Конспект урока по окружающему миру для 1 класса Кто такие звери
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Крюковская средняя школа"
Островского района Псковской области
Конспект урока по окружающему миру
в 1 классе
«Кто такие звери?»
подготовила учитель начальных классов Васильева
Татьяна Владимировна
Крюки - 2016
Тема урока: Кто такие звери?
Прогнозируемые результаты:
Ученики познакомятся с отличительными признаками зверей, их внешним строением и разнообразием; научатся приводить примеры зверей.
Учебные материалы:
иллюстрации с изображениями зверей, птиц, насекомых, сигнальные карточки зелёного и красного цветов, магнитофон, аудиозапись со спокойной музыкой, видеоаппаратура, запись мультфильма "Приключение капитана Врунгеля ".
Ход урока
1.Актуализация знаний
-Кто дважды родится, а один умирает? Так можно сказать о птице. Сначала появляется яйцо, а из него вылупляется… птенец.
Как отличить птиц от других животных?
Я приготовила для вас загадки. Если в загадке говорится о птице ,вы поднимаете зелёную карточку. Если нет -красного. Ответ на загадку мы найдём в картинках и прикрепим на доску.
(На столе учителя разложены картинки с изображениями птиц, зверей и насекомых. Дети по очереди находят нужную картинку и прикрепляют на доску.)У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
(Заяц)
Кто в беретке ярко - красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел)
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.
(Оса)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
(Воробей)
Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он ...
(Жираф)
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
(Бабочка)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но с водой не знается.
( Кошка)
С ветки на тропинку,
С травки на былинку,
Прыгает пружинка-
Зелёная спинка.
(Кузнечик)
На шесте дворец
Во дворце певец.
А зовут его...
( Скворец)
Голубой аэропланчикСел на белый одуванчик.
(Стрекоза )Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
(Сова)
- Молодцы! Вы всё правильно отгадали. А теперь наши картинки разделим на группы по внешним признакам. Вспомните кто такие птицы? Какие части тела у птиц вы можете назвать? ( Голова, туловище, крылья, хвост) Какие внешние признаки сразу подскажут, что перед нами птица? (Тело птиц покрыто перьями.) Выберите картинки с изображением птиц в одну группу. (Сова, воробей, скворец, дятел)
Физкультминутка.
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух
И скорей за парту - плюх.
-Положите голову на парту, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Ярко светит солнышко. Пахнет мёдом. Мы с вами оказались на зелёной лужайке. Найдите картинки тех, кого мы встретим здесь, в душистой травке. (Кузнечик, бабочка, стрекоза, оса)
Какой у них общий признак? (Шесть ног)
Как мы назовём эту группу? ( Насекомые)
2.Мотивация учебной деятельности .-Вспомните разговор Муравья Вопросика и Черепахи, который мы слышали на прошлом уроке? Сколько групп животных назвала Черепаха? (4 больших группы )О каких животных мы уже знаем? (Рыбы, птицы, насекомые)
-Все ли картинки мы объединили по общим признакам? (Нет)
-Кто остался? (Лось, кошка, заяц, жираф )
Это звери.
Сегодня на уроке мы расскажем Муравью о том, кто такие звери, и познакомимся со многими из них.
3. Работа по теме урока.
-Откройте учебник на странице 38. Прочитайте вопрос. Рассмотрите рисунок под ним.
- Чтобы нам ответить на вопрос, необходимо установить - кто точно зверь. Итак, орёл - птица, жук - насекомое. Остались крокодил и мышь. Вариантов два: или оба звери, или кто - то один из них. Чтобы ответить на этот вопрос, надо точно знать признаки зверей. Начнём наше исследование со знакомства со строением тела зверей. Рассмотрим его на примере жирафа, изображённого у вас в учебнике.
Назовите все части тела. (Голова, шея, туловище, ноги, хвост.) Покажите эти части на иллюстрациях на доске. (Один ученик называет с места, а другой показывает на доске. )А теперь покажите своему соседу по парте части тела зверей на странице 39.
Дети работают в парах.
-Ничего нового, необычного мы не увидели. У нас у самих есть всё то же самое, кроме хвоста.
Чем же звери отличаются от других животных? Вспомните, чем покрыто тело у рыб? А у птиц? А чем покрыто тело зверей? ( Шерстью)
Правильно. Только у зверей тело покрыто шерстью. Что такое шерсть? Это мех или волосы. Этот отличительный признак зверей, который мы можем увидеть. Только у зверей самки вырабатывают молоко для кормления детёнышей, поэтому зверей называют млекопитающими.
Количество шерсти у них может быть различным. У медведя, например, её много, а у слона - мало. Это зависит от того, в каком месте живёт зверь, какой образ жизни он ведёт. Многие млекопитающие покрыты волосами двух разных видов. Вот, например, у бобра (рисунок) под длинными, жёсткими волосами спрятан плотный слой - пуха. Когда бобр ныряет в воду, то намокают только наружные волосы.
А у дикобразов ( рисунок ) и ежей (картинка ) особые волосы. Они называются иглами. Мы теперь с вами знаем основные отличительные признаки зверей - наличие шерсти и кормление детёнышей молоком. Вернёмся к рисунку, который мы рассматривали в начале урока. Крокодил и мышь: кто из них зверь ?Хоть мышка и маленькая , но она зверь . А крокодил ? На этот вопрос мы ответим после того, как посмотрим фрагмент мультфильма "Приключения капитана Врунгеля ".
В трюме яхты " Беда" из яиц вылупились ...кто? ( Крокодильчики)
-Детёнышей, появившихся из яиц, молоком не кормят. Поэтому мы совершенно уверенно можем сказать, что крокодил - не зверь. К какой группе он относится, вы узнаете позднее.
Практическая работа.
Задание 1.
-Рассмотрите внимательно зверей. Чем они покрыты? (Шерстью)
Зарисуйте шерсть в рабочей тетради с. 27 №1. Обменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте, как вы выполнили задание.
Задание №2
-Сравните изображённых животных в рабочей тетради . (№ 3)
Пронумеруйте зверей в порядке увеличения их размеров. Обменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте, как вы выполнили задание.
Звери могут питаться растениями или животными, добывать пищу днём и ночью. Большинство из них ходят на 4 лапах. Но некоторые могут скакать на двух, как, например, кенгуру. Часть зверей обитает на земле, часть - на деревьях. Звери могут иметь постоянную окраску или менять её в разные времена года. Каких вы знаете зверей, меняющих окраску?
Как выглядят заяц и белка зимой? (У зайца шубка белая, у белки - рыжеватая.) Как летом? (У зайца шубка серая, а у белки - тоже серая.)
Для чего они меняют свои шубы?
-Зимой шубка у зверей - тёплая, пушистая. Белого зайца почти не видно на снегу.
-Это спасает его от хищников.
- На стр.28 рабочей тетради дан чёрно - белый рисунок. Прочитайте к нему задание. Найдите 4 зверей, назовите их. (Заяц, медведь, белка, лиса.)
Дети выполняют задание.
-Чтобы правильно раскрасить рисунок, надо знать: какое время года на нём изображено? (Лето) Какая шубка будет на белке, на зайце? (На зайце - серая, на белке- серая, на лисе- рыжая.) Приступайте к работе.
Дети раскрашивают рисунок под спокойную музыку.
Мы с вами рассмотрели строение тела зверей. Как правило, такое оно у большинства зверей. Но у каждого правила есть исключения.
Строение тела у млекопитающих может отличаться от других. Это зависит от их образа жизни. Рассмотрите этих животных в учебнике на стр.39
Назовите их. ( Крот, летучая мышь, кит.)
-Обратите внимание на лапы крота. Где он живёт? (Под землёй) Как он там передвигается? Чем вы пользуетесь, чтобы копать землю? (лопатой) Вот и лапы крота похожи на лопаты. У крота под землёй есть и спальня, и длинные коридоры, где он охотится. Крот роет ходы очень быстро. Он выкапывает особые ходы к воде, лужам и ручьям. На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает.
-А что необычное вы заметили у летучей мыши? ( У неё вместо лап - крылья. )-Летучие мыши - единственные летающие животные в группе зверей. Они питаются насекомыми. Живут в щелях домов, расщелинах скал и пещерах. Охотятся они ночью. Днём они спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой. Крыльями им служат лапы, между пальцами которых у них натянута кожа.
Есть млекопитающие, которые всю жизнь проводят в воде. Это дельфины и киты. Их ноги превратились в плавники. Такие же плавники у тюленей, морских львов, моржей, (учитель показывает рисунки ) хотя в воде проходит только часть их жизни. В учебнике у вас картинка кита. У него нет шерсти, а тело покрыто гладкой кожей. Учёные говорят, что когда - то давным - давно, у китов была шерсть, но она исчезла от долгого пребывания в воде. В группе зверей кит - самое большое животное. У кита на голове есть несколько одиночных волосков. Они очень чувствительные и помогают киту найти пищу.
Дидактическая игра.
Ученики делятся на группы и проводят игру, описанную в рабочей тетради (стр.27 №2) Дети каждой группы называют зверей. Кто ошибётся - выбывает из игры. Победители в группах соревнуются между собой.
4.Рефлексия учебной деятельности.
-На уроке вы узнали много нового интересного о зверях.
-Кто же они такие - звери?
-Как их отличить от других животных?
Сравните свои выводы с выводом в учебнике. Приведите примеры зверей . Где вы их видели? ( В лесу, в поле.)
- Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
Литература
Моя первая энциклопедия: "Дикие животные",TIME-LIFE.- Смоленск: Русич, 1997.
Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо - всюду. Мир животных и растений. - Ярославль: Академия развития; Академия К; Академия Холдинг, 2001.
Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Метод. пособие: 1 класс/ А.А. Плешаков, В. П. Александрова, С. А .Борисова.-: Просвещение, 2002.
Я познаю мир: Дет. энциклопедия: Животные. /Сост. П.Р. Ляхов; Под общ. ред. О. Г. Хинн.- М.:ТКО "АСТ", 1995.
Фрагмент из мультфильма "Приключение капитана Врунгеля", запись голосов птиц, спокойная музыка, использованные на уроке - диски из личного архива.