Систематизация материала Трудности при обучении русскому языку






Систематизация материала
по теме
«Трудности при обучении русскому языку»

1 часть – теоретическая с.2 - 6
2 часть – практическая с.7- 26
Классификация трудностей
Педагогические проявления трудностей
Коррекционная работа

Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма.

Неряшливое письмо, грязь в тетради, неумение правильно «надавливать» на ручку или карандаш.
Нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону).
Плохой небрежный почерк.

1.1. Упражнения для развития макро- и микро- моторики.
1.2. Упражнения для развития зрительно-двигательной координации.
«Змейка».
«Попади в цель».



Очень медленный темп письма.
Отсутствие связных движений при письме, «печатание букв».
Сильный тремор (дрожание руки), проявляющийся в дополнительных штрихах, дрожащих линиях.
Слишком большое напряжение при письме (сильное надавливание) либо слишком слабый нажим.

1.3. Упражнение для развития макро- и микро- моторики.
1.4. Упражнение для развития зрительно-двигательной координации.
1.5. Упражнения на преодоление трудности в произвольном управлении движениями.
«Палочки».
Графические диктанты.

Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма.

Замена букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуски букв при письме, недописывание слогов и предложений, замена и удвоение слогов, количественные ошибки при написании букв.
Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова.
Трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение смысла слов.

2.1.Упражнения для развития фонематического анализа.
«Подбери название».
2.2.Упражнения для развития артикуляции.
«Произнеси чисто».
Упражнение для развития артикуляции.
«Произнеси быстро».
Упражнения для развития звукобуквенных ассоциаций.
«Мягкие буквы.»
«Поиск в тексте заданных слов».
Упражнения для развития произвольного внимания.
«Грамотный переписчик».
«Корректурная проба».



Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений.
2.6. Упражнения для развития звукобуквенного анализа.
«Найди слово» .


Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных.

2.7.Упражнения для развития фонетико-фонематического анализа.
«Найди сходства и отличия».
«Назовите лишнее слово в цепочке.».
«Найдите общую часть слов».
2.8. Упражнения для развития умения дифференцировать мышечные усилия.
Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений.



Трудности при выделении слова из предложения, при определении количества названных слов.

2.9. Упражнения для развития пространственных представлений.
«Узнай букву».
Напиши слова справа налево.
Узнай слова, прочитав их наоборот.
2.10. Упражнения для развития умения анализировать.
«Снежный ком»
Распределите по группам ( слова и предложение).
2.11. Упражнения для развития пространственных представлений.
Графические диктанты



Затруднение при определении последовательности звуков в слове
2.12. Упражнение для развития слуховой памяти.
«Запоминай-ка».
2.13. Упражнения для развития звукового анализа.
Определить количество звуков в словах.
Назвать звуки в слове, стоящие перед или после определённого звука.
Назвать второй, четвёртый, шестой звуки в слове и т.д.



Неразличение на письме сходных по начертанию букв (б-в, м-л, ш-т, б-д и т.д.)

2.14. Упражнения для развития зрительного анализа.
«Найди слово».
Зрительный диктант.
«Мягкие буквы».
2.15. Упражнения для развития анализа пространственных отношений.
Узнай букву.
Напиши слова справа налево.
Узнай слова, прочитав их наоборот.
Графические диктанты.



Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки.

2.16. Упражнения для развития тонкой моторики руки.
2.17. Упражнение для развития анализа пространственных отношений.
2.18. Упражнения для развития зрительно-двигательных координаций.
«Змейка».
«Попади в цель».
2.19. Упражнение, направленное на усвоение понятия «рабочая строка»
«Разноцветные точки».



С ошибками списывает с доски.

2.20. Упражнения для развития процессов зрительного анализа.
«Найди красивые
Сколько треугольников в данной фигуре.
«Найди слово
«Зрительный диктант».
2.21. Упражнение для развития умения поэлементарно воспроизводить образец.
2.22. Упражнение для развития кратковременной зрительной памяти.



Трудности при определении слова, как части речи.

2.23. Упражнения для развития конкретного мышления.
«Сравнение слов».
2.24. Упражнение для развития операции абстрагирования.



Не умеет применять правило в конкретной ситуации.

2.25. Упражнение для развития операции абстрагирования.
«Что вокруг на букву».
2.26. Упражнение для развития операции сравнения.
«Прочитай быстро».
2.27 Упражнения для развития умения сравнивать.
«Найди красивые» .
«Найди слова».



Отсутствует орфографическая зоркость.

2.28. Упражнение для развития слухового вербального анализа.
«Определи сколько слов».
2.29. Упражнения для развития зрительного анализа вербального материала.
«Запомни написание».
«Найди слова».
«Найди слова».
2.30. Упражнения для развития зрительной памяти.
«Запомни написание».
2.31. Упражнение для развития самоконтроля.
«Найди ошибки».
2.32. Упражнение для развития двигательных образов слов.
«Мягкие буквы».
2.33. Упражнение для развития артикуляции.
«Произнеси быстро».



Неправильная постановка точки при письме
2.34. Упражнения для развития мышления ( для понимания предложенного текста).
«Повтори слова».
«Поиск смысловых несуразностей».
«Заполни пропуски букв в словах».
2.35. Упражнения для развития мыслительной операции синтеза.
«Объедини слова».
«Свяжи слова».


Третья группа трудностей связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма. Конкретной причиной, лежащей в основе этой группы, является несформированность процессов самоконтроля и саморегуляции.

Появление или возрастание ошибок к концу работы.

3.1 Упражнение для развития самоконтроля.
«Графический диктант».
3.2. Упражнение для развития процессов саморегуляции.
«Палочки».
3.3. Упражнение для развития произвольного внимания.
«Запомни буквы».



Не умеет находить ошибки в собственной работе.

3.4. Упражнения для развития процессов самоконтроля (по смыслу и по написанию)
«Найди ошибки».
«Поиск смысловых несуразностей».
3.5 Упражнения для развития внимания.
«Перепиши без ошибок».
«Раздели склеенные между собой слова».
«Раздели склеенные между собой предложения».
«Вычеркни повторяющиеся слова».
«Корректурная проба».











ПРИЛОЖЕНИЕ:

I. УПРАЖНЕНИЯ К ГРУППЕ ТРУДНОСТЕЙ , СВЯЗАННЫХ С НЕДОСТАТКАМИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПИСЬМА.
Неряшливое письмо, грязь в тетради, неумение правильно «надавливать» на ручку или карандаш.
1.1. Упражнения для развития макро- и микро- моторики.
Вырезание ножницами по контуру изображений разной степени сложности.
Складывание рисунков-узоров из мелких предметов в ячейки.
Рисование кругов, овалов и других фигур.
Выполнение гимнастических упражнений.
Использование подвижных игр.
Выполнение упражнений на приём мяча на коротком расстоянии.
Выполнение гимнастики пальцев рук.
Нанизывание бусинок на длинную нитку.
Раскрашивание картинок карандашом с разной степенью нажима.


1.2. Упражнения для развития зрительно-двигательной координации.
«Змейка»
На стандартном листе бумаги представлен рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм. Ученику предлагается как можно быстрее провести карандашом линию по этой дорожке, не касаясь ее стенок и не пересекая их.
Качество работы оценивается по числу касаний и времени выполнения задания. Лучший результат оценивается 0 баллов, за каждое касание начисляется 1 балл.
«Попади в цель»
Броски маленьким мячом в круг небольшого диаметра, нарисованный на стене, с разного расстояния.

Очень медленный темп письма.
1.3. Упражнение для развития макро- и микро- моторики.(см.задания 1.1)

1.4. Упражнение для развития зрительно-двигательной координации.(см.задание 1.2)

1.5. Упражнения на преодоление трудности в произвольном управлении движениями.
«Палочки»
На листе бумаги в широкую линейку (поля обязательно справа) ученику предлагается писать палочки и черточки между ними следующим образом: I – II – III – I – II – III -
При выполнении должны соблюдаться следующие правила:
писать палочки и черточки в заданной последовательности;
правильно переносить системы знаков с одной строки на другую ( не начинать обязательно каждую новую строку с одной палочки и не разрывая системы из двух и трёх палочек при переходе на новую строку);
не писать на полях;
писать палочки и черточки не на каждой строке, а через строчку.
время выполнения 10-15 минут.
Графические диктанты.(см.задания 4.3, 6.2)




II. УПРАЖНЕНИЯ К ГРУППЕ ТРУДНОСТЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ОСОБЕННОСТЯМИ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА НАВЫКОВ ПИСЬМА.
Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв.
Упражнения для развития фонематического анализа.
Предлагаются пары конфликтных картинок. Надо соотнести предмет, написанный на отдельной карточке с изображением этого предмета.
Слова Картинки
Молоток Молоко
Молоток
Ворона Ворона
Ворота

Определить количество звуков в словах, преобразовать слова путем замены, перестановки или добавления звуков и слогов. Например: «сок» - «сук», «марки» - «рамки». Придумать слова или отобрать картинки, название которых начинается на определённый звук.

Упражнения для развития артикуляции.
«Произнеси чисто»
(Учитель произносит по одному разу каждое двустишие, содержащее наиболее часто смешиваемые артикуляционно сложные согласные (А), и фразы со сложной слоговой структурой (Б). Ученик быстро их повторяет. Добиваться чёткого произнесения каждого звука).
А) Щёткой чищу я щенка
Щекочу ему бока.
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Стоит воз овса,
Возле воза – овца.
Клала Клава лук на полку.
Зоя – зайкина хозяйка,
Спит в тазу у Зои зайка.
Клара у Вали играла на рояле.
Б) Рыбки в аквариуме (повторить 2 раза)
Милиционер остановил велосипедиста.
Сыворотка из-под простокваши.
Полполдника проболтали.

Упражнение для развития артикуляции.
«Произнеси быстро» (коррекция сбоя в артикуляции).
Дается предложение или строфа стихотворения. Надо произнести 10 раз подряд вслух без пауз и как можно быстрее. Выполнять задание ежедневно. Можно засекать время. Сокращение времени произнесения фразы из одного и того же количества букв свидетельствует об улучшении процесса артикуляции.

Упражнения для развития звукобуквенных ассоциаций.
«Мягкие буквы» (запоминание формы буквы и соотношения ее частей и пропорций)
Ученику дается шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква (строчная).
«Поиск в тексте заданных слов» (перевод из слуховой формы в зрительную)
Задаются одно - три слова, которые ученик должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предлагаются зрительно, в дальнейшем – на слух. Отыскав слова, ученик их подчеркивает или обводит кружком.

2.5 Упражнения для развития произвольного внимания.
Переписать без ошибок следующие строчки.
1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА
2. ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР
3. РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРРА
4. ГРУММОПД
5. ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ
6. ГРАСЕМБЛАДОВУНТ
7. ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВАТЕНОРРА
8. ЛАЙОНОСАНДЕРА
9. МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНАЛЕ ТЕЛЛИГРАНТОЛИАДЗЕ
10. МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН
11. МУСЕРЛОГГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГРАФУНИТАРЕ
12. АДСЕЛАНОГРИВАНТИБЮДАРОЧАН
13. БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМСТЕНАТУРЕПВА ДИОЛОЗГЛНИЧЕВЯН
14. ОСТИМАРЕ

«Корректурная проба»
Используются специальные бланки с несколькими рядами букв (55-60 букв в строчке, 30-35 строк). Ученику предлагают в течение 5-7 минут как можно быстрее просматривать ряды букв и вычерчивать заданным образом 2-3 буквы (например, букву «а» зачеркивать, а букву «к» подчеркивать). Фиксируется количество просмотренных букв за отведенное время и количество допущенных ошибок (пропуск букв и неправильно зачёркнутые буквы). При отсутствии специальных бланков можно воспользоваться для этой цели любым текстом с крупно напечатанными буквами.

Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений.
2.6. Упражнения для развития звукобуквенного анализа.
«Найди слово»
Выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны до черты.
СЕ
СЕ ЕС СО СЕ ЕС СО СЕ СЕ ОС ЕС СЕ

ОБ
БО БИ ОБ ОВ БА БО БА ОБ ВО ОБ БО БО

ГДЕ
ДЕГ ГЕД ГЛО ГЕД ЕГД ГЛЕ ГЛО ДОГ ГЕД ГДЕ

КОТ
ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО

СЛОН
НОСЛ ЛОСН СМОН СЛОЛ ЛОСМ СЛОН ЛОСМ СЛОМ

ВОДА
ОДАВ ВАДО ВАДА ДАВО ВОДА БАДА ДОВА ВОДА

КАКОЙ
КОКОЙ КОКАЙ КОКАТ КАЙОК КАЙОК КАКОЙ КАКОЙ

ЧАШКА
ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧА ЧАШКА ЧАЩКА


Используются специальные бланки с несколькими рядами букв (55-60 букв в строчке, 30-35 строк). Ученику предлагают в течение 5-7 минут как можно быстрее просматривать ряды букв и вычерчивать заданным образом 2-3 буквы (например, букву «а» зачеркивать, а букву «к» подчеркивать). Фиксируется количество просмотренных букв за отведенное время и количество допущенных ошибок (пропуск букв и неправильно зачёркнутые буквы). При отсутствии специальных бланков можно воспользоваться для этой цели любым текстом с крупно напечатанными буквами.

Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных.
2.7.Упражнения для развития фонетико-фонематического анализа.
Выяснение сходства и различия в написании, произношении и значении следующих слов:
ПОЛКА – ПОЛЬКА НОС – НЁС
КОН – КОНЬ ВЫЛ – ВИЛ
МЕЛ – МЕЛЬ ЛУК – ЛЮК
ШЕСТ – ШЕСТЬ ПАЛЬЦЫ – ПЯЛЬЦЫ
УГОЛ – УГОЛЬ ПЫЛ – ПИЛ

Прочитайте цепочки слов. Назовите лишнее слово, объясните свой выбор.
КОЛОС, УДАР, ПОЛЕ, УГОЛОК
КУСТЫ, КАПЛЯ, ПЕНА, ЗВЕНО
ЛЮДИ, СЕЛО, ЛЮТИК, ЛЮКИ
ЛЁД, МЁД, КЛЁВ, РИС
ВЕС, ПЕРЕЦ, ВЯЗ, ЛЕВ

Найдите общую часть для следующих слов:


ГЛ _ _ _ ОС _ _ _

М _ _ _ Т _ _ _

ДЛ _ _ _ ( _ _ _ ) В _ _ _
Образованные слова распределите на две группы. Запишите каждую в отдельный столбик. Что объединяет обе группы слов?
Справка: общая часть слов –ина

2.8. Упражнения для развития умения дифференцировать мышечные усилия.
Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений.
Вырезание ножницами по контуру изображений разной степени сложности.
Складывание рисунков-узоров из мелких предметов в ячейки.
Рисование кругов, овалов и других фигур.
Выполнение гимнастических упражнений.
Использование подвижных игр.
Выполнение упражнений на приём мяча на коротком расстоянии.
Выполнение гимнастики пальцев рук.
Нанизывание бусинок на длинную нитку.
Раскрашивание картинок карандашом с разной степенью нажима.



Трудности при выделении слова из предложения, при определении количества названных слов.
2.9. Упражнения для развития пространственных представлений.
Узнай букву.




Напиши слова справа налево: яблоко, петух, брюки, вагон, зеркало и т.д.
Узнай слова, прочитав их наоборот: анишам, азав, нофелет, агинк и т.д.

2.10. Упражнения для развития умения анализировать.
Прочитайте предложение. Определите количество слов. Составьте новые предложения, добавляя по одному слову к предыдущему предложению. Определите количество слов.
Выпал снег. (2)
Утром выпал снег. (3)
Рано утром выпал снег. (4)
Рано утром выпал первый снег. (5)
Рано утром выпал первый пушистый снег. (6)
Выпишите из каждого предложения добавленные слова.
Распределите написанное на две группы. ( слова и предложение)
Весёлая. Свисают сосульки. Образовалась. Дети гуляют в парке. Полезный. Шумят волны. Вы ходили в поход? Как тихо кругом! Интересный.
Чем отличаются слова от предложений?

2.11. Упражнения для развития пространственных представлений.
Графические диктанты







 









 
 



 






 

 
 

 





 
 




 




 
 
 
 
 
 
 
 














От точки 3 вверх.
1 влево
1 вверх
1 вправо
1 вверх
1 вправо
4 вниз
1 вправо
1вверх
1 вправо
1 вверх
1 вправо
1 вверх
1 вправо
1 вниз
1 вправо
1 вниз
1 вправо
1 вниз
1 вправо
1 вниз
8 влево
Задание считается выполненным при получении нужной фигуры или изображение предмета.

Затруднение при определении последовательности звуков в слове.
2.12. Упражнение для развития слуховой памяти.
Ученику предлагается внимательно выслушать и постараться с первого же раза запомнить 10 не связанных по смыслу слов, которые учитель произносит с интервалом 2-3 секунды.
Лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мёд.
Можно запоминать буквы.

2.13. Упражнения для развития звукового анализа.
Определить количество звуков в словах.
Назвать звуки в слове, стоящие перед или после определённого звука.
Назвать второй, четвёртый, шестой звуки в слове и т.д.

Неразличение на письме сходных по начертанию букв (б-в, м-л, ш-т, б-д и т.д.)
2.14. Упражнения для развития зрительного анализа.
«Найди слово» Выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны до черты.
СЕ
СЕ ЕС СО СЕ ЕС СО СЕ СЕ ОС ЕС СЕ

ОБ

°БО БИ ОБ ОВ БА БО БА ОБ ВО ОБ БО БО

ГДЕ
ДЕГ ГЕД ГЛО ГЕД ЕГД ГЛЕ ГЛО ДОГ ГЕД ГДЕ

КОТ
ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО

СЛОН
НОСЛ ЛОСН СМОН СЛОЛ ЛОСМ СЛОН ЛОСМ СЛОМ

ВОДА
ОДАВ ВАДО ВАДА ДАВО ВОДА БАДА ДОВА ВОДА

КАКОЙ
КОКОЙ КОКАЙ КОКАТ КАЙОК КАЙОК КАКОЙ КАКОЙ

ЧАШКА
ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧА ЧАШКА ЧАЩКА

Зрительный диктант.
В течение 1 минуты ученикам показывается ряд элементов, фигур, которые изображены двумя разными цветами. Надо точно их запомнить, а затем воспроизвести в тетради с сохранением порядка элементов, особенностей их конфигурации и раскраски. Постепенно время показа сокращается, а задание усложняется.
«Продолжи»
1)




2) Можно использовать буквенные варианты.
АБ ААББ АААБББ
«Мягкие буквы» (запоминание формы буквы и соотношения ее частей и пропорций)
Ученику дается шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква (строчная).
Зрительный диктант.
Задание заранее написано на доске, орфограммы должны быть выделены графически (подчеркиванием, другим цветом или более крупным шрифтом). Проводится разбор материала, чтобы прочно запечатлеть его в зрительной памяти. Ученик анализирует графический образ слова или предложения, данного на доске. Учитель предупреждает, что слова сейчас будут стёрты с доски ( или занавешены).
Овощи: помидор, огурец, морковь, горох, капуста, картофель.
Деревья: берёза, осина, клён, дуб.
Птицы: воробей, ворона, сорока, дятел.

2.15. Упражнения для развития анализа пространственных отношений.
Узнай букву.




Напиши слова справа налево: яблоко, петух, брюки, вагон, зеркало и т.д.
Узнай слова, прочитав их наоборот: анишам, азав, нофелет, агинк и т.д.
Графические диктанты.



 





 
 


 



 
 
 
 



 


 









От точки 2 вверх
1 влево
1 вверх
1 вправо
1 вверх
1 вправо
2 вниз
2 вправо
1 вверх
1 вправо
3 вниз
1 влево
1 вверх
2 влево
1 вниз
1 влево
Задание считается выполненным при получении нужной фигуры или изображение предмета.

Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки.
2.16. Упражнения для развития тонкой моторики руки.
Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений.
Вырезание ножницами по контуру изображений разной степени сложности.
Складывание рисунков-узоров из мелких предметов в ячейки.
Рисование кругов, овалов и других фигур.
Выполнение гимнастических упражнений.
Использование подвижных игр.
Выполнение упражнений на приём мяча на коротком расстоянии.
Выполнение гимнастики пальцев рук.
Нанизывание бусинок на длинную нитку.
Раскрашивание картинок карандашом с разной степенью нажима.

2.17. Упражнение для развития анализа пространственных отношений.(см. задания 6.2)

2.18. Упражнения для развития зрительно-двигательных координаций.
«Змейка»
На стандартном листе бумаги представлен рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм. Ученику предлагается как можно быстрее провести карандашом линию по этой дорожке, не касаясь ее стенок и не пересекая их.
Качество работы оценивается по числу касаний и времени выполнения задания. Лучший результат оценивается 0 баллов, за каждое касание начисляется 1 балл.
Броски маленьким мячом в круг небольшого диаметра, нарисованный на стене, с разного расстояния.

2.19. Упражнение, направленное на усвоение понятия «рабочая строка»
«Разноцветные точки»
Дана рабочая карточка, представляющая собой лист плотной бумаги, на котором строчками наклеены выбитые из цветной бумаги «точки». Число используемых цветов от 3 до 5. Точки располагаются в 7 строк по 14 точек в каждой строке.
- Называй эти точки по порядку, читай их.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415











































































































Ученик называет точки в таком порядке, который он сам себе установил. При этом отмечается, откуда ребенок начал чтение, в каком направлении продолжает, были ли повторы, пропуски. При наличии отступлений от указанных правил проводится коррекционная работа по этой же карточке. Для этого ученику сообщаются «условия» чтения точек и вводится требование обязательного их исполнения.

С ошибками списывает с доски.
2.20. Упражнения для развития процессов зрительного анализа.
«Найди красивые»
Найди красивый дом.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Внимательно рассмотреть, как написана цифра «1», найти среди них красивые и обвести их карандашом. Объяснить свой выбор.














Сколько треугольников в данной фигуре.




13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

«Найди слово»
Выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны до черты.

СЕ
СЕ ЕС СО СЕ ЕС СО СЕ СЕ ОС ЕС СЕ

ОБ
БО БИ ОБ ОВ БА БО БА ОБ ВО ОБ БО БО

ГДЕ
ДЕГ ГЕД ГЛО ГЕД ЕГД ГЛЕ ГЛО ДОГ ГЕД ГДЕ

КОТ
ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО

СЛОН
НОСЛ ЛОСН СМОН СЛОЛ ЛОСМ СЛОН ЛОСМ СЛОМ

ВОДА
ОДАВ ВАДО ВАДА ДАВО ВОДА БАДА ДОВА ВОДА

КАКОЙ
КОКОЙ КОКАЙ КОКАТ КАЙОК КАЙОК КАКОЙ КАКОЙ

ЧАШКА
ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧА ЧАШКА ЧАЩКА


«Зрительный диктант»
Задание заранее написано на доске, орфограммы должны быть выделены графически (подчеркиванием, другим цветом или более крупным шрифтом). Проводится разбор материала, чтобы прочно запечатлеть его в зрительной памяти. Ученик анализирует графический образ слова или предложения, данного на доске. Учитель предупреждает, что слова сейчас будут стёрты с доски ( или занавешены).
Овощи: помидор, огурец, морковь, горох, капуста, картофель.
Деревья: берёза, осина, клён, дуб.
Птицы: воробей, ворона, сорока, дятел.

2.21. Упражнение для развития умения поэлементарно воспроизводить образец.
Сколько четырёхугольников в данной фигуре?









2.22.. Упражнение для развития кратковременной зрительной памяти.
Предлагается рассмотреть и запомнить буквы 5-6. Через 1 минуту буквы убираются , а ученика просят назвать их по памяти. Затем он должен отыскать эти буквы среди 10-12 других букв. Постепенно следует увеличивать количество запоминаемых объектов.

Трудности при определении слова, как части речи.
2.23. Упражнения для развития конкретного мышления.
«Сравнение слов»
Называется два слова. Необходимо их сравнить: какое длиннее, какое короче; какое больше, какое меньше. Почему?
«Карандаш» и «карандашик».
«Кот» и «кит».
«Удав» и «червячок».
«Хвост» и «хвостик».
«Усики» и «усы».

2.24. Упражнение для развития операции абстрагирования.
Ученика просят посмотреть вокруг себя и назвать предметы, начинающиеся с одной и той же буквы.

Не умеет применять правило в конкретной ситуации.
2.25. Упражнение для развития операции абстрагирования.
Ученика просят посмотреть вокруг себя и назвать предметы, начинающиеся с одной и той же буквы.

2.26. Упражнение для развития операции сравнения.
«Прочитай быстро»
Даются пары слов, различающихся одной или несколькими буквами.
близкий – ближний пуховый – пушной
дедушка – девушка соседний – соседский
редкий – резкий ворота – ворона

2.27. Упражнения для развития умения сравнивать.
«Найди красивые» (см. задания 8.1)
«Найди слова»
В нижеприведенных рядах букв необходимо найти «спрятавшиеся» слова.
ГАЗЕТАВРОАТМНИВЛСШКТДОМРВМЧЕВПРЛОНДГЛОЛ (газета, дом)
ШОЛОЛЬЛОШОЧКИЫВКАУВСММПНРПАКЕТЖЮЭЩЗ (очки, пакет)
ФЫВУКАЕПНРБЕРЕЗАОРРРНРРИПМТКНИГАЮЮДДЩЗ (береза, книга)
РПАОЫРАПОЫНГНЛОРТЮБЬКОШКАТЬРГВНГШВРСЛО (кошка)
ЗВНКПЕРПЕНАЛИМПАРАНЕКОВРПРАРТЛОДОЛЕСВКУЫ (пенал, лес)

Отсутствует орфографическая зоркость.
2.28. Упражнение для развития слухового вербального анализа.
Учитель зачитывает по одному предложению текста. Ученику необходимо определить, сколько слов в каждом предложении.
Наши котята еще очень маленькие.(5) Они еще слепые.(3) Они постоянно ищут мать.(4) Им кушать хочется.(3) Кошка кормит их своим молоком.(5) Когда они наедятся, они засыпают .(5) Мать убегает тогда искать себе пищу.(6) Когда котята подрастут, глазки их откроются.(6) Кошка будет им носить мышей.(5) Она будет приучать их ловить мышей.(6) Когда они совсем вырастут, они сами будут находить себе пищу.(10)

2.29. Упражнения для развития зрительного анализа вербального материала.
«Запомни написание».
В течение 6-8секунд учащиеся читают текст, предложенный учителем. Затем текст закрывается, и ученики записывают его по памяти. Выделенные жирным шрифтом буквы записываются зеленым цветом.
В лесу сосна.
У сосны лиса.
В лесу осины.
У осины заяц.
Ребята пришли в школу.
В классе идет работа.
Учитель учит учеников.
У учеников идет ученье.
Ежи живут с лесу.
Ерши живут в реке.
Щука – речная рыба.
Наша дача у речки
К нам пришла морозная зима.
Всю ночь шел пушистый снег.
Утром ребята пошли на горку.
Быстро катились лыжи и санки.


«Найди слова»
Ученику дают 18-20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Нужно найти слова, которые при написании отличаются одной или несколькими буквами.
Машина – малина, автобус – абрикос, Маша – Миша, Тоня – Толя, болото – долото и т.д.
«Найди эталон».
В качестве эталона предлагается какое-нибудь длинное слово или псевдослово. Затем дается набор из 10-15 карточек, на которых написаны как это слово-эталон, так и другие слова, отличающиеся от него всего лишь на одну-две буквы. Необходимо быстро разложить карточки на две группы: со словами, совпадающими с эталоном, и со словами, отличающимися от него.
ФЛОМЕНИДИЯ (эталон) ФЛАМЕНИДИЯ ФЛОМАНИДИЯ
ФЛОМЕБИДИЯ ФЛОНЕМИДИЯ
ФНОЛЕМИДИЯ ФЛОМЕНЕДИЯ
ФЛОМЕНАДИЯ ФЛАМАНИДИЯ
ФЕЛОМЕНИДИЯ
ФЛОМЕДИНИЯ
Сначала слово-эталон находится постоянно перед учеником в непосредственной близости, затем оно пространственно отделяется (пишется или вывешивается на доске). На заключительном этапе слово-эталон показывается на 10-15 секунд, а затем убирается, и сличение осуществляется по памяти.

2.30. Упражнения для развития зрительной памяти.
Предлагается рассмотреть и запомнить буквы5-6. Через 1 минуту буквы убираются , а ученика просят назвать их по памяти. Затем он должен отыскать эти буквы среди 10-12 других букв. Постепенно следует увеличивать количество запоминаемых объектов.
«Запомни написание».
В течение 6-8секунд учащиеся читают текст, предложенный учителем. Затем текст закрывается, и ученики записывают его по памяти. Выделенные жирным шрифтом буквы записываются зеленым цветом.
В лесу сосна.
У сосны лиса.
В лесу осины.
У осины заяц.
Ежи живут с лесу.
Ерши живут в реке.
Щука – речная рыба.
Наша дача у речки.


2.31. Упражнение для развития самоконтроля.
«Найди ошибки»
На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

2.32. Упражнение для развития двигательных образов слов.
«Мягкие буквы» (запоминание формы буквы и соотношения ее частей и пропорций)
Ученику дается шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква (строчная).

2.33. Упражнение для развития артикуляции.
«Произнеси быстро» (коррекция сбоя в артикуляции).
Дается предложение или строфа стихотворения. Надо произнести 10 раз подряд вслух без пауз и как можно быстрее. Выполнять задание ежедневно. Можно засекать время. Сокращение времени произнесения фразы из одного и того же количества букв свидетельствует об улучшении процесса артикуляции.

Неправильная постановка точки при письме.
2.34. Упражнения для развития мышления ( для понимания предложенного текста).
«Повтори слова»
Ученика просят при чтении некоторые слова произносит вслух дважды ( сначала каждое второе слово, затем каждое третье, потом только слова, несущие смысловую нагрузку в предложении)
И тогда Саша быстро побежал к лагерю, а Вова, растерявшись, остался на месте.
«Поиск смысловых несуразностей»
Найдите в тексте смысловые ошибки.
Весна.
Наступило лето. На заснеженных ветках сидят соловьи. Из берлоги выкатились зайчата, очнувшись от зимней спячки. На деревьях распускаются почки и опадают листья. Люди тоже готовятся к лету: запасают корм на зиму для скотины, утепляют дома и топят печь.
«Заполни пропуски букв в словах»
1) По лесу не_о_опл_ _о брела медведица.
2) И тут мальчик неожиданно ог_я_ _л _ я.

2.35. Упражнения для развития мыслительной операции синтеза.
«Объедини слова»
Составь предложения с данными словами.
- ветер, капуста, осина;
- ваза, чашка, хлеб, солнце;
- очки, лимон, книга, звонок, тепло.
«Свяжи слова»
Даны два ряда слов, между которыми отсутствуют смысловые связи. Учитель зачитывает пары слов, а ученик запоминает второе слово, стараясь для этого установить какую-либо смысловую связь между словами данной пары (интервал между парами слов 1 с.) После прочтения всех пар через 10 минут учитель читает левый слова каждой пары, а ученик воспроизводит слова правой половины ряда. Чем больше слов воспроизводит ученик тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.
слива – лампа
синица – сестра
лейка – трамвай
мухомор – диван
ботинки – самовар
графин – брат
жук - кресло
гребень – земля
компас – клей
кит – сигарета
спички – овца
тёрка – море
шляпа – пчела
рыба - пожар




III. УПРАЖНЕНИЯ К ГРУППЕ ТРУДНОСТЕЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕДОСТАТКАМИ В ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТОРНОГО КОМПОНЕНТА НАВЫКОВ ПИСЬМА
Появление или возрастание ошибок к концу работы.
3.1 Упражнение для развития самоконтроля.
«Графический диктант»
(См.также задания 4.3, 6.2)



 
 
 


 




 
 
 


 




 
 
 







1. От точки 3 вправо
2. 1 вниз
3. 2 влево
4. 1 вниз
5. 2 вправо
6. 1 вниз
7. 2 влево
8. 1 вниз
9. 2 вправо
10. 1 вниз
11. 3 влево
12.5 вверх

3.2. Упражнение для развития процессов саморегуляции.
«Палочки»
На листе бумаги в широкую линейку (поля обязательно справа) ученику предлагается писать палочки и черточки между ними следующим образом: I – II – III – I – II – III -
При выполнении должны соблюдаться следующие правила:
писать палочки и черточки в заданной последовательности;
правильно переносить системы знаков с одной строки на другую ( не начинать обязательно каждую новую строку с одной палочки и не разрывая системы из двух и трёх палочек при переходе на новую строку);
не писать на полях;
писать палочки и черточки не на каждой строке, а через строчку.
время выполнения 10-15 минут.

3.3. Упражнение для развития произвольного внимания.
Предлагается рассмотреть и запомнить буквы 5-6. Через 1 минуту буквы убираются, а ученика просят назвать их по памяти. Затем он должен отыскать эти буквы среди 10-12 других букв. Постепенно следует увеличивать количество запоминаемых объектов.

Не умеет находить ошибки в собственной работе.
3.4. Упражнения для развития процессов самоконтроля (по смыслу и по написанию)
«Найди ошибки»
К школе падехала машына. Это к рибятам извесный песател. Долга готовились школники к этойвстрече. Иля и глеб украсили лесницы флашками. Катя и ольга падготовили выставку ресунков.
«Поиск смысловых несуразностей»
Найдите в тексте смысловые ошибки.
Зима.
На дворе зима. На мягкой травке резвятся мальчишки в теплых шубах. На рябинах еще висят прошлогодние желуди. В маленьком пруду много диких уток. Голуби и воробьи плещутся в дорожной пыли. Вокруг зимняя сказка! Деревья усыпаны тополиным пухом. Повсюду пахнет зимой.

3.5. Упражнения для развития внимания.
«Перепиши без ошибок»
Перепиши без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифруй их.
АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, АНИШАМ, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТВА.
(корова, школа, ученик, погода, кукла, самолет, машина, светофор, автомобиль)
«Раздели склеенные между собой слова»
ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНА
КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО
«Раздели склеенные между собой предложения»
БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЕКИПОГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЕПЛЫМЛУЧАМ
«Вычеркни повторяющиеся слова»
МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧНЕБОВОДАРЫБАЛЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯПОХОДМОРЕРЫБАНЕБОДЕТИМОРЕ
«Корректурная проба»
В таблице предложенных букв необходимо вычеркивать вертикальной чертой буквы А,М,К,З.

ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮКЧФФЛОЖБЮР
МФДЛИТГЕДИШАФЯЛЗИХОЮНЗКИШ
ТВЮФГРВКДУЕКБЖЯАПРСОЮТБГЕ
МСНБШРМФИТЯВУЛКИБЮШЛЧБДНХ
ПГОНБИЖЮАЗБОВЕХЧЮИЕЛФВАМЮ
ЭМШДЕКТБШЛМХПЗИАРВШУДОЛБХ
ДИОМГРЛЯЗТКЕЖПСАКТДНВТПРШ
ГМЮНХДКСУНФМЮЛТПСРЗШАФЧХД
СПОЯЮИАЖЯСУАЕНЛЖОЯЧМЖИЕУ
АХРСФСФЯУХИЮКГЕПВХФХЧОВТЯ
ОВУПМТБХФАЧЗБУЛНРКИЗГЧДИЕ
ЛЗФОУБХШЧЖНЛЕЮШМГАВЯЖНФМБ
БКДЮЯФМБНСШЛХДТБЮХВИПШУГР
ТЯЖОЗХЧТВЮАКЯФСРКЕДРФХЖСП
ОМИЕПРШПАБЕНЖИКАФСПЮЛТВОФ
ХЮШМЛСНГЕВЧЛЗСВАУОЖСНВМЗЮ
НУЮХКЧАКЗБДГШЛМХБИВХТУГЧРШ
ЗНОРШИХТТАЛБИФОМУБКГЕЧЮАЯЕ
ПКФЖГЕРБЗТПЧОГДТХАФПРДСЧК
МЗЯДУЖИЕГЛЖУТЗБКИДОВРАНЖИ



Список используемой литературы.
Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников. (1,2 3 класс)
Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика?
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику.


















Ю.Е.Белоус, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 19



13PAGE \* MERGEFORMAT142215