Разработка урока по истории Отмена крепостного права
Тема урока: «Отмена крепостного права. Основные положения реформы».
Класс: 8.
Цель: раскрыть и объяснить основные положения реформы и её значение для развития России.
Задачи:
Объяснить в чем заключался не справедливый, противоречивый характер реформы отмены крепостного права.
Развивать умения определять и объяснять понятия, логическое мышление учащихся, внимание, память;
Воспитывать гуманное, толерантное отношение к окружающим нас людям.
Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, учебник: Данилов А.А.История России.XIX в. М.: Просвещение,2012.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Слайды
Мотивация к учебной деятельности.
Назовите причины отмены крепостного права?
Какое отношение имеют к подготовке отмены крепостного права: В.И.Назимов, Я.И.Ростовцев, Н.А.Милютин?
Включение в деятельность: бесчеловечность крепостного права,
низкая производительность крепостного труда, угроза общественному спокойствию, отсутствие рынка свободной рабочей силы, военно-техническая отсталость России.
Назимов получил разрешение создавать в губерниях комитеты для обсуждения вопроса отмены крепостного права. Ростовцев председатель Редакционных комиссий. Милютин сторонник освобождения крестьян с землёй.
Актуализация знаний
3. Работа по теме урока.
4.Закрепление изученной темы.
5.Рефлексия.
6.Домашнее задание
Тема урока: Основные положения реформы отмены крепостного права.
19.02.1861г - знаменательное событие в истории России! Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, согласно которому крестьяне получили личную свободу.
Крестьяне освобождались с землей, но за выкуп. Помещики сохраняют собственность на землю. До перевода крестьян на выкуп(19.02.1863г.), сохранялось временнообязанное положение. Почему? В разных губерниях земля была неодинаковой плодородности.В интересах помещиков в черноземнье- наделы, выделяемые крестьянам для приобретения были меньше чем в нечерноземье. В зависимости от этого временнообязанные крестьяне переводились либо на барщину, либо на оброк. Попытайтесь установить закономерность.
До реформы крестьяне владели различными по площади наделами. Если надел был меньше низшей нормы, то крестьянин получал недостающую часть (прирезки), если же надел превышал максимальную норму, то «лишнюю» часть отбирали (отрезали).
Дарственный надел-четвертая часть максимального размера надела, которую крестьянин мог получить бесплатно. В народе их прозвали «нищенскими».
Выкупная операция. Размер выкупа определялся таким образом (без учета рыночной стоимости земли: 1десятина стоила14,5рублей). Помещик до реформы получал денежный оброк определенной суммы. После реформы он его лишался, чтобы компенсировать убыток помещика государство разработало следующую схему. Размер выкупа равен сумме, положенной в банк под 6% годовых, которые давали помещику сумму оброка, которого он теперь лишен. Крестьянин платил помещику 20% от стоимости земли, остальные 80% платило государство. Долг государству крестьянин платил в течении 49 лет с начислением 6% годовых. Расчеты государство вело не с каждым крестьянином, с общиной. Поэтому земля становилась не собственностью крестьянина, а собственностью общины. Таким образом, крестьянин не мог продать свой надел, а сдать в аренду только односельчанам. Уезжая в город, на постоянное место жительства, крестьянин терял свой надел. Размер выкупаемого надела и условия выкупа закреплялись в Уставной грамоте - договор помещика и крестьянина. Помещик обязан предоставить надел земли, а крестьянин обязан его выкупить, не имея права отказаться. За соблюдением условий уставных грамот, решением спорных вопросов следили мировые посредники, назначаемые Сенатом из потомственных дворян. Они обладали судебно- административной властью. Лев Николаевич Толстой в свое время также выполнял функции мирового посредника.
Таким образом, все основные положения реформы были реализованы в интересах дворянского сословия. Единственное что сделало государство для крестьян, это личное освобождение.
Значение отмены крепостного права:
-крестьяне получили личную свободу;
-создала необходимые условия для утверждения капитализма;
-способствовала росту темпов экономического развития
-способствовала изменению социальной структуры, появлению пролетариата и промышленной буржуазии, расслоению крестьянства. При этом необходимо отметить противоречивый, непоследовательный, грабительский по отношению к крестьянам характер реформы.
Как вы понимаете слова Некрасова из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: Порвалась цепь великая Порвалась – раскочилася Одним концом по барину Другим по мужику….
Что вам понравилось и не понравилось при изучении новой темы? Чем интересен, не интересен урок? Полезно ли использовать презентации?
Оценка работы учащихся на уроке.
Изучить параграф 20.Устно ответить на вопросы после параграфа. Выучить определения, записанные в тетради.
Урок окончен.
Запись в тетрадь со слайда перечень гражданских прав.
Предполагаемые ответы: помещики заинтересованы в сохранении старых методах эксплуатации, отсутствие необходимых денежных средств у крестьян.
В черноземье высокая урожайность, поэтому крестьян выгоднее оставить на барщине, а в нечерноземье крестьян переводили на денежный оброк.
Запись в тетрадь определений: отрезки, прирезки, дарственный надел.
Запись в тетрадь схемы выкупной операции.
Запись в тетрадь определений: уставная грамота, мировой посредник.
Учащиеся делают попытку самостоятельно сформулировать значение отмены крепостного права.
Помещики теряют даровою рабочую силу в лице бывших крепостных крестьян. Выкупные платежи и безземелье ложится тяжким бременем на крестьян.
Высказывания и пожелания учащихся.
Методические рекомендации к уроку.
Класс: 8
Предмет: история
Тема урока: «Отмена крепостного права. Основные положения реформы».
Цель урок: раскрыть и объяснить основные положения реформы и её значение для развития России.
Задачи:
Объяснить в чем заключался не справедливый, противоречивый характер реформы отмены крепостного права;
Развивать умения определять и объяснять понятия, логическое мышление учащихся, внимание, память;
Воспитывать гуманное, толерантное отношение к окружающим нас людям.
Форма: урок.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – лекция.
Место урока в системе:
- Данному уроку предшествовал урок по теме: «Накануне отмены крепостного права».
- Следующий урок по теме: «Либеральные реформы : 60-70гг. XIX в.»Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация.
Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска.
Форма использования:
- проецирование на экран при работе с классом
-индивидуальная работа с компьютером.
План урока:
Мотивация к учебной деятельности. 4'
Актуализация знаний. 5'
Работа по теме урока. Оперирование знаниями и способами деятельности. 24'
4. Закрепление 3'
5. Рефлексия. 3'
6. Домашнее задание. 1'