конспект урока на тему: Простейшие тригонометрические уравнения вида sinх = а, cosх= а, tgх = а, ctgх = а и их решения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 имени Тази Гиззата г. Агрыз Республики Татарстан
Разработка урока
Предмет: обществознание
Класс: 10
Тема: Свобода в деятельности человека
Разработала: Гоголева Ирина Васильевна, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории.
2014-2015 уч. год
Предмет: обществознание.
Класс: 10.
Тема: Свобода в деятельности человека.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-проблема.
Цель урока: ознакомить учащихся с различными смыслами и аспектами понятия «свобода».
Задачи:
образовательная – обеспечить в ходе урока усвоение понятия «свобода».
развивающая – проанализировать некоторые философские, социально-политические, морально-этические проблемы (свобода и необходимость, свобода и произвол); выявить различные подходы к решению этой проблемы; продолжить совершенствовать навыки работы с документами, через проблемный вопрос в начале урока продолжить работу над навыками устного выступления, анализа материала и фактов.
воспитательная – формировать мировоззрение через прослеживание причинно-следственных связей, закономерностей в развитии общества и личности, содействовать адекватному и осознанному выбору поведения в жизненных ситуациях; подвести учащихся к необходимости самоанализа и самоконтроля.
Связь теории с практикой – значимость темы в современном обществе и в личностном плане.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование, раздаточный материал , тестовые задания, презентация к уроку.
Вариативность сценария урока: провести в конце урока тест по теме «Свобода в деятельности человека» (если останется время).
План:
Вступление. Актуализация темы. Чувствуете ли вы себя свободными людьми? Что необходимо для того, чтобы быть свободным человеком?
Свобода – важнейшая ценность.
Содержание понятия «свобода» на различных исторических этапах.
Словарная работа: определение понятия «свобода».
Политический, экономический, социальный и духовный аспекты свободы.
Гражданские ценности: свобода, ответственность, выбор.
Итоги урока.
Ход урока
1. Орг. момент. (1 мин.)
2. Актуализация знаний. (5 мин.)
-Выполнение тестовой работы по теме «Проблема общественного прогресса». (5 мин.)
3. Изучение нового материала.
1) Проблемный вопрос. Введение в тему урока.
Учитель: Прежде, чем мы озвучим тему урока, обратимся к письму известного русского философа Павла Флоренского, арестованного органами НКВД в 1933г. Ваша задача – выразить суть этого письма одним словом. (Текст письма через проектор высвечивается на экран).
«Друг мой! Как упоительна мысль о ней. Здесь же она и вовсе обретает особую, гораздо большую ценность! Впрочем, нужно отметить, что сравнима она лишь с ценою самой жизни Как долго мы грезили о ней. И не о такой жизни мечтали мы для своих детей. Иной раз представляю, как может всё измениться вдруг, как все стороны нашего бытия обретут состояние гармонии и душевного спокойствия Тогда мы будем пить её, вожделенную, большими глотками и будем творить и ценить каждую мысль, в новых условиях рождённую. Велико счастье тех, кто ею обладает.»
- О чём пишет автор письма? Выделите суть этого письма одним словом. (Свобода)
- Итак, основным понятием сегодняшнего урока будет понятие «свобода». Мы рассмотрим его в рамках темы «Свобода в деятельности человека». Чтобы выяснить, насколько значима для всех нас эта тема, ответим на несколько вопросов.
(Работа идёт по 4 группам)
Чувствуете ли вы себя свободными людьми? Если «ДА», то в чём проявляется эта свобода? Если «НЕТ», то что мешает вашей свободе?
Какие условия необходимы, чтобы человек был свободен? На эти вопросы мы ответим в конце урока, составим своеобразный «рецепт свободы». Сделаем это на основе полученных на уроке знаний.
- Вот как определяли своё отношение к свободе великие люди: (на экране).
«Свободен тот, кто может не лгать» - А.Камю
«Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чём не знать нужды» - Б. Паскаль
«Делать то, что доставляет удовольствие, - вот что значит быть свободным» - Вольтер
«Свобода – возможность делать ради своего счастья то, что не вредит счастью других членов общества» - Гольбах.
-С чем вы не согласны? (ответы уч-ся).
- Итак, слово «Свобода» для вас понятно, значение свободы никем не оспаривается. Для чего же мы изучаем эту тему? Каждый человек вкладывает в понятие свободы свой собственный смысл. Часто считают, что понятие свободы не предполагает никаких ограничений. Это ненаучный взгляд. Научный же анализ предполагает рассматривать свободу в контексте социальной и исторической действительности, объективной характеристики её пределов, познавательных возможностей. Именно эту задачу мы и должны выполнить на сегодняшнем уроке.
2) Работа в группах с раздаточным материалом.
- Свобода – понятие развивающееся; на разных этапах человеческой истории существовали и разное осмысление этого понятия, и разное его воплощение. Небольшой экскурс в историю поможет нам понять, как на различных исторических этапах менялось реальное понимание и содержание понятия «свобода».
1 группа: Изучают текст «Свобода в первобытном обществе».
2 группа: Изучают текст «Свобода в рабовладельческом обществе».
3 группа: Изучают текст «Свобода в феодальном обществе».
4 группа: Изучают текст «Свобода в капиталистическом обществе».
- Выступления учащихся от каждой группы.
- Какое содержание понятия «свобода» существовало на каждом из исторических этапов.
- ХХ век – новый этап в развитии принципа свободы. На одном полюсе – фашизм, концлагеря, ГУЛАГ, коллективизация, тоталитарные государства, терроризм, заложничество. На другом – воплощение идеи социальной справедливости во многих развитых странах, Всеобщая Декларация прав человека, демократические выборы, правовое государство.
- Сейчас наступила эпоха постиндустриального общества, в котором свободное развитие каждого является условием для развития всех. Эта эпоха должна стать новым витком в развитии идеи свободы. Как будет? – это зависит уже от нынешней молодёжи.
ВЫВОД: Мы увидели, что понятие «свобода» - понятие историческое, оно может менять своё содержание в разные исторические эпохи.
3) Словарная работа: определение понятия «свобода».
- И всё же что-то самое существенное и главное в этом понятии сохраняется, невзирая на смену эпох. Как бы вы определили понятие «свобода», чтобы оно оказалось одинаково приемлемым для всех времён и народов? Для этого нам необходимо построить ряд ассоциаций, которые затем помогут сформулировать определение. Итак, ваши ассоциации со словом «свобода». (Называют по группам). Попробуйте, опираясь на ассоциации, сформулировать определение «свободы».
- Давайте сверим результат нашей работы со словарём.
(Далее понятие «свобода» выводится на экран: СВОБОДА - это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей.)
Политический, экономический, социальный и духовный аспекты свободы.
- Понятие «свобода» меняется не только в зависимости от исторических условий, но и в зависимости от того, применительно к какой сфере жизни общества оно рассматривается. Нам известно, что общество включает в себя 4 основные сферы. Назовите их (ответы уч-ся).
- Задание: Постарайтесь назвать смысл понятия «свобода» применительно к той или иной сфере общества. (Работа в группах).
ПОЛИТИЧЕСКАЯ: свобода избирать правителей, свергать правителей, устанавливать законы, участвовать в выборах, в деятельности партий, свобода слова, возможность оказывать своё влияние на политическую жизнь общества.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ: свободное предпринимательство, свободные рыночные цены, право на свободный, т.е. не принудительный труд.
СОЦИАЛЬНАЯ: возможность повышать свой социальный статус, переходить из одного статуса в другой, отсутствие социальных перегородок, равенство
ДУХОВНАЯ: свобода совести, творчества, мысли, возможность пользоваться имеющимися духовными ценностями и возможность самому их создавать.
5) Гражданские ценности: свобода, ответственность, выбор.
Работа в группах.
Задание: Рассмотрите несколько ситуаций и скажите, о каких гражданских ценностях идет речь в каждой из них.
«Тираны, сменяя друг друга, долгое время правили в одной стране. Люди терпели их притеснения и несправедливости. Однако и этому терпению пришел конец. Однажды разразилась крупное восстание. Большинство жителей страны взяли в руки оружие, чтобы свергнуть правитель и его приближенных. Они не хотели отныне чувствовать униженными и подчиненными, лишенными всяких прав».
Ценность: свобода.
«Трое подростков однажды вечером решили покататься на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую попавшуюся на их пути машину. Через час друзья были уже в милиции и узнали, что за совершенную шалость вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считали свою выходку лишь «безобидным развлечением», и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав соответствующие статьи Условного кодекса, они поняли, что им грозит».
Ценность: ответственность.
«Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью совершать одни поступки и отказываться от других, покупать одни товары и игнорировать другие, разговаривать с одними людьми и проходить мимо других. Наши действия зависят от многих факторов, как внешних, так и внутренних. Вы просыпаетесь солнечным воскресным утром и решаете, чтобы вам хотелось сделать».
Ценность: выбор.
Ответить на вопросы:
- Что общего и в чем различия рассмотренных понятий?
- Почему именно эти ценности выделены в качестве наиболее важных для свободного человека?
- Какие еще ценности могут быть выделены?
4. Итог урока. Рефлексия.
- Подводя итоги уроку, хочу напомнить вам, что в начале урока была поставлена задача: на основе полученных на уроке знаний составить своеобразный «рецепт свободы».
Итак, чтобы быть свободным, нужно: (Учитель называет только выделенное слово, остальное продолжают ученики)
Познать законы развития природы и общества.
Уметь делать правильный выбор.
Понимать, что выбор предполагает ответственность.
Иметь внутренние убеждения, совесть, чувство долга.
Свобода - это право выбирать,
С душою лишь советуясь о плате,
Что нам любить, за что нам умирать,
На что свою мечту нещадно тратить
5. Домашнее задание.
1 группа: Провести анкетирование с учащимися 10-11 классов по теме «Свобода в деятельности человека».
2 группа: Провести анкетирование с учителями школы по теме «Свобода в деятельности человека».
3 группа: Составить «портрет» свободного человека.
4 группа: Написать эссе «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся её» (Б. Шоу).
Приложение 1.
1 группа. В первобытном обществе человек не был свободен ни в отношении природы, ни в отношении своего рода. На каждом шагу ему приходится бороться со стихийными силами, чтобы прокормиться и выжить. Его поступки и поведение регулируются традициями и обычаями рода. За несоблюдение обычаев, за нарушение табу человека изгоняют из родовой общины. Изгои погибают, т.к. в другое человеческое сообщество никого из них не принимают.
2 группа. Рабовладельческое общество состоит из рабовладельцев, свободных земледельцев и рабов. Нетрудно понять, что каждый из этих слоёв населения обладает разной степенью свободы. Рабовладельцы в силу своего имущественного положения освобождены от физического труда, имеют возможность заниматься политикой, науками, искусством. Но если над страной нависает опасность внешнего вторжения, о свободе приходится забывать и выполнять свой долг – защищать государство. В случае поражения самые свободные и самые богатые превращаются в рабов в первую очередь. Рабы – это вещи, это «говорящие орудия труда». Их можно убить, продать. Трудно представить себе более несвободных людей. И всё же они куда свободнее, чем первобытные люди, т.к. могут вести самостоятельный образ жизни, поднимают восстания, убивают своих мучителей. В отличие от первобытных людей, они понимают, что такое свобода и борются за неё.
3 группа. Ещё большую свободу человек получает в феодальном обществе. Крестьянин имеет возможность пользоваться землёй, орудиями труда, торговать излишками продукции. У него есть семья, он распоряжается своей собственностью. При этом нельзя забывать, что сохраняется крепостная зависимость, что без разрешения феодала и без выкупа крестьянин не может покинуть деревню. Он должен оставаться там, где родился, не имея возможности перемещаться из одной местности в другую, из одного класса или сословия в другое. Свобода феодала также ограничена церковью, которая угрожает инквизицией, не взирающей на сословные привилегии, королевской властью, которая вскоре становится абсолютной, военной службой, которой приходится посвящать всю жизнь.
4 группа. С зарождением капиталистического общества человек получает новую степень свободы: он становится свободен в рамках существующих законов и правовых норм. Он полностью распоряжается собой, юридически он – собственник своего «Я». Провозглашён принцип свободного предпринимательства, отменены сословные привилегии. Одна за другой происходят буржуазные революции, на знамёнах которых написаны лозунги: «Свобода. Равенство. Собственность.» И в тоже время существуют колониальные империи, плантационное рабство, малоземелье крестьян, кабальные условия труда рабочих, обогащение монополистов. Первая и вторая мировые войны – ярчайший пример того, как попирались свободы и интересы миллионов людей.
Приложение 2.
Анкеты:
Анкета дл учащихся на тему «Свобода в деятельности человека»
1.Считаете ли Вы себя свободным человеком? Почему?
2.Можно ли быть абсолютно свободным? Почему?
3.Как соотносятся между собою свобода и ответственность?
4. Как соотносятся между собою свобода и необходимость?
5. Как соотносятся между собою необходимость и свобода выбора?
6. Кто более свободен в жизни – мужчина или женщина? Почему?
7. Как вы учитесь? Почему вы учитесь так, как учитесь?
8. Вы уже выбрали свою будущую профессию? На основании чего вы сделали свой выбор? (совет родителей, друзей, собственное желание, ограниченные финансовые возможности, неограниченные финансовые возможности родителей, престиж, желание иметь много денег, желание служить людям – выберите 2 основные позиции, остальные зачеркните)
9. Быть свободным – это значит делать
Анкета для учителей на тему «Свобода в деятельности человека»
1.Как Вы выбирали профессию учителя: по своему усмотрению или по совету родителей, друзей, по необходимости куда – то поступить, по желанию получить любое высшее образование (другое) ?
2. Считаете ли Вы себя свободным человеком? Почему?
3.Можно ли быть абсолютно свободным? Почему?
4. Как соотносятся между собою свобода и ответственность?
5. Как соотносятся между собою свобода и необходимость?
6.Как соотносятся между собою необходимость и свобода выбора?
7. Кто более свободен в жизни – мужчина или женщина? Почему?
8. Быть свободным- это значит делать
«Свободен тот, кто может не лгать» - А.Камю
«Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чём не знать нужды» - Б. Паскаль
«Делать то, что доставляет удовольствие, - вот что значит быть свободным» - Вольтер
«Свобода – возможность делать ради своего счастья то, что не вредит счастью других членов общества» - Гольбах.
«Свободен тот, кто может не лгать» - А.Камю
«Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чём не знать нужды» - Б. Паскаль
«Делать то, что доставляет удовольствие, - вот что значит быть свободным» - Вольтер
«Свобода – возможность делать ради своего счастья то, что не вредит счастью других членов общества» - Гольбах.
«Свободен тот, кто может не лгать» - А.Камю
«Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чём не знать нужды» - Б. Паскаль
«Делать то, что доставляет удовольствие, - вот что значит быть свободным» - Вольтер
«Свобода – возможность делать ради своего счастья то, что не вредит счастью других членов общества» - Гольбах.
«Свободен тот, кто может не лгать» - А.Камю
«Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чём не знать нужды» - Б. Паскаль
«Делать то, что доставляет удовольствие, - вот что значит быть свободным» - Вольтер
«Свобода – возможность делать ради своего счастья то, что не вредит счастью других членов общества» - Гольбах.
1 группа: Провести анкетирование с учащимися 10-11 классов по теме «Свобода в деятельности человека».
2 группа: Провести анкетирование с учителями школы по теме «Свобода в деятельности человека».
3 группа: Составить «портрет» свободного человека.
4 группа: Написать эссе «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся её» (Б. Шоу).
1 группа: Провести анкетирование с учащимися 10-11 классов по теме «Свобода в деятельности человека».
2 группа: Провести анкетирование с учителями школы по теме «Свобода в деятельности человека».
3 группа: Составить «портрет» свободного человека.
4 группа: Написать эссе «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся её» (Б. Шоу).
[Введите текст]
Заголовок 415