Возможности сервисов Google для образовательной деятельности


1Возможности сервисов Google для образовательной деятельности1.1Службы Google для образования
Google разрабатывает и предоставляет множество приложений и сервисов, доступ к которым возможен в окне любого браузера. Наиболее эффективными в образовательном процессе являются следующие сервисы Google:
Google ArtProject – интерактивно-представленные музеи мира,
Google Calendar – онлайновый календарь,
Google Docs – онлайновый офис,
Gmail – бесплатная электронная почта,
Google Knol – вики-энциклопедия,
Google Maps – набор карт,
Google Sites – бесплатный хостинг, использующий вики-технологию,
Google Translate – переводчик,
YouTube – видеохостинг /6/.
Google Apps Education Edition – это Web-приложения на основе облачных вычислений, предоставляющие студентам и преподавателям учебных заведений инструменты, необходимые для эффективного общения и совместной работы.
Службы Google для образования содержат бесплатный (и свободный от рекламы) набор инструментов, который позволит преподавателям и студентам более успешно и эффективно взаимодействовать, обучать и обучаться.
Онлайновые сервисы для ВУЗов от Google обладают рядом достоинств, что даёт возможность использовать их в любой образовательной среде, где есть сеть интернет.
Выделим основные преимущества использования Google Apps Education Edition в образовании с точки зрения пользователя:
минимальные требования к аппаратному обеспечению (обязательное условие – наличие доступа в интернет);
облачные технологии не требуют затрат на приобретение и обслуживание специального программного обеспечения (доступ к приложениям можно получить через окно веб-браузера);
Google Apps поддерживают все операционные системы и клиентские программы, используемые студентами и учебными заведениями;
работа с документами возможна с помощью любого мобильного устройства, поддерживающего работу в интернете;
все инструменты Google Apps Education Edition бесплатны /8/.
Современные компьютерные технологии позволяют студентам и преподавателям использовать для общения и работы несколько устройств: ноутбуки, компьютеры, смартфоны, мобильные телефоны и т.д. Инструменты Google Apps поддерживаются самыми разными устройствами, поэтому являются общедоступной и универсальной IT-технологией для работы в образовательной среде.
Рассмотрим основные онлайновые сервисы на основе облачных вычислений, предоставляемые Google:
Группы Google – инструмент управления групповой работы на основе форумов и списков рассылок /6/. В современном образовании на первый план выходит работа с интернет, совместная деятельность, умение вести проекты и исследования, используя интернет-среду для обучения.
С помощью Google Групп пользователи могут создавать собственные группы. Эти группы позволяют не только управлять списками рассылки и архивировать их, но и совместно работать с членами группы и общаться с ними. От других бесплатных служб для работы со списками рассылки, группы Google отличаются большими объемами для хранения информации и уникальными параметрами управления.
Каждый пользователь Gmail может иметь множество подобных групп. У преподавателя также может быть несколько учебных групп: (для каждой группы), группа учителей / преподавателей образовательного учреждения, где секретарь, заместитель Директора или сам Директор может рассылать информационные письма по поводу собраний, педагогических советов и образовательных мероприятий.
Документы Google – это бесплатный набор веб-сервисов в форме программное обеспечение как услуга, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена, разрабатываемый Google. Документы, создаваемые пользователем, сохраняются на специальном сервере Google, или могут быть экспортированы в файл. Это одно из ключевых преимуществ программы, так как доступ к введённым данным может осуществляться с любого компьютера, подключенного к интернету (при этом доступ защищён паролем) /6/. Документы Google позволяют студентам и преподавателям удаленно работать над общими документами и проектами, а преподавателям контролировать и управлять этой работой. Документы Google представляют собой онлайновый офис, который включает в себя полноценные инструменты для создания текстовых документов, электронных таблиц, наглядных пособий, PDF-файлов и презентаций, а также их совместного использования и публикации в интернете.
Google Календарь – позволяет пользователям создавать события, управлять несколькими календарями и обмениваться календарями с командами и группами. Пользователи могут просматривать свой календарь на день, неделю или месяц. Учебный план-график для студентов может быть оформлен в виде календаря, где каждый день будет поставлено несколько событий — уроков или мероприятий. Педагог может создать такой календарь для себя или группы и настроить напоминание о том или ином мероприятии на свою электронную почту или по sms на мобильный телефон. Таким образом, педагог даже может каждый день в определенное время получать sms с напоминанием его расписания на сегодня.
Календарь помогает оптимизировать все важные задачи и мероприятия, не держать их в голове, боясь, случайно о чем-то забыть.
Blogger — это веб-инструмент, с помощью которого можно быстро и легко размещать сообщения в Сети. Это лидер среди средств публикации материалов в Интернете — создание так называемых веб-блогов или блогов.
Blogger позволяет автоматизировать (и значительно ускорить) процесс размещения блогов. При этом не нужно создавать программные коды или устанавливать любое было серверное ПО или скрипты. При необходимости можно менять оформление и размещение блога.
Блоги — это мини-сайты, которые может вести обычный человек. У педагога такой блог может быть тематическим — по тому предмету, который он преподает, или авторским — где он просто делится с коллегами, учениками и пользователями сети Интернет своими мыслями, увлечениями и идеями. Ученики будут воспринимать такого педагога прогрессивным, так как блоги и сайты — это то, что они чаще всего читают в Интернете. Преподаватель сможет добавлять на блог сообщения, видео, фото, ссылки, а также предоставлять доступ к редактированию ученикам, тем самым мотивируя их к поиску интересной предметной информации для размещения на блоге /6/.
Сервис Сайты Google – это конструктор сайтов с возможностью публикации видео, изображений, документов. Цель сервиса, по словам разработчиков, – «организовать единое интернет-пространство, где пользователи будут делиться информацией». Служба Сайты Google позволяет добавлять на сайт самую разнообразную информацию – календари, видео, изображения, документы и др.; определить параметры доступа к сайту.
Google Видео – сервис, совмещающий видеохостинг пользовательских видеороликов и поисковую систему по ним. С помощью этого сервиса видеоролики можно безопасно размещать и просматривать. Для просмотра и добавления комментария не требуется никакого специального программного обеспечения, кроме обычного браузера.
Google Диск – единое пространство для хранения ваших файлов и работы с ними. Он позволяет работать над документами одновременно с другими пользователями - например, готовить совместный проект с коллегой, планировать любые события или вести учет расходов с партнерами. C помощью этого сервиса вы можете загрузить в облако и иметь постоянный доступ к любым файлам, в том числе видеороликам, фотографиям, PDF, текстовым документам и многим другим – всего 30 типов /6/.
Почта Gmail (www.gmail.com) также известна как Google Mail, представляет собой бесплатный сервис электронной почты с инновационными функциями, такими как «Просмотр цепочки», поисково-ориентированный интерфейс и большое количество дискового пространства.
Основные преимущества почты Google Mail:
Данный сервис позволяет объединить несколько почтовых ящиков под одним аккаунтом.
В письма легко прикрепляются файлы различных форматов — текстовые, табличные и графические документы.
В почте Gmail существует поиск по ключевым словам.
Можно присваивать различные «ярлыки» входящим письмам. Так, у педагога может быть несколько папок-ярлыков: «Письма от студентов», «Письма от коллег», «Идеи для уроков», «Рабочие планы, графики».
Система Gmail больше, чем все другие почтовые системы, работает над защитой своих пользователей от получения спама. Поэтому, то время, которое тратится на удаление ненужных и ошибочных мейлов, можно потратить на рабочие моменты или общения с коллегами.
Также в системе Gmail доступна функция онлайн-чата. Google Чат (Google Chat www.google.com/talk/) позволяет отправлять и получать мгновенные сообщения от друзей, родственников и коллег. Для ускорения коммуникаций со своим коллегой педагог может пригласить его в Gmail и присоединить к чату. Кроме того, возможны групповые чаты, в которых может участвовать несколько человек. Это позволяет педагогам работать определенной группой над совместным проектом и вопросом в онлайн-режиме, и даже проводить родительские собрания или внеклассные часы онлайн.
Google Chat имеет возможность подключить видео-чат и видеть своего собеседника посредством изображения, передаваемого через веб-камеру. Так же доступна функция голосового чата — когда можно услышать собеседника, но не видеть его, уже многим пользователям заменяет международные телефонные звонки.
Google Apps для учебных заведений – это настраиваемые приложения для общения и совместной работы, которые благодаря облакам позволяют избежать многих проблем, связанных с обслуживанием программного и аппаратного обеспечения.
1.2 Образовательные возможности сервисов GoogleСреда современных сетевых сервисов открывает возможность создавать учебные ситуации, в которых студенты могут овладевать компетентностями, необходимыми в 21 веке:
информационная грамотность - умение искать информацию, сравнивать различные источники, распознавать нужную информацию;
медийная грамотность - способность распознавать и использовать различные типы медиаресурсов;
организационная грамотность - способность планировать свое и время своей группы; понимание взаимосвязей, которые существуют между людьми, группами, организациями;
коммуникативная грамотность – навыки эффективного общения и сотрудничества;
продуктивная грамотность - способность к созданию качественных продуктов, использование адекватных средств, планирование.
Среда Google содержит множество инструментов, которые могут оказаться полезны для индивидуальной и совместной деятельности. Сервисы Google ориентированы на сетевое взаимодействие людей и для образования в этой среде важны возможности общения и сотрудничества. С помощью сервисов Google можно организовать различную коллективную деятельность:
создавать, совместно редактировать и обсуждать документы, таблицы, презентации, используя "Документы Google";
создавать индивидуальные и коллективные блоги и добавлять в них самые различные материалы: документы, календари, потоки из блокнотов, агрегаторов новостей и т.п.;
создавать системы персонального поиска Google, дополнять их полезными сайтами, что позволяет использовать безопасные образовательные поисковые системы;
создавать личные и коллективные блокноты Google, комментировать и классифицировать записи, открывать свои записи для общего пользования;
создавать личные агрегаторы новостей на базе Google Reader-a, подписываться на новостные потоки, классифицировать новости, публиковать общие новости в блогах;
создавать персональные календари и добавлять в них описание событий, коллективно планировать деятельность;
создавать альбомы Picasa, размещать в этих альбомах рисунки и фотографии, а затем использовать их на сайтах и блогах, связывать фотографии с картами Google;
создавать собственные учебные видео каналы и группы, использовать медиаресурсы YouTube и размещать в сети собственные видео фрагменты;
создавать Веб-сайт на Google-site и конструировать его из множества уже знакомых объектов. Добавлять на сайт документы, таблицы, календари, фотографии, видео, ленту новости и др /10/.
Постоянная практика использования новых средств приучает к новому стилю поведения, подсказывает педагогические и организационные решения учебных ситуаций. Такая совместная работа делает процесс обучения открытым для учеников, учителей и для родителей.
С помощью сервисов Google возможна реализация дистанционного обучения в ВУЗе.
Широкое внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательный процессе в ВУЗе объясняется следующими факторами:
эти технологии помогают организовать самостоятельную работу обучающихся и реализовать дистанционную поддержку обучения;
они относятся к числу личностно-ориентированных технологий и помогают преподавателю индивидуализировать процесс обучения, составить для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут;
системы обучения, построенные на базе таких технологий, имеют модульную структуру;
для современных учащихся работа в Интернете является привычной, в связи с чем они легко адаптируются к дистанционным системам обучения /12/.
В состав основных обобщающих технологий дистанционного обучения входят кейсовая технология (корреспондентское обучение), интернет-технология и телекоммуникационная технология. Основанием классификации в этом случае выступает способ доставки учебного материала обучающемуся. Первая технология подразумевает доставку обучающемуся материалов и обратную связь по почте, либо выдачу учебных материалов (кейсов) непосредственно обучающемуся. Вторая технология предполагает использование глобальной сети Интернет. В этом случае общение может осуществляться синхронно в режиме реального времени (on-line) или асинхронно в режиме отложенного времени (off-line). Телекоммуникационная технология основана преимущественно на передаче информации с помощью телевещания /12/.
При дистанционном обучении используют элементы нескольких технологий. В связи с этим следует признать, что приведенное выше деление дистанционных технологий на данном временном этапе является достаточно условным. Интернет-технологию следует признать более универсальной и предпочтительной при выборе дистанционной технологии обучения, так как без ее элементов невозможно представить реализацию двух других видов технологий.
В современных условиях оптимальным при дистанционном обучении будет выбор в качестве учебного материала электронных образовательных ресурсов, электронных лабораторных практикумов, обладающих при наличии современных локальных и глобальных компьютерных сетей таким преимуществом как мобильность в сравнении с традиционными учебными материалами.
Главная проблема, которая возникает перед разработчиками онлайн лабораторных практикумов – это создание эффективного электронного образовательного контента и предоставление этих ресурсов широкому кругу пользователей.
При проектировании онлайн лабораторных практикумов используются следующие принципы:
принцип развивающего и воспитательного характера обучения;
принцип научности и посильной трудности;
принцип сознательности и творческой активности учащихся;
принцип наглядности;
принцип доступности обучения;
принцип создания положительного эмоционального фона /12/.
Практика обучения в дистанционной форме позволяет сформулировать отличительные особенности дистанционной формы обучения:
стимулирование самостоятельного мышления, дискурса;
переход от передачи готовых знаний к самостоятельному управлению познавательной деятельности;
информационно-методическое обеспечение обучения;
центрирование на личности обучающегося;
активизация деятельности участников учебного процесса конструирования знания;
опора на формирование интеллектуальных умений — анализа, синтеза и оценки;
активизация самостоятельной познавательной деятельности;
опора на совместную групповую деятельность, обучение в сотрудничестве;
обеспечение разных уровней взаимодействия /12/.
Специфическими принципами дистанционного обучения являются следующие:
принцип системности;
принцип учета специфики предметной области обучения и контингента обучающихся;
принцип интерактивности;
принцип гибкости, маневренности всего учебного процесса и учебно-методического обеспечения;
принцип корпоративности, командного подхода к организации деятельности в сетях;
принцип информационной и психологической безопасности /12/.
Следует отметить, что технология дистанционного обучения может являться дополнением к обычному очному обучению студентов в ВУЗе и ориентирована в первую очередь на организацию самостоятельной работы студентов. При этом становятся возможными повышение производительности труда преподавателя, снятие ограничения зоны его деятельности стенами учебного корпуса вуза, предоставление возможности получения образования обучающимися в более комфортных для них условиях, реализация личностно-ориентированного обучения.
Таким образом, образовательные возможности сервисов Google мы связываем с новыми требованиями, которые предъявляются к выпускнику вуза (развитием профессиональных компетенций выпускника) и с возможностью реализации на основе данных сервисов дистанционных технологий в образовательном процессе ВУЗа.