Урок русского языка на тему Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.
План-конспект урока
Предмет: русский язык Учитель: Кладько Т.И.
Класс: 8
Тема урока: Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.
Цель: Способствовать формированию навыка определять форму выражения чужой речи.
Задачи: научить находить примеры прямой и косвенной речи в текстах, разграничивать
виды передачи чужой речи,
развивать умение сопоставлять виды передачи чужой речи в текстах, а также
развивать творческий потенциал учащихся
воспитывать интерес к изучаемой теме, чувство товарищества, умение слушать и
слышать других; любовь к природе и умение видеть прекрасное.
Ключевая идея урока: сплотить учащихся через выполнение разнообразных грамматических и творческих групповых заданий, направленных на развитие коллаборативной среды.
Оборудование: мультфильм, цветные жетоны (3*3), технологические карты (индивидуальные для каждой группы), лист оценивания, флипчарты с текстами, сюжетные картинки (весна), презентация о весне.Ход урока.
Оргмомент
Целеполагание.
Просмотр мультфильма
Что помогает героям мультфильма прийти к общему решению? (общение)
Что лежит в основе общения? (высказывания, т.е. речь)
Как вы думаете: чему будет посвящен сегодняшний урок? (Сообщение цели урока).
Актуализация знаний. Мозговой штурм.
Из курса русского языка прошлых лет и своего жизненного опыта вы знаете, что любой рассказ, любой текст, как правило, включает в себя речь героев – участников тех или иных событий.
- Каким образом в текстах отражаются их высказывания?
- Что вам помогает найти речь героев в текстах?
- Как вы думаете, в каком случае речь называется прямой, косвенной?
Более полно ответить на эти вопросы мы сможем в течение этого урока.
Работа в группах.
Деление на группы.
- Предлагаю вам разделиться на три группы с помощью цветных жетонов (3*3).
Выбрать руководителя группы. По ходу выполнения заданий, выставляете по согласованию каждому члену группы оценку (в оценочном листе) за его участие в выполнении того или иного задания.
Изучение нового материала ( по технологическим картам - ТК)
Прочитайте внимательно правило в ТК (у каждой группы свой фрагмент правила).
Обсудите в группах: все ли вам понятно?
Представитель каждой группы рассказывает правило остальным.
Исследование.
В ТК для каждой группы дан свой текст, в котором нужно найти фрагменты прямой речи, обозначив начало высказывания буквами А, П.
В процессе проверки выполнения задания дети наносят пометки на печатный текст). Аргументируют правила определения границ прямой или косвенной речи.
Закрепление изученного.
Составить минитексты с передачей чужой речи. Каждой группе предлагается сюжетная картинка, по которой они составляют свой текст. Читают по ролям
Творческое задание.
- Итак, весна. Продолжите мою фразу: «Весна – это пора…». (это пора пробуждения, пора встреч). Долгожданной весне посвящена эта презентация.
Просмотр презентации о весне.
Наверное, нет такого композитора, художника, писателя, который бы не посвятил ей хотя бы одно произведение. Вот и вам предстоит написать весеннюю сказку о встрече старых друзей, например: «Тюльпан и подснежник», «Тюльпан и жаворонок», «Сурок и чайка» и т.п.. обязательное условие – наличие прямой или косвенной речи.
- Какая сказка вам понравилась больше и почему? Как в ней отражена речь персонажей?
Итог урока. Рефлексия.
Каким образом в тесте отражается чужая речь? Как она выделяется на письме?
Какой этап урока был сегодня для вас наиболее интересным?
Выставление оценок.
Подсчитывают среднее арифметическое, выставляют каждому участнику группы оценку.
- Кто из вас был сегодня на уроке самым активным?
Домашнее задание (на выбор)
Упр. 249, правило с. 201
Найти примеры отражения прямой речи в художественных текстах (по три Пр и КР).
Составить презентацию «Прямая речь»
Технологическая карта урока (1)
Предмет: русский язык Класс: 8
Тема урока: Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.
Цель: Способствовать формированию навыка определять форму выражения чужой речи.
Ход урока.
Оргмомент
Целеполагание.
Просмотр мультфильма
Что помогает героям мультфильма прийти к общему решению?
Что лежит в основе общения?
Актуализация знаний. Мозговой штурм. - Каким образом в текстах отражаются высказывания героев?
- Что помогает найти речь героев в текстах?
- В каком случае речь называется прямой, косвенной?
Работа в группах.
Изучение нового материала
Прочитайте внимательно правило в ТК (у каждой группы свой фрагмент правила).
Обсудите в группах: все ли вам понятно?
Изучите правило
I. Прямая и косвенная речь
Высказывания других лиц, включённые в авторское повествование, образуют так называемую чужую речь, которая бывает прямой и косвенной.
Прямая речь — дословное воспроизведение чужого высказывания.
Косвенная речь — пересказ чужой речи в форме придаточного предложения или второстепенных членов простого предложения. Ср.: Он сказал: «Я хочу пойти с вами». Он сказал, что хочет пойти с нами. Он сказал о своём желании пойти с нами.
В косвенной речи слова говорящего претерпевают изменения: все личные местоимения употребляются с точки зрения автора пересказа; обращения, междометия, эмоциональные частицы опускаются, заменяясь другими лексическими средствами:
Брат сказал: «Я приду поздно». → Брат сказал, что он придёт поздно.
Она говорила мне: «Ах, дорогой, какой ты хороший!» → Она восторженно говорила мне, что я очень хороший.
II Прямая речь
Широко используются междометия, фразеологизмы, разговорные словечки (мусье, собачий сын), пословицы и поговорки, неполные предложения, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения. Выразительность речи достигается бо-гатством ее интонационных возможностей. Личные и притяжательные местоимения, а также личные формы глагола употребляются от лица говорящего. Типичное построение предложений – прямая речь и слова автора, стоящие перед, после или внутри прямой речи. III. Косвенная речь
Не сохраняет этих средств выразительности (обращения, междометия, фразеологизмы, частицы опускаются при замене прямой речи косвенной).
Личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глагола) даются как слова автора. Строение косвенной речи – сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным.
Исследование. Прочитайте текст, найдите фрагменты прямой речи, обозначьте начало соответствующих фрагментов буквами А, П.
Закрепление изученного.
Составить минитексты с передачей чужой речи.
Творческое задание.
Просмотр презентации о весне. Продолжите фразу: «Весна – это пора…».
Написать весеннюю сказку о встрече старых друзей, например: «Тюльпан и подснежник», «Тюльпан и жаворонок», «Сурок и чайка» и т.п.. обязательное условие – наличие прямой или косвенной речи.
Итог урока. Рефлексия.
Каким образом в тесте отражается чужая речь? Как она выделяется на письме? Какой этап урока был сегодня для вас наиболее интересным?
Домашнее задание (на выбор)
Упр. 249, правило с. 201 Найти примеры отражения прямой речи в художественных текстах (по три Пр и КР). Составить презентацию «Прямая речь»
Упражнение 1.
Прочитайте отрывок из рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася».
Разграничьте слова автора и прямую речь в отрывке.
Внимание его (Васи) привлекли крики, которые долетали с реки. Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.Там он увидел Димку Ковалёва, который размахивал руками и кричал: Тонет! Тонет! Кто тонет? не спеша спросил Василий. Не видишь, что ли? огрызнулся Димка. Пацан тонет. Под лёд провалился. Что стоишь?! Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва Что же ты не поможешь ему? А он не стал этого сделать. И хоть был он толще и тяжелее Димки, но всё же шагнул на лёд.
Упражнение 2.
Прочитайте отрывок из рассказа М. Пришвина «Лисичкин хлеб».
Разграничьте слова автора и прямую речь в отрывке.
Однажды я проходил по лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял я с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол. <...> А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела Откуда же это в лесу взялся хлеб? Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста! Заячья... А хлеб — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть. Хороший лисичкин хлеб!
Упражнение 3.
Прочитайте отрывок из повести К Паустовского «Кладовая солнца». Разграничьте слова автора и прямую речь в отрывке.
На следующий год я поселился у Пожалостиных. Я снял у старух старую баню в саду. <...> Однажды ко мне в баню зашла старуха в поневе — принесла продавать сметану. Ежели тебе еще сметанка потребуется сказала она ласково так ты приходи ко мне. У меня есть. Спросишь у церкви, где живет Татьяна Есенина. Тебе всякий покажет. Есенин Сергей не твой родственник? Поэт Да, поэт. Племянничек мой вздохнула бабка и вытерла рот концом платка Был он поэт хороший, только больно чумовой. Так ежели сметанка потребуется, ты заходи ко мне, милый.245745-401955
-6288405974090
239395-775970
-7702555001260
706755-983615
-54559202277110