Статья Как поддержать происходящие преобразования школы посредством развития сетевого сообщества.
Как поддержать происходящие преобразования школы посредством развития сетевого сообщества.
Обновление содержания образования, интеграция информационно-коммуникативных технологий, активные формы учебной деятельности, определяют новые направления деятельности педагога, ставят новые цели и задачи. В мире уже накоплено достаточно положительного педагогического опыта, успешно существующих образовательных стратегий. Наиболее эффективной в настоящее время, в процессе обмена информацией, инновациями, способствующей преобразованиям процесса обучения, считается стратегия формирования сетевых сообществ. Сетевые сообщества в значительной мере повышают профессиональный уровень учителей, способствуют более успешному обучению учеников, поднимая тем самым стандарты в образовании на качественно иной уровень (Руководство для учителя. Первый уровень. Третье издание 2015 г. стр. 173).
Сетевое сотрудничество школ, по утверждению отчетов DfES, способствует:
повышению компетентности учителей и расширению возможностей учеников;
обеспечению механизмов непосредственного обмена опытом преподавания;
обеспечению разнообразием, гибкостью и широтой диапазона возможностей, которыми не может располагать отдельно взятая школа;
развитию творческого потенциала, готовности к экспериментам и применению инновационных методов в целях повышения качества учения и преподавания;
к достижению учениками более высоких показателей.
Преобразования в сфере образовательных услуг затронули и Казахстанское образование. Процесс обучения в школах Казахстана осуществляется согласно Государственного общеобразовательного стандарта дошкольного и среднего образования в котором, одним из основных направлений рассматривается работа по повышению качества образования через обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям и через активное вовлечение педагогических кадров в обучение по уровневым программам через повышение квалификации учителей (ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ НАУК В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ).
Создание сетевых сообществ способствует обеспечению равного доступа к лучшим, инновационным образовательным ресурсам, профессиональному планированию, реализации мониторинга, направленного на усовершенствование процессов преподавания и обучения.
На успешность организации и результативность дальнейшей работы сетевого сообщества существенно влияет установление доверительных взаимоотношений между участниками сообщества Доверительные отношения формируются не сразу, а лишь в процессе плодотворной работы, направленной на удовлетворение потребностей всех участников созданного сообщества. Большое значение в этом процессе играют личные убеждения участников и общее желание реформирования процесса образования с целью повышения его эффективности и адаптации к современным глобальным экономическим и политическим условиям.
Создание сетевого сообщества школы уже на первоначальном этапе предполагает установление связей с лидерами других школ, чаще всего расположенных в одной местности, для сотрудничества и расширения сообщества. Тесное взаимодействие с которыми может осуществляться по разным вопросам, например, по развитию профессиональных навыков и обмена опытом в ведении эффективной и инновационной практики преподавания. Участие в профессиональных сетевых сообществах позволяет учителям, работающих в разных школах, разных уголках одного района, области, общаться с друг другом, решать профессиональные вопросы, реализовывать себя, повышать свой профессиональный уровень, направленный на получение качественных результатов своей деятельности.
Одним из наиболее сложных вопросов в организации школьных сетевых сообществ и более масштабных взаимодействий - это реализация лидерства, которое невозможно без поддержки со стороны администрации и директоров школ. Для успешного партнёрства и сотрудничества с другими школами необходимо убеждение в целесообразности сотрудничества всех участников образовательного процесса.
По мнению экспертов, успешность работы профессионального и сетевого сообщества школ зависит от ряда факторов. Одним из главных факторов является разработанная система управления, ясность поставленных целей, выработка принципов деятельности всех участников.
Разработанный мною план работы сетевого сообщества школы является примерным вариантом, так как в процессе практической реализации работы, как правило, требуются дополнительные изменения и корректировка.
Думаю, что запланированные мероприятия расширят горизонты процесса преобразования практики преподавания и обучения коллег моей школы. Одной из форм эффективного профессионального обучения педагогов, по моему мнению, можно назвать организацию и проведение коучингов, уроков мастер-классов. Эти мероприятие должны собрать участников профессионального сообщества с целью повышения профессионального мастерства. Оценивая результативность проведенных коучингом и уроков мастер-классов, можно будет решить следующие задачи:
повышение уровня теоретической и методической подготовки участников;
распространение и обмен опытом по решению проблем образования;
рефлексия деятельности участников в процессе собственной практики.
Организация коучинг-сессии «Взаимодействие семьи и школы в вопросах участия и подготовки творческих проектов учащихся»позволит реализовать совместный творческий потенциал участников для получения максимально возможного эффекта. Проведение коучинг сессии с приглашением родителей одаренных детей или родителей младших школьников должно быть не просто мероприятием по работе с семьей, а планомерное взаимодействие с ней. Проведенные коучинги позволят учителям и родителям обеспечить взаимодействие участников образовательного процесса на новом уровне, где учителя и родители будут находить точки соприкосновения и сотрудничества в одном из трудных вопросов совместной работы и вместе решать вопросы оказания помощи одаренным детям. В процессе этой деятельности у участников будут формироваться навыки совместной деятельности и общения. [http://fan-5.ru/entry/work-404053.php]. Как показывает практика, наиболее активно развиваются и показывают результаты учащиеся, родители которых поддерживают в них творческое начало, создают в семье благоприятные условия и климат. Как правильно заметил В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых потом вырастают и ветви, и цветы, и плоды».
Используемая литература:1. Руководство для учителя. Первый уровень. Третье издание 2015 г. стр 173.
2.ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ НАУК В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ
3. Инструктивно-методическое письмо - стр. 3, стр. 12
4. http://fan-5.ru/entry/work-404053.php
План работы профессионального сетевого сообщества
учителей 2015-2016 на учебный год
Тема:Творческие задания, как средство развития креативного мышления на уроках эстетического направления.
Направление: Обучение талантливых и одаренных приоритет развития: Использованиетворческих заданий для развития креативного мышления.
Цель: Содействие повышению профессионального мастерства педагогов школы в обучении талантливых и одарённых в рамках профессионального сетевого сообщества.
Инструменты взаимодействия: Совместные мероприятия.
Задачи:
1. Актуализировать знания участников сообщества о развитии креативности в решении творческих задач на уроках эстетического цикла.
2. Сформировать культуру взаимодействия участников сообщества, основанную на уважении, компетентности и доверии.
3. Провести серию совместных развивающих мероприятий, способствующих решению частных профессиональных
задач участников сообщества в рамках общего приоритетного направления.
4. Осуществить контроль и оценивание результатов взаимодействия педагогов в сетевом сообществе.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие профессионального сетевого сообщества в школе;
2.Формирование доверительных взаимоотношений в профессиональном сетевом сообществе;
3.Активное привлечение родителей, других социальных партнеров в образовательную деятельность школы.
4. Совершенствование системы непрерывного повышения профессионального мастерства и исследовательской культуры педагога.
5. Сетевое сообщество в школе первая ступень сетевого сообщества в городе.
№ Мероприятие Цель
Форма проведения Ресурсы Ответственные сроки Ожидаемый результат
1 Создание и развитие сетевого и профессионального взаимодействия внутри школы по теме исследования.
Объединить участников профессиональных сообществ школы, создать сетевое сообщество школы. Круглый стол «Сетевое сообщество в школе первая ступень к сетевому сообществу района» презентации, бумажные носители
Учителя 1, 2, 3 уровня. Январь Определение общих целей и выработка стратегических планов.
Создание рабочих групп: руководящей, координирующей, группы развития.
Выработка плана действий сообщества
2 Создание и проведение мониторинга – владением, участием и привлечением учителями школы ПК и ИКТ. Выявить уровень владения и применения ПК и ИКТ. Опрос, анкетирование, бумажные носители
Учителя 1, 2, 3 уровня, учителя информатики январь выявление применения и владения учителями школы ПК и ИКТ, создание условий для необходимости оказания помощи
3 Обучающие коучинги по использованию 7 модулей. Оказать методическую поддержку учителям в реализации новых подходов в обучении. Коучинг Постеры, презентации, видео
Творческая группа, учителя 2 уровня. февраль Расширение профессионального кругозора учителя
4 Планирование серии последовательных уроков с целью проведения «Исследование в действии» по проблеме Организовать методическую поддержку в проведении исследования Проведение серии уроков Бумажные носители, интернет ресурсы исследовательская литература Учителя 1,2,3 уровня март Провести экспертную оценку вносимым изменениям в педагогической практике.
5 Трансляция опыта в использовании новых подходов в обучении. Демонстрация педагогического мастерства. "Мастерская"
мастер-класс
Постеры, презентации, видео
Сертифицированные учителя 1.2,3 уровня апрель Усовершенствование процессов преподавания для достижения высоких результатов.
6 Коучинг–сессия «Взаимодействие семьи и школы в вопросах участия и подготовки творческих проектов учащихся». Оказать помощь родителям в организации взаимодействия с ребёнком в подготовке и проведении исследовательской деятельности по проектам. Коучинг Постеры, презентации, видео
Учителя 1, 2, 3 уровня. апрель Участники коучинг- сессии на практике при работе с родителями используют эффективные формы совместной работы.
7 Создание сетевого сообщества с профессиональными сообществами других школ по теме исследования. Объединить имеющиеся ресурсы для улучшения педагогической практики. Сотрудничество в профессиональном сетевом сообществе
интернет ресурсы Координирующая группа май Развитие навыков межсетевого общения, информационная и методическая поддержка учителей школ.