Презентация на тему Этика в системе отношений «педагог-обучающийся», «педагог-педагог»
Этика в системе отношений «педагог-обучающийся», «педагог-педагог» Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему образования и породила особый вид общественной необходимой деятельности - профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности. Что такое этика? Этика — система норм нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы. Педагогическая этика Педагог - обучающийся Педагог - родитель Педагог - педагог 1) Педагогический оптимизм (вера в ребёнка, в его возможности, способность видеть в нём только хорошее и опираться на это хорошее в процессе обучения, а также вера в успех собственного дела).2) Профессиональный долг (умение решать конфликты, пополнение профессиональных знаний и совершенствование педагогического мастерства, требовательное отношение к себе).3) Ответственность (педагог всегда спешит оказать помощь всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции). Компоненты системы отношений «педагог – обучающийся» 4) Профессиональная совесть (осознание своего долга, ответственности перед обучающимися, поступков в соответствии с педагогическими ценностями и нормами).5) Педагогическая справедливость (объективность в отношении к любому обучающемуся, умение признавать права каждого на уважение его личности; отсутствие деления обучающихся на «любимчиков» и «нелюбимых»).6) Профессиональная честь (она определяет нормы поведения и принуждает в нестандартных ситуациях вести себя соответственно своему социальному статусу и профессии). Компоненты системы отношений «педагог – обучающийся» Моральные принципы педагогического общения Они представляют собой одну из форм этического сознания педагога. Это принципы:- ненасилия;- уважения труда познания обучающегося ;- уважения неудач и успехов обучающегося ;- оптимальной требовательности и уважения;- опоры на положительное в обучающемся;- компромиссности спорных решений. 10 наиболее распространённых нарушенийв этике поведения педагога на учебном занятии 1. Обращение к обучающемуся не по имени, а по фамилии.2. Отсутствие извинения в адрес обучающегося в случае своей оплошности.3. Приказной, административный характер просьб педагога, без приглашающих интонаций, без слова «пожалуйста».4. Невнимание к ответу обучающегося (прерывание его речи, беседа с другими во время ответа).5. Постановка обучающегося в неудобное, унизительное положение на занятии.6. Сравнение обучающегося с другим, а не с самим собой.7. Неумение выразить веру в обучающегося.8. Отсутствие доброжелательности к обучающемуся, нежелание педагога расценить его поступок в благоприятном для него смысле.9. Неумение признать взрослость обучающегося, его право на другое мнение.10. Неудачи обучающегося в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности. «Важные слова» в работе педагога Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно».Четыре важных слова: «А как ты считаешь?»Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».Два важных слова: «Искренне благодарю».Важнейшее слово: «Мы». Упражнение «Другой ракурс» Коля – трусТоля – хилыйИгорь – лентяйОля – выскочкаДима – толстыйЛёва – нытикАня – глупая Задание: смягчить данные высказывания. Взаимоотношения с коллегами основываются на признании профессионализма, интересе и совместной деятельности для достижения лучших результатов, корректном общении, уважении чужой точки зрения. Для благоприятного климата в коллективе необходимо обеспечивать педагогам условия для профессионального роста, удовлетворять потребности, вырабатывать совместные решения. Система отношений «педагог – педагог» Принципы функционирования педагогического коллектива 1) Слаженность и сплоченность педагогического коллектива.Общие согласованные действия педагогов является залогом эффективного достижения коллективом профессиональных целей. Однако коллектив образуют люди, разные по специальности, возрасту, уровню образования, общей культуры и т.д. Часто некоторые педагоги ставят чрезмерно высокие притязания, проявляют повышенный гонор, фанатичный настрой, что не способствует реализации принципа слаженности и сплоченности педагогического коллектива. 2) Атмосфера терпимости в жизни педагогического коллектива.Педагоги могут иметь разные политические взгляды, принадлежать к разным религиозным верованиям и т.п. Это обязывает терпеливо относиться к различным темпераментам и характерам, их недостаткам, необходимости принимать их такими, какие они есть, ценить индивидуальность, неповторимость, уникальность каждого. Принципы функционирования педагогического коллектива Принципы функционирования педагогического коллектива 3) Атмосфера доброжелательности, чуткости, тактичности.Этот принцип способствует гармонизации отношений в коллективе, что проявляется в эффективности его деятельности, создании атмосферы, в которой педагог имеет возможность максимально проявить себя как профессионал и как личность. Идеальный педагог Любовь к делу Любовь к детям Вера в человека Терпеливость Оптимизм Сдержанность Душевная щедрость Требовательность Тактичность Самообладание Справедливость Общительность Ответственность Моральные качества Активная жизненная позиция С.Л. Соловейчик «Педагогика для всех» Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: «Мне послан ребенок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он так же призван к жизни, как и я, это нас объединяет - мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди; я его принимаю, как всякого любого человека. Я принимаю ребенка... Я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю, принимаю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его люблю. Я люблю его, и я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своем». Спасибо за внимание!