Конспект занятия с ИД Космическая Одиссея для старшей группы


Конспект занятия с интерактивной доской«Космическая Одиссея»
педагога-психолога МБДОУ №264 Жариковой Марии Николаевны
(старшая группа)
Цель: формирование у детей научной картины мира,ознакомление детей с космосом, Солнечной системой, развитие любознательности и познавательных интересов.
Задачи:
Развитие свойств произвольного внимания и памяти: развитие навыков сопоставления, сличения зрительных образов.
Развитие логического мышления: анализа и синтеза, создания целого из частей.
Развитие мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации.
Формирование навыков самостоятельной работы– навыка активного контроля.
Закрепление навыков прямого счета до 10.
Повышение интереса детей к исследованию космоса.
Развивать у детей чувство композиции: учить гармонично размещать детали на листе бумаги, создавать красивую композицию.
Активизация словаря: солнечная система, планеты, спутники, названия планет: Земля, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Материалы к занятию: демонстрационный макет солнечной системы, игры в программе к ИД «Программное обеспечение IQBoard», билеты и соответствующие обозначения на стульях, задания «Соедини по точкам», цветные карандаши, простой карандаш для каждого ребенка, клей, ватман.
Ход занятия
- Сегодня мы с вами будем готовиться к отправлению в настоящую космическую одиссею! Ребята, кто знает, что такое одиссея? (ответы детей)
-Правильно, (имя), одиссея – это приключение, итак, мы отправимся в космос, но для начала нужно подготовиться. Расскажите, что вы знаете о космосе? (ответы детей)
Игра «Что правильно» (наИД появляются изображения к заданию, правильный вариант скрыт за шторкой)
-Ребята, посмотрите на доску, перед нами две картинки, на одной изображен верный ответ, на другой – неправильный. Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы по очереди будете выбирать ответ, потом мы проверим и отодвинем шторку. За правильный ответ вы получаете билет.
- Как можно попасть в космос? (на ракете или на подводной лодке)
- Как правильно дышать в космосе? (в скафандре или без скафандра)
- Как называется наша планета? (Земля или Сатурн)
- Как выглядит наша планета из космоса? (фото земли или мифическое представление 3 слона на черепахе)
- Вокруг чего вращается наша планета? (Солнце или Сатурн)
- Когда видно звезды? (днем или ночью)
Дидактическая игра «Найди одинаковые ракеты»
На ИД появляются картинки с заданием.
-Но чтобы отправиться на эту планету, мы должны разбираться в ракетах. Посмотрите, как их много. Найди одинаковые ракеты.
- Ракеты готовы к старту. Но наша ракета высокая, нам нужно подняться, чтобы попасть внутрь. Каждый из вас получил билетик, он цветной и красивый, посмотрите внимательно на свой билетик. На наших стульях такой же рисунок, как и на билетах. Найдите каждый свое место глазками, садимся на свои места.
- Рассказ о солнечной системе по макету.
Закрыли глаза. (включаем музыку). Опустили руки на колени. Представим себе, что мы на огромной ракете улетели далеко-далеко от Солнца. Так далеко, что Солнце уже кажется нам не большим жёлтым блином, а просто очень яркой звездой. И вот эта яркая звезда медленно, величаво плывет в космосе на фоне ещё более далеких звезд.
Открыли глаза. Посмотрите вокруг! Как здесь красиво! Мы с вами в космосе! (проецируем на стену изображения при помощи проектора)
Перед нами Солнечная система. Присмотримся теперь к Солнцу внимательно. Вблизи него можно разглядеть несколько крохотных планет. Они сопровождают Солнце, обступив его со всех сторон.
Если бы мысмотрели на них в телескоп, то каждая планета была бы видна «ломтиком», как маленькая Луна. Потому что это не огненные шары, как все звезды, а темные твердые каменные шары, планеты освещенные Солнцем. Скажем вместе, как называются каменные шары, освещенные солнцем – ПЛАНЕТЫ,
Одни из них ближе к Солнцу, другие дальше от него. Среди них и наша Земля. Планеты сами не светятся. Они «светят» только потому, что горит Солнце. Потухнет Солнце – сразу же потухнут и все планеты.
Посмотрим, как планеты движутся. Все они вращаются вокруг Солнца. Но отсюда, издалека, кажется, что они идут страшно медленно; можно подумать, что они стоят.
Шустрая планета Меркурий за год успела обежать вокруг Солнца четыре раза. Планета Венера – более степенная, она обошла Солнце только два раза. Планета Земля – один раз. Ленивый Марс прошел всего половину круга. Остальные - и того меньше.
Ни одна планета никогда не столкнется с другой. У каждой в космосе свой путь, свой круг – этот круг называют орбита. Скажем вместе, круг, который проходит планета вокруг солнца называется – ОРБИТА.
Ни одна планета никогда не уйдет от Солнца. Все они навеки связаны с Солнцем. Все они одна дружная семья. Порядок в семье образцовый. Солнце – глава семьи. И поэтому семья планет называется Солнечной системой. Скажем вместе, СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА.
-Дети, давайте найдем самую большую планету (самую маленькую планету, самую близкую к Солнцу, самую далекую от Солнца, планеты рядом с нашей, планету с кольцами), как эта планета называется?-Долго оставаться в открытом космосе нельзя. Нам нужно вернуться в ракету. (Возвращаемся к ИД)
НаИД появляется фото Юрия Гагарина.
- Ребята, кто это? (ответ детей) А кем был Юрий Гагарин? (ответы детей)
Игра «собери картинку»,наИД появляются составленные из частей изображения: ракета, Земля, Сатурн.
- Что это? (ракета, Земля, Сатурн или планета) Верно.Собери картинку из отдельных частей. Ребенок выполняют.
Упражнение «Моя планета» задаем вопросы детям:
- Мы с вами сегодня разговаривали про планеты солнечной системы. А теперь давайте придумаем свою планету, на поиски которой мы и отправимся в космос.Как вы думаете, какая будет наша планета, не похожая на другие:
Какая наша планета (большая или маленькая, холодная или теплая, какого цвета, живет ли на ней кто-нибудь)
Кто живет на ней? (какие они, добрые или злые, что они любят делать, что отличает их от жителей нашей планеты). Сейчас каждый из вас будет говорить по одному предложению.
Как мы ее назовем?
Итак, у нас получилась такая планета: (из ответов детей составляем рассказ)
«Самомассаж ладоней и пальчиковая гимнастика с карандашом»
-Теперь подойдите к столам и каждый возьмите простой карандаш. Соедините ладони пальцами вперед. Карандаш должен находиться в вертикальном положении между ладонями. Медленно потрите ладошки. А теперь быстрее, а теперь быстро-быстро. Берем карандаш указательным и большим пальцами ведущей руки – идем пальчиками вниз, а теперь вверх.
-Садитесь за столы, перед вами листочки бумаги (приложение 1). Посмотрите, что на нем? Давайте соединим точки по порядку от 1 до 10 и посмотрим, что получилось.
-Это ваша ракета, на которой вы и отправимся домой. Давайте её раскрасим цветными карандашами. А теперь аккуратненько оборвем края, чтобы не задеть саму ракету.
- Смотрите, какая большая ракета у меня здесь (на ватмане нарисована ракета ч/б), вот сюда вы сейчас приклеите свои ракеты. Хорошо, а теперь пальчиками и красками раскрасим нашу общую ракету.
-Посмотрите какая ракета у нас получилась!!! Теперь мы почти готовы к полету.
Игра «Настоящий космонавт»
Встаньте в круг, возьмитесь за руки, закройте глазки. Учимся правильно дышать – вдох-выдох, вдох-выдох. А теперь поучимся вместе одновременно двигаться. Почувствуйте, как бьется ваше сердце: тук- тук, тук-тук. Шаг вперед – тук, шаг назад – тук.Шаг вперед – тук, шаг назад – тук. Открыли глазки, посмотрели друг на друга. Улыбнулись.
- Ребята, что мы сегодня нового узнали? Что вам больше всего понравилось? Что было сложнее всего?
Литература:
1.Скоролупова О.А. «Покорение космоса», 2-е изд. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003, 80с.
2.Щаднева М.Е., Посевина Г.Д. «Астрономия для малышей. От идеи до воплощения», Ростов-на-Дону, 2010, 44с.

Приложение 1. «Соедини по точкам»