Конспект урока по окружающему миру в 1 классе. Тема: «Кто такие птицы и звери?»
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе.
Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 69 имени Б.Ш. Окуджавы
Потешнова Н.Б.Тема: «Кто такие птицы и звери?»
Цели и задачи :- познакомить детей с общими признаками, разнообразием птиц и зверей ;- учить детей выделять существенные признаки природных объектов;
- продолжить обучение практическому исследованию предметов природы;
- раскрыть связь между строением животного и его образом жизни;
-воспитывать любовь к природе;
- развивать логическое мышление.
Используемые технологии:
-исследовательская
-игровая
-использование ИКТ
Оборудование:
Мутимедийный проектор, презентация.
У учителя: картинки с изображением животных, набор птичьих перьев.
У ученика: 2 пера на парту, кусочки меха, задания для самостоятельной работы.
Ход урока.
Орг. момент.
Повторение пройденного.
-Работа на листочках. Показ слайдов.
Слайд 1
Слайд 2
Выпиши номера рисунков в соответствующей графе с насекомыми.
Выпиши номера рисунков в соответствующей графе с рыбами. (I вариант -морские рыбы, II вариант -речные рыбы)
Приложение № 4 (раздаётся всем учащимся) взаимопроверка.
НАСЕКОМЫЕ РЫБЫ После того как дети выполнят задание - спросить: «Назовите отличительные признаки насекомых и рыб. На какие группы можно разделить рыб?»
Изучение нового.
Сообщение темы урока.
На доске картинки: муха, комар, голубь, воробей, утка, окунь морской , окунь речной, камбала, летучая мышь, крот.
INCLUDEPICTURE "http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=428629922-12-72&n=17" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=428629922-12-72&n=17" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=428629922-12-72&n=17" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=124978135-17-72&n=17" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=124978135-17-72&n=17" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=124978135-17-72&n=17" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=533670969-48-72&n=17" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=533670969-48-72&n=17" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=533670969-48-72&n=17" \* MERGEFORMATINET
INCLUDEPICTURE "http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=38679132-11-72&n=21" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=38679132-11-72&n=21" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=38679132-11-72&n=21" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=159295525-56-72&n=17" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=159295525-56-72&n=17" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=159295525-56-72&n=17" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=341009716-71-72&n=16" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=341009716-71-72&n=16" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=341009716-71-72&n=16" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://www.msf.mels.ru/redfish.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://www.msf.mels.ru/redfish.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://www.msf.mels.ru/redfish.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://kambala.hut2.ru/images/paste39.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://kambala.hut2.ru/images/paste39.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://kambala.hut2.ru/images/paste39.jpg" \* MERGEFORMATINET
INCLUDEPICTURE "http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=517079199-29-72&n=17" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=517079199-29-72&n=17" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=517079199-29-72&n=17" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=372946055-23-72&n=17" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=372946055-23-72&n=17" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=372946055-23-72&n=17" \* MERGEFORMATINET
-Назовите насекомых.
(муха, комар – у них 6 ног)
- Назовите рыб.
(окунь морской и речной, камбала)
- Камбала-это речная или морская рыба?
( морская)
-Какие еще животные остались? На какие группы их можно разбить?
(птицы и звери)
- Назовите только птиц.
(воробей, голубь, летучая мышь)
-Назовите зверей.
(крот, летучая мышь)
-Итак, некоторые из вас думают, что летучая мышь- птица, а другие- зверь.
-Давайте, выясним кто же прав.
-Кто может назвать тему нашего урока?
( Чем отличаются птицы от зверей и т. п.)
- Правильно. Сегодня на уроке мы будем выяснять, кто такие птицы и кто такие звери. Мы найдем у них отличительные признаки. В этом нам поможет наш учебник. Откройте страницу 24.
2.Работа по учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир».1 класс.
-Назовите, кто изображен на иллюстрациях.
-Назовите птиц.(курица)
-Почему вы не назвали бабочку? Ведь у нее есть крылья?
(называют отличительный признак насекомых)
-Назовите 4 животное на рисунке.
(белка)
-Эта белка умеет немножко летать, поэтому ее научное название - белка-летяга.
-Почему вы ее не назвали?
- Вы затрудняетесь мне ответить на этот вопрос. Итак , у нас появилось 2 животное, которое мы не заем к какой группе отнести.
-Как вы думаете, умение летать может быть отличительным признаком у птиц ?(Нет, т.к. бабочки тоже умеют летать, а страус не может.)
-Давайте, рассмотрим строение птиц на примере голубя.
- Назовите части тела.
-Есть ли у гуся клюв, голова, ноги …..
-Чем себя украсила черепаха?
-Кто догадался, какой отличительный признак у всех птиц?
(наличие перьев)
-Прочитайте вывод на стр.37.
-Можно ли отнести летучую мышь и белку летягу к птицам?
-Почему?
(у них нет перьев)
Слайд 3
-Теперь давайте поговорим о зверях. Найдем их отличительный признак. Стр.28.
-Назовите зверей .-Рассмотрите строение.
-Что общего?
(у всех есть шерсть)
-Есть ли шерсть у белки- летяги и летучей- мыши?
(да)
-Куда их отнесем? (к зверям)
Слайд 4
-Назовите еще раз отличительные признаки зверей и птиц.
ФИЗ. МИНУТКА
Закрепление изученного.
Работа по рабочей тетради «Окружающий мир» 1 класс, стр. 25-26.
Отгадайте загадки. Приложение № 1,2, 3.
Практическая работа.
Работа № 1
-Положите перед собой перья (сходить заранее на птичий рынок).
1.Подуйте на него.
2.Отрежьте кусок.
3. Капните водой.
4.Попробуйте согнуть.
5.Проведите по лицу.
Слайд 5
Вывод: легкое, пустое внутри, не намокает, упругое, мягкое.
-Сравните по цвету, форме, размеру. Почему разные?
Вывод: для красоты, для тепла, для полета.
Работа № 2
1.Работа по рабочей тетради «Окружающий мир» 1 класс, стр. 27- 28.
-Положите перед собой кусочки меха(привлечь родителей).
-Кто узнал?
1. Сравните по цвету, форме, размеру.(волоски)
2.Капните водой.
3.Проведите по лицу (заранее спросить в мед. каб. у кого есть аллергия на шерсть).
Вывод: разные, не намокает, мягкое.
Мех защищает зверей от холода, меняют окрас для лучшей маскировки от врагов.
Слайд 6
4.Самостоятельная работа (на листочках) Приложение №5.
Укажите группу, где перечислены отличительные признаки зверей:
1.копыта 2.шерсть 3.когти
шерсть хвост уши
клюв когти клюв
Укажите группу, где перечислены отличительные признаки птиц:
1.крылья 2.хвост 3.клюв
ноги крылья крыло
шерсть зубы перья
О каком животном говорится в загадке?
По дереву - вниз головой! - Бежит в одежде голубой.(___________________)
О каком животном говорится в тексте?
Эта птица отличается от других перекрещенным клювом, питается семенами ели. Птенцов выводит зимой. (_________________)Итог урока. Рефлексия.
- Кто такие птицы? …звери?
- Назовите отличительные признаки.
- Что понравилось?
- Что получилось? А что не понравилось и не получилось?
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в теплые края. Гнездо обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко - желтые грудка и живот этой птички поделены пополам широкой черной полосой. На голове - черная шапочка.
( синица)
Эта птица отличается от других перекрещенным клювом, питается семенами ели. Птенцов выводит зимой.
(клест)
Эта серенькая птица небольшого размера. Ловко ползает по деревьям вниз головой.
(поползень)
"
Эта птица необыкновенно нарядная. В ее окраске присутствуют все цвета: красный, черный, коричневый, желтый, белый. Чаще всего можно увидеть на кустах репейника и чертополоха, где они кормятся.
(щегол)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
1. Небольшой зверек с большим пушистым хвостом, который на зиму
надевает серую шубку. Гнездо строит в развилках веток или дуплах деревьев. К зиме делает припасы.
(белка)
2. Сильный умный хищник. Морда хищника выразительна, богата
мимикой. Размером этот зверь с крупную овчарку.
(волк)
Это "животное всеядное. Тело покрыто щетиной. Этот зверь быстро бегает, часто роет землю клыками и пятачком, чтобы добыть пищу.
(кабан)
Это крупное животное. Его называют лесным великаном, Кормится он: корой, веточками деревьев. У самцов - рога с большой плоской частью, которую называют" лопаткой". В начале зимы животные их сбрасывают.
, (лось)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка. И полоска шарфика.
(синица)
По дереву - вниз головой! - Бежит в одежде голубой ...
(поползень)
Чернокрылый, красногрудый, Не боится он простуды -
С первым снегом
Тут как тут!
(снегирь)
Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая.
( сорока)
С длинной шеей своей
Стал он выше всех зверей.
(жираф)
Он огромен, полосат,
А вообще - то кошке брат.
(тигр)
у нее Глаза большие, Клюв изогнутый крючком, По ночам она летает,
Спит на ветке светлым днем.
( сова)
Эта рыба плоская, как блин,
И все время лежит на одном боку.
(камбала)
Кто в берете ярко - красном, В черной курточке атласной? На меня он не глядит,
••
Все стучит, стучит, стучит.
(дятел)
Всех перелетных птиц черней, Чисти пашню от червей.
Взад - вперед по пашне вскачь. А зовется ...
(грач)
кто по елкам ловко скачет
и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы?
(белка)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Насекомые Рыбы ___________________________________________________________________
Насекомые Рыбы ___________________________________________________________________
Насекомые Рыбы ___________________________________________________________________
Насекомые Рыбы ___________________________________________________________________
Насекомые Рыбы ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
•Укажите группу, где перечислены отличительные признаки зверей:
1.копыта 2.шерсть 3.когти
шерсть хвост уши
клюв когти клюв
•Укажите группу, где перечислены отличительные признаки птиц:
1.крылья 2.хвост 3.клюв
ноги крылья крыло
шерсть зубы перья
•О каком животном говорится в загадке?
По дереву - вниз головой! -
Бежит в одежде голубой.(___________________)
•О каком животном говорится в тексте?
Эта птица отличается от других перекрещенным клювом, питается
семенами ели. Птенцов выводит зимой. (_________________)Список литературы:
Плешаков А.А., учебник «Окружающий мир»,1 класс. - М.:Просвещение,2012г.
Плешаков А.А., рабочая тетрадь «Окружающий мир»,1класс. - М.:Просвещение,2012г.
Плешаков А.А., атлас-определитель « От земли до неба»,- М.:Просвещение,2012г.
Дмитриева О.И. « Поурочные разработки»,- М.:Просвещение,2011г.
http://riddle-middle.ru/zagadki/ryba
http://www.vsezagadki.ru/2010/02/zagadki-o-nasekomyx/
http://zna-i-ka.narod.ru/zagadki/insect.html