Урок математики в 1 классе УМК Гармония на тему: Построение отрезка, его существенные признаки

Математика, 1-Б класс, УМК «Гармония»
Тема урока: «Построение отрезка, его существенные признаки».
Цель урока:  Создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать (сравнивать, выделять главное, классифицировать) познавательный объект, описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки
- организовать деятельность по измерению отрезков данной длины с помощью измерительной линейки
-выбирать единицу для измерения данной величины, объяснять свои действия
УУД: -использовать рисуночные и простые символические варианты
математической записи;
 -выполнять действия с величинами
-принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
 (познавательные)
- под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа (коммуникативные)
-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами (личностные)
-использовать простые речевые средства;(коммуникативные)
– выражать свою точку зрения;- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником
– осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя
-контролировать свои действия в классе
-следить за действиями других участников учебной деятельности; (регулятивные)
Ход урока
I. Организационный момент. Солнце на небе проснулось. Нам, ребята, улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем. Лучик солнышка возьмем И к сердечку поднесем.
- Вы чувствуете солнечное тепло?.. - Пусть сегодня на уроке благоприятствует теплая дружеская атмосфера.
II.Актуализация знаний учащихся. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сегодня мы с вами вновь отправляемся в страну геометрических фигур. - Что вы знаете об этой стране? Проверим ваш багаж знаний. Проведем небольшую разминку. Загадки о геометрических фигурах. Пуст сегодня дворик наш, За окошком хмуро. Я взял фломастер, карандаш, Решил чертить фигуры. Передо мной бумаги лист, До чего ж он бел и чист. Фломастером ткнёшь посредине листочка И на листе получается (ТОЧКА). Пусть точек будет очень много, Я через них веду дорогу. Соединяя точку с точкой, Я начертил дорожку-строчку. Дорожка, изгибаясь, вьётся, Дорожка эта, как зовётся? (ЛИНИЕЙ) Мне посоветовала мама, Вести свою дорогу прямо. Как сделать линию прямой - Никак не получается. Фломастер у меня хромой, Или рука сбивается? А вот с линейкой по листу Так просто провести черту. Смотрите, ровная какая, Это линия (ПРЯМАЯ). – Сколько линий можно провести через одну точку? (много) – А через две точки? (только одну) – Какие линии не назвали? (кривая замкнутая и кривая незамкнутая) Отгадайте какую геометрическую фигуру я загадала: 1).Это часть прямой линии, которая расположена по одну сторону от какой-либо точки. У неё есть начало, но нет конца. (Это луч) 2). Это часть прямой линии, которая ограничена двумя точками (концами отрезка). У неё есть и начало, и конец. – Какая это фигура? - А хотите узнать? – Да, сегодня у нас новая тема по геометрии. И сказка тоже будет. Но должны ведь мы повторить счет, состав числа, вычисления и письмо цифр? Итак, 4 шага – и новая сказка. (На доске появляются 4 круга с числами 1, 2, 3, 4, которые снимаются по ходу выполнения заданий.)
II. Повторение изученного.
1. Счет 1 – 20.
– Первое задание – умеете ли вы вовремя промолчать и "не сказать". Считаем через один. (Игра детям известна. Считают: 1, не скажу, 3, не скажу. Затем: не скажу, 2, не скажу, 4. Счет до 20.) – Поднимите руку, кто не сбивался. Похвалите себя.
2. Состав чисел 4, 5, 6.
– Теперь посмотрим, как вы усвоили состав чисел.
3. Задачи в стихах 1. У стены стоят кадушки. В каждой ровно по лягушке. Если было пять кадушек, Сколько было в них лягушек? (5) 2. Подарили Пете книжку о ракете. Прочитал Петя, подарил Свете. Света – Ване, Ваня – Тане, Таня – маленькой Марьяне. Сколько детей прочитали книгу? (5) 3. Только я в кусты зашла, Подосиновик нашла, Три лисички, боровик. И зелёный моховик. У кого ответ готов, Сколько я нашла грибов? (6) 4. Мама – белка для детишек. Принесла из леса шишек. Сразу все не отдала, По одной всего дала. Старшему – еловую, Среднему – сосновую, Младшему – кедровую. Скажите, детишки, Сколько бельчат съели по шишке? (3) 5. Дали каждому обед: Собачке – в миске, В блюдечке киске, Курочке – несушке Пшена в черепушке, Машеньке – в тарелочке Голубой не маленькой. Сколько их обедает? (4)
– Поднимите руку, кто давал правильные ответы. Похвалите себя.
4. Письмо цифр. Каллиграфическая минутка. Письмо изученных цифр. Повторение правил посадки при письме. – Найдите самую красивую четверку и самую красивую пятерку и подчеркните. Похвалите себя за красивое письмо.
III. Изучение нового материала.
1. Объяснение нового материала.
– Готовы слушать сказку? (Сказка c участием первоклассников) – Жила-была Точка. Она была очень любопытная и хотела все знать. Особенно она интересовалась линиями. Увидит незнакомую линию и непременно спросит: "А как эта линия называется? Она длинная или короткая?" Подумала однажды Точка: "Как же я смогу все узнать, если всегда буду жить на одном месте? Отправлюсь-ка я путешествовать!" Вышла Точка на прямую линию и пошла по этой линии. (Два ученика натягивают длинную нитку, изображая прямую. На нитку прикрепляется точка. Третий ученик ее перемещает.) – Как вы думаете, долго шла Точка по прямой?(Очень долго, т.к. прямая бесконечна.)
– Устала Точка, повернула в другую сторону. Долго ли она шла?(Очень долго, но до конца не дошла.) – Опечалилась Точка: "Что же это за прогулка? Хожу-хожу по линии туда-сюда, а ни разу до конца не дошла". Могла Точка дойти до концов прямой? (Нет. У прямой концов нет.)
– Вдруг, откуда ни возьмись, появились Ножницы, щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую. (Учитель разрезает нитку.) "Ура! – закричала Точка. – Вот и конец получился! Ай да Ножницы! А теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны". "Можно и с другой", – послушно щелкнули Ножницы. (Учитель второй раз разрезает нитку.) "Что же это такое вы от прямой отрезали? Что это за фигура такая? С одной стороны конец, с другой – конец?" "Это (Учитель дает возможность детям назвать новую фигуру.) отрезок, – ответили Ножницы. – Теперь ты, Точка, на отрезке прямой". "Отрезок прямой, отрезок прямой", – с удовольствием повторяла Точка, прогуливаясь от одного конца отрезка до другого.
2. Первичное закрепление.
– Понравилась вам сказка? – Запомнили новую фигуру? – На какой фигуре Точка не могла найти конца? (на прямой) – Какая фигура имеет два конца? (отрезок) 1). Работа с учебником. С. 65 № 141.
IV. ФИЗМИНУТКА. "Каждый день по утрам делаем зарядку..." V. Закрепление. 2) Упражнение в построении отрезков. Работа в тетради и с учебником с.65 № 140. – Кто хочет сам построить в тетради новую фигуру? Как будем действовать? (Разбираются разные способы построения отрезка. Дети выполняют 3 упражнения: 1) построить прямую, отметить две точки, показать отрезок, выделить его цветным карандашом; 2) отметить две точки, соединить их линией, показать отрезок, его концы; 3) построить отрезок с помощью цветного карандаша, приложить линейку к отрезку и достроить прямую, частью которой отрезок является.)
– Кто может себя похвалить за построение отрезков, поднимите руку. Поднимите руку, кто еще будет учиться строить отрезки. - Ребята, а как на чертеже не перепутать прямую и отрезок? - Кто заметил маленькую хитрость? (Точки, являющиеся концами отрезка, надо выделить.) -Молодцы. Тогда попробуйте построить два отрезка: красный и зеленый, причем зеленый длиннее красного. (Строят отрезки. Проверяют в парах.) – Поднимите руку, у кого получилось.
3) Узнавание в объектах окружающего мира геометрических форм.
– В самом начале нашего знакомства мы узнали, что геометрия – это землемерие, что египтяне измеряли свои земельные участки, что геометрия нужна для решения жизненных задач. А мы с вами только на бумаге отрезки строим. Единственный "жизненный" отрезок сегодня из ниточки был в начале урока. Можете вы найти в нашем классе отрезки и показать их нам?
(Дети показывают отрезки, концы отрезков.)
– Поднимите руку, кто сам нашел хотя бы один отрезок в нашем классе.
Работа с учебником с.66 № 143, 144. Работа в ТПО с.33 № 55.
VI. Итог урока.
– Молодцы. Вы хорошо занимались. Запомнили ли вы новые геометрические термины? – Молодцы. Хочется узнать про дальнейшие приключения Точки? Скоро узнаете. Желающие могут дома строить отрезки.









13PAGE 15


13PAGE 14115




15