План-конспект урока в 1-м классе по окружающему миру Тема: Кто такие звери?
План-конспект
урока в 1-м классе по окружающему миру
Составитель: учитель начальных классов Поспехова Наталья Николаевна
Тема: "Кто такие звери?"
Цель урока: познакомить с отличительными признаками зверей, их внешним строением и разнообразием.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитывать любовь к братьям нашим меньшим, бережное отношение к природе, формировать самооценку, навыки коллективной работы.
Предметные: научатся определять принадлежность животного к свей группе; устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни ; узнавать зверей на рисунке, приводить примеры животных этой группы.
Метапредметные:
Регулятивные:
- развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- развитие умения прогнозировать предстоящую работу.
Познавательные:
- развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- формирование умения выявлять сущность, особенности объектов;
- формирование умения обобщать и классифицировать по признакам;
- формирование умения находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные:
- развитие умения слушать и понимать других;
- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- развитие умения оформлять свои мысли в устной форме;
- формирование умения работать в паре и в группе;
Оборудование: компьютер, проектор , карточки с рисунками животных конверты с заданиями, презентация, электронное приложение к учебнику.
Учебник и учебные пособия: Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник 1 класс, М.: Просвещение, 2012. Ч. 1.Плешаков А.А. Окружающий мир Рабочая тетрадь 1 класс, М.: Просвещение, 2012.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
Звонок звенит и не смолкает,
Школьникам напоминает:
В класс быстрее торопитесь,
На места свои садитесь.
II. Мотивация учебной деятельности
– Ребята, от Муравьишки пришло приглашение: ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].Слайд 1)
«Дорогие первоклассники! Приглашаю вас к себе в гости в лес. Здесь вы увидите много интересного».
– Вы согласны совершить такое путешествие? Однако, непременным условием нашего путешествия должно быть хорошее поведение. В лесу нельзя кричать, бегать, чтобы не напугать жителей леса.
III. Актуализации опорных знаний
– Когда мы путешествуем, то всегда происходит что-то необыкновенное. Вам хорошо известно, что в лесу много животных. Давайте вспомним, какие группы животных мы уже знаем?– Сейчас мы будем работать группами. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
1 ряд– На классной доске распределите насекомых, рыб, птиц. (Среди животных 1 картинка звери – собака, овца).
2 ряд
– Соберите пазлы. 1 картинка – птица, 2 картинка – рыба, 3 картинка – корова.
3 ряд – работа в парах. Каждой паре выдается конверт с птицами, среди них 1 картинка со зверем.
– Найди лишнее животное. Объясни, почему вы считаете это животное лишним?
IV. Определение целей и задач урока
– Каждая группа при выполнении заданий встретила затруднение. Отчего это произошло?– Давайте вспомним, кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы?– К какой группе отнести лишних животных? Кто догадался, какая тема урока будет сегодня? (Слайд 2.) -Сегодня на уроке мы узнаем, кто же такие звери, научимся отличать их от других животных по их признакам.
V. Работа по теме урока
Беседа с демонстрацией слайда 3. (На слайде: орел ,жук, крокодил, мышь).
-Чтобы ответить: кто на рисунке зверь, надо установить – кто точно не зверь. (Ответы детей)
- Итак, орёл-птица, жук-насекомое. Остались крокодил и мышь. (Слайд 4) Вариантов два: или звери оба, или кто-то один из них.
– Давайте познакомимся со строением тела зверей и установим их главный признак. Познакомимся с некоторыми животными, которые относятся к группе зверей.Отгадайте загадки Мудрой Черепахи:
Он ходит голову задрав,Не потому, что важный граф,Не потому, что гордый нрав,А потому, что он (жираф)
(На проекторе появляются фото-отгадки). (Слайд 5)
– Рассмотрите тело жирафа.(Слайд 6)
– Из каких частей состоит его тело?
Посередине двора стоит копна:Спереди – вилы, сзади – метла. (Корова) (Слайд 7)
Мордочка усатая,Шубка полосатая,Часто умывается, Но с водой не знается. (Кошка) (Слайд 7))
– Найдите у этих животный голову, шею, туловище, ноги, хвост.– Что вы заметили?
Формулируют вывод: тело каждого из зверей имеет разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые.
– А что ещё является общим для всех этих зверей?– Вспомните чем покрыто тело рыб? Птиц? Зверей?Формулируют вывод: тело зверей покрыто шерстью.
– А какой вывод сделала Мудрая Черепаха? (Слайд 8)
– Вот теперь мы можем ответить на вопрос: Кто же зверь крокодил или мышь?(Мышь.) (Слайд 9.)
VI .Физкультминутка
– Нужно присесть, если я назову домашнее животное и встать с хлопком, если животное – дикое
Жираф
Поросёнок
Медведь
Овца
Лось
Лошадь
Корова
Волк
VII. Первичное закрепление нового материала
1) Работа в паре. (Слайд 9, тетрадь с. 28)
– Муравьишка Вопросик пошёл
·играть в лес. Захотел он познакомиться с дикими зверями, а они спрятались от него. Помогите их найти. (Развитие внимания)
2) Работа в группах
( Класс делится на 4 группы. Каждой группе предлагается загадка.)
Загадка для 1 группы
Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец.Ходит смело и легко,Рога раскинув широко. (Лось.) (Слайд 11)
Загадка для 2 группы.
Летом ходит без дороги,Возле сосен и берез,А зимой он спит в берлоге,От мороза прячет нос. (Медведь.) (Слайд 12)
Загадка для 3 группы.
Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шубка серая для лета, Для зимы другого цвета. (Заяц.) Слайд 13)
Загадка для 4 группы.
Зверька узнаем мы с тобойПо двум таким приметамОн в шубке серенькой зимой,А в рыжей шубке летом. (Белка.) (Слайд 14)
Каждой группе даются тексты с описанием животных, Нужно выбрать из предложенных текстов описание своего животного. С помощью этой информации подготовить устный рассказ.
Текст 1.
Это очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам, которые отсутствуют у самок. Эти звери любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинами и берёзами. Они щиплют траву, а также едят папоротники, грибы и другие растения, много времени проводят у водоёмов. Они хорошо плавают.
Текст 2
Этот зверь отличный охотник , но часто питается и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывет жуков и личинок, ловит лягушек и рыбу. Он большой любитель мёда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться.
Текст 3.
Этот зверёк два раза в год меняет свою шубку. Осенью у него вместо серой шубки вырастает снежно-белая. Словно надел он шапку невидимку, только кончики ушей чёрные да нос. Так он сливается с белым снегом и скрывается от врагов.
Текст 4
Эти зверьки зимой и летом живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, желуди, ягоды; поедают они и насекомых. Летом они запасают на зиму корм, сушат грибы, выбирают спелые орехи. Летом эти животные носят лёгкую рыжую шубку, поздней осенью рыжая шубка становится серой, густой и тёплой.
Презентация своего животного
– К какой группе мы отнесем этих животных? Почему?
3) Это интересно
– Мудрая Черепаха шепчет мне на ушко, что есть очень интересные животные, которые являются зверями, но имеют необычное для этой группы строение тела.
Крот, летучая мышь, кит.
Крот Слайд 15.)
– Что особенного в его передних лапах? Почему? ( Ответы детей)
-Длина крота 12-15см. мех бархатистый, крошечные глаза, прекрасное обоняние. Лапы крота превратились в лопатки. У крота под землёй есть и спальня, и длинные коридоры, где он охотится. Крот роет ходы очень быстро. Он выкапывает особые ходы к воде, лужам и ручьям. На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает.
Летучая мышь Слайд 16.)
– Что необычного в строении летучей мыши? ( Ответы детей)
-Летучие мыши – единственные летающие животные в группе зверей. Они питаются насекомыми. Живут в щелях домов, дуплах, расщелинах скал и пещерах. Летучие мыши охотятся ночью или в сумерки. Днём они спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой.
Кит Слайд 17.)
– Что необычного в строении его тела? ( Ответы детей)
-В группе зверей кит – самое большое животное. С помощью плавников кит плавает. Тело его скользит в воде. У кита нет шерсти, но у него есть несколько одиночных волосков на голове. Они очень чувствительны и помогают найти киту пищу. Длина самого большого кита более 20м, а вес более 100т. киты не чувствуют запахов и зрение у них слабое, но у них отличный слух, они слышат звуки, которые люди только с помощью приборов могут услышать.Китиха очень заботливая мама. Она защищает малыша, прижав его к себе плавником. За день китёнок выпивает 160 литров материнского молока, и каждый час прибавляет в весе на 2 кг.
VIII. Самостоятельная работа
-А теперь Муравьишка Вопросик предлагает вам выполнить задание в рабочей тетради: определите, какие звери живут в нашей стране, а какие – в жарких странах.
Выполняется задание №1 и № 2 Электронного приложения к учебнику ( Проверка задания проводится с помощью сигнальных карточек красного и зеленого цвета.)
IX. Рефлексии учебной деятельности
– Что вы узнали сегодня на уроке?– Что было интересно?– Какое задание было для вас интересное? -Кто же такие звери?(Слайд 18)– Как вы теперь можете отличить зверей от других животных?
(Слайд 19)
X. Самооценка
Оцените свою работу с помощью смайликов.
Рисунок 3