Авторская программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по безопасности дорожного движения Весёлый светофор.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №36 «Золотой ключик»,
Управления образования г. Набережные Челны
Срок реализации программы 2 года.
Разработала
Гарипова Светлана Ахметовна
воспитатель ДОУ №36 «Золотой ключик»
г. Набережные Челны
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ежедневно в нашей стране в ДТП погибают 8 детей. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Как можно раньше надо научить наших юных граждан правилам поведения на улицах и дорогах. Знакомить с ПДД надо, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен заполнить то, что говорит ему взрослый.
Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.
Основное назначение Стандарта ФГОС изучения правил дорожного движения состоит в определении необходимого минимума знаний, умений и навыков поведения детей на дорогах, обеспечивающих максимальную безопасность в общении детей с дорогой. На городской магистрали, широком проспекте, в узком переулке – мы все становимся участниками дорожного движения. И любое, даже незначительное нарушение, допущенное пешеходами или водителями, может привести к дорожно-транспортному происшествию.
Безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге, дети, предоставленные сами себе – все это ведет к большой опасности на дороге.
Основные направления работы по программе:
Профилактическое:
- Овладение знаниями о транспортных средствах города;
- Предупреждение попадания детей в различные дорожные ситуации;
- Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий
Организационное:
- Организация предметно-развивающей среды в ДОУ (по ПДД);
- Определение уровня сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики;
- Изучение передового опыта других детских садов, отбор, разработка
новых и внедрение интерактивных форм работы;
- Привлечение родителей и социальных институтов детства для работы
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
- Пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.
Педагогическая целенаправленность:
Педагогический процесс имеет важное значение при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.
Актуальность
Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге, так как недооценивают собственные возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, поэтому важно научить детей дорожной грамоте, правилам поведения на улице.
Новизна
Новизна заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы.
Цель
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения.
Задачи
Выделяются следующие типы задач:
Задачи программы
«Весёлый светофор»
Образовательные:
Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов, с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать.
Развивающие:
Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Речевые:
Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом.
Развивать связную речь.
Воспитательные:
Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
Использование различных форм, методов и средств ознакомления дошкольников с правилами безопасности на улице
Знакомить детей дошкольного возраста с ПДД, можно через все виды деятельности. Знакомство с правилами поведения на улице можно осуществлять в ходе проведения занятий по развитию речи, по развитию экологических представлений, по развитию элементарных математических представлений.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений мы создаём условия для освоения правил уличного с дифференцированием пространственных направлений, учим детей пользоваться планами, схемами, моделями. Активизируем интерес детей к задачам, в условиях которых отражаются реальные – игровые и бытовые – ситуации, создаём условия для их решения.
На занятиях по развитию речи используем различные методы и приёмы по знакомству детей с правилами безопасного поведения.
Кроме того, знакомим с основными видами и характеристиками движения направление, траектория, путь, скорость, причины и способами их измерения. Для этого совместно с детьми мы анализируем движения игрушек на колесах и без колёс, движения предметов по разным поверхностям. На этой основе вводятся правила безопасного поведения на дорогах, проводятся знакомство детей с ПДД.
На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию проводим индивидуальные и коллективные работы по темам: «Наш город», «Транспорт на улицах города», «Наш любимый детский сад», «Путь домой» и т.д. в детском саду проходят выставки: «Азбука маленького пешехода», «Здравствуй пешеход», « Транспорт» и т.д. интересную работу дети проводят с книжками раскрасками, где развивают любознательность и исследовательскую работу, основанную на создании спектра возможностей для моделирования с различным материалом. Конструируют различные улицы из картона, тем самым закрепляют полученные знания о ПДД.
Большое значение для закрепления знаний имеет экскурсия. Целью экскурсии может быть как ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками и т.д.
Беседа такая форма работы проводится с детьми как индивидуально, так и с группой детей. Она носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер.
Формы и режим работы
Срок реализации программы – 2 года (старшая группа 5-6 лет, подготовительная группа 6-7 лет)
Занятия по обучению ПДД проводятся 1 раз в месяц в организованной деятельности с детьми в форме занятий, всего 9 занятий в год.
Диагностика проводится 2 раза в год: мониторинг
1 – вводная (сентябрь)
2 - итоговая (май)
Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям Правила дорожного движения.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск позволяют:
- ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;
- привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Работа в ходе реализации программы может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.
В старшей группе:
Учить детей свободно ориентироваться возле детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств своего микрорайона.
Прививать правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
Знакомить детей с детскими удерживающими устройствами и ремней безопасности во время езды в транспортном средстве, его расположение. Дать понятие о неожиданном выходе на проезжую часть из-за стоящего личного транспорта.
Систематизировать знания правил дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода пешеходных переходов, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, дифференциацию светофоров.
Учить детей распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
Учить объяснять дорожную обстановку после прогулки; наблюдать за правильными или неправильными действиями водителя, пешехода, пассажира.
Формирование навыков ношения светоотражающих элементов, правила расположения на одежде.
в подготовительной группе:
Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге.
Развивать мышление (обрабатывать полученную информацию, уметь подключать знания, полученные на занятиях).
Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации.
Совершенствовать знания детей о правилах езды на велосипеде и правилах пересечения проезжей части с велосипедом. Знать защитные средства.
Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.
Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.
Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.
Уметь понимать понятие одностороннее и двустороннее движение, разделительная полоса.
Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.
Показатели развития:
Дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения.
Умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях.
Сформирован навык выбрать наиболее безопасный путь к школе.
Сформирован навык воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями (автомобиль быстро передвигается, в тумане расстояние до автомобиля кажется далеким, а на самом деле близко, на скользкой дороге тормозной путь увеличивается).
Знают основные знаки и термины дорожного движения.
Данные занятия направлены на реализацию задач по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах и улицах города.
Перспективные планы составлены с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально- технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей.
Ожидаемые результаты
Образовательные
Развивающие:
Воспитательные:
Старшая группа
5-6 лет
- Владеют правилами поведения на дороге;
- Сформирован устойчивый познавательный интерес к овладению знаний ПДД;
- Сформировано сознательность отношения к своим поступкам;
- Сформирована культура поведения в процессе общения с дорогой.
Подготовительная
группа
6-7 лет
- Сформирована у детей самостоятельность и ответственность в действиях на дороге.
- Развиты познавательная активность, коммуникативные навыки.
- Развиты устойчивые навыки безопасного поведения в дорожной ситуации.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Диагностика знаний, умений и навыков детей по ПДД в конце учебного года
- Выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов
- Участие в соревнованиях.
Перспективный план работы
по обучению детей правилам дорожного движения и
безопасному поведению на дороге в старшей группе
9 НОД в старшей группе
Месяц
Цели НОД
Содержание работы
Работа с родителями
Колво
часов
Сентябрь
Мой микрорайон.
Знакомство с макетом части города, ориентировка на макете.
Сформировать способность моделировать план работы.
І. Вводная часть:
Беседа о видах транспортных средств.
ІІ Основная часть:
Работа с макетом.
Правила поведения пешеходов.
ІІІ. Заключительная часть:
Игра «Волшебная дорожка»
Игра «Паутинка»
Анкета для родителей «Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения»
1
Октябрь
Специальный автотранспорт.
Знакомство со специальным автотранспортом.
Знать функции специального автотранспорта.
І. Вводная часть:
Рассматривание картин с видами транспортных средств.
ІІ Основная часть:
Определение видов транспорта.
(водный, воздушный, наземный, подземный транспорт)
Сюжетно-ролевая игра « Путешествие на автобусе».
ІІІ. Заключительная часть:
Игра «Закончи предложение».
Игра «Кто на чём поедет».
Консультация для родителей «Советы по безопасности на дороге»
1
Ноябрь
Светофор для пешеходов. Регулируемый перекрёсток.
Неурегулированный перекрёсток.
Знакомство детей с регулированными и неурегулированными перекрёстками.
Изучить назначение сигналов светофора, научиться распознавать светофоры для водителей и пешеходов.
Развить навыки самоконтроля, умения сосредотачиваться, быть внимательным, уметь переходить улицу по зеленому сигналу светофора.
І. Вводная часть:
Беседа «Учим правила безопасности на улице».
ІІ Основная часть:
Дидактическая игра «Назови сигналы светофора».
Дидактическая игра «Чем отличаются перекрёстки».
Работа с макетом.
ІІІ. Заключительная часть:
Игра «Переходим улицу».
Памятка для родителей «Обучение детей наблюдательности на улице»
1
Декабрь
Пассажир личного транспортного средства.
Детское удерживающее устройство.
Знакомство детей с детскими удерживающими устройствами и ремней безопасности во время езды в транспортном средстве, его расположение.
І. Вводная часть:
Беседа «Едем в отпуск».
ІІ Основная часть:
Рассматривание плаката «Безопасность пассажира».
Д/и «Скажи правильно».
ІІІ. Заключительная часть:
Игра «Примерный пассажир».
Консультация для родителей «Безопасность детей в автомобиле»
1
Январь
Где можно играть?
Сформировать представление дошкольников о безопасности на улицах и дорогах.
Убедить детей в опасности проведения игр на проезжей части улицы (дороги).
І. Вводная часть:
Беседа «На дороге - не играть, не кататься».
ІІ Основная часть:
Чтение стихотворений с показом иллюстраций
«Безопасные игры».
Игра «Самокат».
ІІІ. Заключительная часть:
Игра «Транспорт и пешеходы».
Выставка рисунков «На дороге - не играть, не кататься»
1
Февраль
«Стань заметней на дороге»
Сформировать знания о поведении на дороге, о правилах движения в темное время суток.
Объяснить предназначение светоотражающих элементов.
Закрепить навыки ношения светоотражающих элементов, правила расположения на одежде.
І. Вводная часть:
Беседа «Светоотражатель – зачем ты нам?»
ІІ Основная часть:
Стихотворение «Есть у нас значок такой»
Пальчиковая гимнастика «И автобус и трамвай»
Аппликация «Фликеры для маленького человечка»
ІІІ. Заключительная часть:
Игра «Я по улице шагая»
Консультация для родителей "Светоотражатели"
1
Март
Школа пешеходных наук.
Ознакомление детей со знаками, регламентирующими движение пешеходов на перекрёстке.
Учить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.
І. Вводная часть:
Беседа «Школа пешеходных наук».
ІІ Основная часть:
Стихотворение «Через дорогу».
«Помощники пешехода».
ІІІ. Заключительная часть:
Игра «Примерный пешеход».
Игра «Найди правильный светофор».
Музыкально-спортивное развлечение «На светофоре зелёный»
1
Апрель
Выход на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства.
Знакомство детей с правилами перехода дороги в неустановленном месте.
Дать понятие детям о неожиданном выходе на проезжую часть из-за стоящего личного транспорта.
І. Вводная часть:
Беседа «Экскурсия в музей».
ІІ Основная часть:
Обучающий рассказ «Как обходить стоящий транспорт».
Работа с макетом.
ІІІ. Заключительная часть:
Игра «Знающий пешеход».
Памятка - консультация для родителей на тему: «Безопасность ребёнка на улице»
1
Май
Путешествие в страну безопасного движения.
Закрепить знания детей: о разметке дороги, видах пешеходных переходов, о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах.
І. Вводная часть:
Беседа: «Наш город».
ІІ Основная часть:
Дидактическая игра «Виды транспорта».
Подвижная игра «Собери светофор».
ІІІ. Заключительная часть:
Подвижная игра «Автомобили на улицах города».
Открытое занятие для родителей «Путешествие в страну безопасного движения»
1
9 НОД в подготовительной группе.
Месяц
Цели НОД
Содержание работы
Работа с родителями
Кол-во часов
Сентябрь
Мой город
Обучение ориентировке на макете города.
Закрепление знания правил пешеходов и пассажиров.
І. Вводная часть:
Беседа «Что такое город?», «Что такое улица».
ІІ Основная часть:
Сюрпризный момент «Лунтик в гостях».
Работа с макетом.
ІІІ. Заключительная часть:
Игра «Найди остановку».
Выставка рисунков «По дороге в детский сад»
1
Октябрь
Виды транспортных средств
Закрепление знаний детей о классификации видов транспортных средств.
Закреплять знания правил пешеходов и пассажиров.
І. Вводная часть:
Беседа «Автомашины».
ІІ Основная часть:
Коллективное составление панно «Виды транспортных средств».
Игра «Транспортное лото».
ІІІ. Заключительная часть:
Игра «Цепочка слов».
Консультация для родителей «Дети на дорогах»
1
Ноябрь
«Зачем нужен сотрудник ГИБДД?»
Дать начальное представление о работе милиционера-регулировщика.
Закрепить представление об их значении в жизни города.
І. Вводная часть:
Беседа «О работе сотрудника ГИБДД».
ІІ Основная часть:
Чтение С. Михалков «Дядя Стёпа - милиционер».
Дидактическая игра "Собери картинку".
ІІІ. Заключительная часть:
Игра «Автобус»
Консультация для родителей «Правила дорожного движения для пешеходов»
1
Декабрь
Зимние забавы.
Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения при переходе проезжей части с лыжами, санками, коньками,
повторить важность применения пешеходом световозвращающих элементов в темное время суток, показать безопасные места для зимних подвижных игр, катаний, систематизировать знания по ПДД.
І. Вводная часть:
Беседа «Особенности движения в условиях зимнего времени».
ІІ. Основная часть:
Рассказ «Волшебная горка».
Загадки о зимних забавах.
ІІІ. Заключительная часть:
Игра «Зимняя дорога».
Родительское собрание «Обучение дошкольников правилам дорожного движения в семье»
1
Январь
Дорога. Одностороннее и двустороннее движение.
Закрепление знаний детей о правилах передвижения пешеходов по улице.
Уметь понимать понятие одностороннее и двустороннее движение, разделительная полоса.
І. Вводная часть:
Беседа «Мы живём в большом, красивом городе».
ІІ Основная часть:
Наблюдение за дорогой с двусторонним движением.
Наблюдение за светофором на перекрёстке.
ІІІ. Заключительная часть:
Игра «Светофор».
Консультация для родителей «Обучение дошкольников правилам дорожного движения в семье»
1
Февраль
Дорожная азбука
(экскурсия в школу)
Закрепление знаний детей о правилах передвижения пешеходов по улице, правилах перехода дороги.
Продолжать учить ориентироваться на карте микрорайона, прослеживать маршрут пути по стрелочкам, соотносить карту с местностью.
І. Вводная часть:
Беседа с детьми на участке детского сада «Правила поведения пешеходов на улице и дороге».
ІІ Основная часть:
Рассматривание карты – маршрута «Безопасный путь в школу».
Наблюдение за пешеходами и транспортными средствами на перекрёстке.
В школе – встреча со школьниками, членами ЮИД.
ІІІ. Заключительная часть:
Возвращение в детский сад. Наблюдение, обсуждение и закрепление правил поведения на улице.
Выставка рисунков «По дороге в детский сад»
1
Март
Правила поведения на улицах города, в общественном транспорте. «Готовы ли мы стать пассажирами?».
Ознакомить детей с правилами для пешехода на проезжей части дороги. Формирование знаний поведения на остановках.
І. Вводная часть:
Беседа «Правила поведения пассажиров в общественном транспорте».
ІІ Основная часть:
Чтение литературы «Уроки вежливости».
С/р игра «Автобус».
ІІІ. Заключительная часть:
Игра «Умелый пешеход».
Памятка - консультация для родителей на тему: «Безопасность ребёнка на улице»
1
Апрель
Мы
велосипедисты.
Защитные средства.
Совершенствование знаний детей о правилах езды на велосипеде и правилах пересечения проезжей части с велосипедом.
Знать защитные средства для велосипедиста.
Развивать умение ориентироваться на макете, определяя места для катания на велосипеде.
І. Вводная часть:
Беседа «Из каких частей состоит велосипед».
ІІ Основная часть:
Загадки про велосипед.
Дидактическая игра «Назови защитные средства для велосипедиста».
ІІІ. Заключительная часть:
Игра «Едем на велосипеде».
Консультация для родителей «Правила дорожного движения велосипедистов»
1
Май
Я-примерный пешеход.
Закрепление знаний детей о правилах поведения на дорогах.
Знакомство детей с некоторыми предписывающими знаками.
І. Вводная часть:
Беседа «Что такое светофор?»
ІІ Основная часть:
Разминка «Как вы знаете правила передвижения по дороге».
Игра «Собери и назови».
.ІІІ. Заключительная часть:
Игра «Найди знаку место».
Музыкально-спортивный праздник «Азбука дорожного движения»
1
Форма работы с детьми и родителями в старшей группе
Формы работы с детьми и родителями
Содержание работы
Сентябрь
Непосредственно образовательная деятельность
Познание – Развитие конструктивной деятельности Тема: «Транспорт» - учить создавать из строительного или бросового материала знакомые виды транспорта, закрепить правила безопасности движения.
Целевые прогулки, наблюдения
Целевая прогулка по прилежащей к детскому саду улице: закрепить знания о транспорте, дорожных знаках.
Беседа
«Как работают водители»: закрепить знания о труде водителя; объяснить, почему водитель должен следить за своим здоровьем, проходить медицинскую комиссию.
Дидактические игры, упражнения
«Дорога в Изумрудный город»: закреплять знания формы, цвета, содержания дорожных знаков.
Сюжетно-ролевые игры
«Больница»: водители проходят медосмотр перед поездкой.
Игровые ситуации
«Странный водитель»: показать, что может случиться, если водитель плохо слышит или не различает сигналы светофора, уточнить, где ему могут оказать помощь.
Другие формы работы с детьми
Изготовление макета улицы, обыгрывание.
Работа с родителями
Рекомендации:
- приучайте детей говорить о месте своей прогулки: где и с кем будут играть;
- постоянно напоминайте детям, что нельзя подходить к незнакомым машинам, открывать их, брать что-то, садиться в н. Это опасно!
Октябрь
Непосредственно образовательная деятельность
Познание - Социальный мир. Тема: «Наш город» - уточнить представления о родном городе: улицы, виды транспорта, дорожные знаки; побуждать вспомнить правила культуры поведения в общественных местах.
Целевые прогулки, наблюдения
Наблюдение игр детей: обсуждение правильности выбора места игр.
Беседы, рассматривание иллюстраций
«Безопасность на улице» - закрепить знания о культуре поведения во дворе, при ходьбе по тротуару, при переходе проезжей части, на автобусной остановке, в транспорте, при езде на велосипеде.
Дидактические игры, упражнения
«Кто лучше знает свой город» - уточнить знания о родном городе и средствах передвижения по нему.
Сюжетно-ролевые игры
«Улица» - дорожное движение с перекрестком и светофором.
Игровые ситуации
«Мы идем по улице»
Двигательная деятельность
П/и «Кто быстрее соберет светофор» - упражнение в беге в разных направлениях, действии по сигналу, закрепление знания цветов и последовательности сигналов светофора.
Другие формы работы с детьми
Просмотр видеофильма.
Работа с родителями
Рекомендации:
- при переходе проезжей части обращайте внимание детей на стоящий транспорт и скрытую опасность;
- держите ребенка за руку.
Ноябрь
Непосредственно образовательная деятельность
Чтение художественной литературы. Рассказ Б.Житкова «Что я видел» - закрепить знания о правилах дорожного движения.
Познание – Развитие конструктивной деятельности. Тема: «Улица» - учить выполнять поделки из бумаги путем складывания, объединять их в общую композицию, обыгрывать, закреплять знания о ПДД.
Целевые прогулки, наблюдения
Целевая прогулка на перекресток – учить детей определять скорость транспорта, закреплять знания о ПДД.
Беседа
Тема: Правила и безопасность дорожного движения»
Дидактические игры и упражнения
«Разложи знаки по форме»; «Найди лишний по цвету, форме, содержанию»: закрепление знаний дорожных знаков.
Сюжетно-ролевые игры
«Улица» - в гараже стоит много машин разного назначения; водители берут документы у диспетчера, получают задание, заправляют машину на автозаправочной станции, возят пассажиров.
Другие формы работы с детьми
Изготовление атрибутов бензозаправочной станции для игры «Улица» (колонка, шланг, циферблат)
Работа с родителями
Рекомендации:
- при ходьбе по тротуару учите ребенка идти спокойно, рядом с взрослым, с противоположной от проезжей части дороги стороны.
Декабрь
Непосредственно образовательная деятельность
Коммуникация. Тема: «Составление рассказов по картинкам пособия «Правила и безопасность дорожного движения» - формировать навыки составления рассказа по картинке, закреплять знания о поведении на дороге.
Художественное творчество - Рисование. Тема: «Пешеходы идут по улице» - побуждать передавать впечатления от окружающего (дома, транспорт); закреплять умение рисовать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции фигуры и частей тела.
Целевые прогулки и наблюдения
Наблюдение, как взрослые переходят через дорогу с колясками и детьми: обратить внимание, что в это время нельзя отвлекаться и шалить.
Беседа
«Переходим проезжую часть улицы» - закрепить правила поведения во время перехода через дорогу по «зебре», знаку.
Сюжетно-ролевые игры
«Улица» - движение транспорта и пешеходов регулирует светофор, мамы с колясками и детьми постарше переходят улицу.
Игровые ситуации
«Будь внимательным»
Чтение
М.Ильин, Е.Сигал «Машины на нашей улице»
Другие формы работы с детьми
Просмотр диафильма «Загадки светофора»
Работа с родителями
Рекомендации:
- учите детей уступать места пожилым, женщинам, девочкам в общественном транспорте;
- приучайте вести себя в транспорте спокойно, не ходить по салону без надобности, соблюдать чистоту.
Январь
Непосредственно образовательная деятельность
Художественное творчество - Рисование. Тема: «Знаки дорожного движения» - упражнять детей в рисовании разными изобразительными материалами, передавая форму и содержание знаков; закрепить знание знаков дорожного движения.
Коммуникация. Тема: Составление рассказов по картине «Улица города» - учить составлять описательный рассказ, используя точные слова для обозначения предметов; закреплять знания о правилах движения и поведения пешеходов на улице.
Познание – Развитие элементарных математических представлений. Тема: «Куда пойдешь и что найдешь» - учить ориентироваться в пространстве в соответствии с дорожными знаками «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение».
Целевые прогулки, наблюдения
Целевая прогулка к «Орловскому кольцу» - дать понятие, что это большой перекресток, познакомить со знаком «Круговое движение»
Беседа
«Где ремонтируют машины» - уточнить знания о мастерских по ремонту автотранспорта, познакомить со знаком «Техническое обслуживание автомобилей» и игровыми действиями «осмотр машины», «закручивание гаек», «мойка».
Дидактические игры и упражнения
«Угадай, что изменилось» - побуждать видеть изменения в пространственном расположении транспорта и знаков на улице.
«Пройди и собери» - закрепить знания дорожных знаков.
Сюжетно-ролевые игры
«Улица» - движение по улице в соответствии с сигналами светофора, роль которого исполняет ребенок.
Игровые ситуации
«Как поступить» - закрепить знания действий пешеходов и транспорта при определенных сигналах светофора.
Чтение
Г.Цыферов «Сказки на колесах»
Другие формы работы с детьми
Изготовление атрибутов для настольной игры «Построй город» (дома, транспорт, деревья)
Работа с родителями
Рекомендации:
- при выезде с детьми за пределы населенного пункта обратите внимание на знаки дорожного движения.
Февраль
Непосредственно образовательная деятельность
Познание – Развитие конструктивной деятельности. Тема: «Улица» (с использованием строительных наборов, бумаги, бросового материала) – уточнить место расположения домов, зеленых насаждений, проезжей части и тротуара.
Коммуникация. Тема: Составление рассказа «Моя улица» - учить составлять последовательный рассказ по схеме, использовать имеющиеся знания о ПДД.
Целевые прогулки, наблюдения
Целевая прогулка по улице: побуждать видеть, как транспортное средство тормозит и продолжает движение по инерции (гололед)
Беседа
«Правила поведения в транспорте» - закрепить знания о культуре поведения в общественных местах: уступать место, не ходить по салону, соблюдать чистоту, самостоятельно выходить после взрослых
Дидактические игры и упражнения
«Построй город» - закрепить знания о частях улицы, движении транспорта по улицам города с выполнением поворотов и движения по кругу в соответствии с дорожными знаками.
Сюжетно-ролевые игры
«Улица» - предложить объединить с играми «Семья», «Детский сад», «Магазин»
Игровые ситуации
«Бабушка на другой стороне улицы» - упражнять в правильном поведении: не вырываться из рук мамы, не бежать навстречу бабушке
Другие формы работы
Развлечение «Светофор»
Работа с родителями
Рекомендации:
- вместе с детьми определите безопасное место во дворе для катания на лыжах, санках;
- проверьте, знает ли ваш ребенок свой адрес и фамилию, имя, отчество родителей на случай, если потеряется
Март
Непосредственно образовательная деятельность
Коммуникация. Тема: Составление рассказа по картине В.Гербовой «Случай в автобусе» - упражнять в составлении сюжетного рассказа по картине, используя личный опыт
Художественное творчество – Рисование. Тема: «Моя любимая улица» - закреплять умение изобража