учащихся на начальном этапе урока:
- наглядный, работа с учебником.
- Формы организации деятельности:
- фронтальная, индивидуальная.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
-Подумайте, о ком мы будем говорить на уроке?
-Прочитайте, какие учебные задачи мы ставим перед собой?
-Задачи урока: узнаем, каких животных называют птицами; познакомимся с многообразием птиц; узнаем, из каких частей состоит тело птиц; исследуем перо птиц.
Называют тему и учебные задачи.
Слайд
4. Изучение нового материала.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока:
- получить первоначальное представление о птицах как части животного мира;
- научить выявлять признаки данного вида животных.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:
- дать представления об основных понятиях темы.
Задачи:
- формировать навыки самостоятельного добывания знаний, умения анализировать информацию, выделять главное, делать выводы.
- Методы организации работы учащихся на начальном этапе урока:
- словесный, наглядный, работа с учебником, применение презентации.
- Формы организации деятельности:
- фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
-Предлагаю вам отправиться в лес.
-Каких птиц вы знаете?
1) Игра «Кто больше?»
За каждое название птицы получаете пёрышко и кладёте в коробочку. Побеждает тот, у кого пёрышек больше.
-Как можно отличить птиц от других животных? (Они умеют летать.)
- Давайте посмотрим на экран. Кто из этих животных умеет летать?
- Можно ли всех этих животных назвать птицами?
2) Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунок на стр.36. Какие животные здесь изображены? (Летучая мышь, бабочка, курица, белка-летяга)
- Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать)
- Можно ли их отнести к одной группе? (Нет) А какое животное мы отнесем к птицам? (Курицу)
- Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы? Птицы – животные, которых на земле очень много. Они обитают и в воздухе, и на суше, и в воде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы большие, другие - крошечные, некоторые – быстроногие.
- Посмотрите внимательно, какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. (Перья)
- На что похожа птица во время полета? (на самолет). Такая форма помогает ей летать.
Физкультминутка (видео)
-Давайте посмотрим, какие бывают птицы.
Обобщение:
-Какие животные называются птицами? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями).
- Рассмотрите рисунок (стр.36).
- Какую птицу вы узнали? (Это голубь.)
- Рассмотрите тело птицы.
3) Знакомство со строением птицы.
-Из каких частей состоит тело голубя?
– Что интересного знаете о голубях?
Работа в парах.
- Найдите указанные части тела у птицы на своих карточках.
- У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они добывают пищу, разгрызают орехи и твердые семена, разрывают мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят. У хищных птиц (орлы), клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток – сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри- длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара.
-А как человек использует перья? (Для изготовления одежды, подушек, одеял, украшения)
Дети называют птиц.
Отвечают на вопросы.
Работают по учебнику. Отвечают на вопросы.
Дети выполняют упражнения вместе с весёлым человечком.
Учащиеся называют и показывают.
Сообщение ученика: «В прошлом, когда не было радио, телефонов, самолётов, голуби-почтальоны доставляли письма. В военные годы они передавали срочные донесения. Белый голубь считается символом любви, добра, мира.)
Слайд.
Слайд.
Слайд.
5. Практическая работа.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока:
- исследовать строение пера птицы.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:
- дать представление о строении пера птицы.
Задачи:
- формировать навыки самостоятельного добывания знаний, умения анализировать информацию, выделять главное, делать выводы.
- Методы организации работы учащихся на начальном этапе урока:
- словесный, наглядный, работа с перьями, применение презентации.
- Формы организации деятельности:
- фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
-Рассмотрите предложенные перья.
-Одинаковые они или разные?
-Чем они различаются?
Вывод: (перья прочные, легкие.)
- Что общего? Посмотрите через лупу. (Учитель показывает стержень и бороздки перьев).
(Упражнения: -Положите перо на ладонь и подуйте на него.
(Летит, легкое.)
-Отрежьте кончик пера ножницами.
(Внутри оно пустое, полое.)
-Вот почему перья легкие.
-Капните водой из пипетки на перо.
(Капелька скатилась, перо не намокает.)
-Вот почему перья могут защитить птицу от воды.
-Найдите самое маленькое и самое большое перо. Сравните их на ощупь.
(Одно мягкое, пушистое; другое упругое, жесткое.)
-Для чего птице нужны разные перья?
Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полета; более мягкие перья покрывают тело птицы и защищают его; самые мягкие, пушистые перья (пуховые) согревают птицу. Есть и такие перья, которые служат специально для украшения.
На столах лежат перья и лупы.
(Дети называют разные признаки цвет, размер, форму и т. д.)
Учащиеся находят маховые перья, контурные перья и пуховые перья. Сравнивают.
Учащиеся находят у разных перьев стержень и бородки. Рассматривают перо под лупой и выясняют, что бородки скрепляются наподобие застежки-молнии (учитель демонстрирует такую застежку).
Дети высказываются.
Слайд.
6. Обобщение, систематизация, применение знаний.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока:
- показать степень усвоения основных знаний, умений, навыков.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:
- обеспечение закрепления учащимися учебного материала на уровне, отвечающем программным требованиям
Задачи:
- проконтролировать степень усвоения основных знаний
- развивать самостоятельность.
- Методы организации работы учащихся на начальном этапе урока:
- словесный, наглядный, применение презентации.
- Формы организации деятельности:
- фронтальная, индивидуальная.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
-Все ли птицы летают?
(Нет, не умеют летать пингвин и страус)
- Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему?
(Тело этих животных покрыто перьями.)
- Это – АФРИКАНСКИЙ СТРАУС, самая большая птица в мире. Ростом страус выше человека, а весит около 90 кг. Хоть страуса и называют птицей, летать он не умеет. Однако бегает он очень быстро: посмотрите, какие у него большие сильные ноги!
1) Работа по учебнику.
Беседа о зимующих и
перелетных птицах.
- Назовите птиц, которых видите на странице учебника.
- На какие две группы мы можем разделить птиц, которые здесь изображены?
(Перелетные и зимующие)
- Почему их так называют?
(Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать.
Зимующие – не боятся холода и остаются здесь.)
2)Игра «Улетают-остаются»
3) Работа в рабочих тетрадях.
- Раскрасьте птиц на рисунке.
Дети рассматривают в учебнике изображения страуса и пингвинов и рассказывают, что знают о них.
Учащиеся называют птицу. При нажатии на картинку перелётные – улетают, а зимующие остаются.
Слайд.
Слайд.
7. Подведение итогов урока и рефлексия.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока:
- показать степень усвоения учебных задач.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:
- обеспечение закрепления учащимися учебного материала на уровне, отвечающем программным требованиям
Задачи:
- проконтролировать степень усвоения основных знаний
- развивать познавательный интерес, объективное отношение к самооценке.
- Методы организации работы учащихся на начальном этапе урока:
- словесный, наглядный, применение презентации.
- Формы организации деятельности:
- фронтальная, индивидуальная.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
-Наше путешествие по царству природы завершается.
-Вспомним учебную задачу урока. Каких животных называют птицами?
(Птицы - животные, тело которых покрыто перьями.)
– Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке?
- Как мы находили ответы на свои вопросы? (Слушали учителя, товарищей, отгадывали загадки, сравнивали, исследовали.)
-Оцените свою работу на уроке.
Отвечают на вопросы.
Оценивают работу с помощь светофора.
Слайд.
Планируемый результат:
Предметные: учащиеся научатся: узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; получат возможность исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные -овладеть логическими действиями сравнения, обобщения по родовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
15