Из опыта работы школы по теме Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС второго поколения
Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС второго поколения
Туева Ирина Александровна, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №3 п.Переволоцкий».
Наше образовательное учреждение – стало реализовывать ФГОС НОО с 1 сентября 2010–2011 учебного года. Основным документом, регламентирующим данную деятельность, является разработанная в школе основная образовательная программа начального общего образования.
Мы начали с того, что определили одну из приоритетных задач современной школы: создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.
Именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности, так как в это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.
Главное при этом осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Под понятие внеурочной деятельности попадают все те виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и их социализации.
В новом стандарте внеурочная деятельность рассматривается в 2 планах. Во первых – как сфера индивидуализации образования. Сфера, где ребенок может выстроить свои образовательные траектории. А во вторых – как важнейшая сфера воспитания.
При составлении учебного плана перед нами встал вопрос: кто должен вести занятия по ВД?
Это могли бы быть педагоги ДО. Они подходят к данному процессу именно с позиции развития ребенка, а не обучения. Действительно, учреждения ДО обладают значительным потенциалом в организации внеурочной деятельности, обеспечивая вариативность и наличие широкого спектра занятий по каждому из ее направлений.
Возможно, учителя старших классов, они шире и глубже видят предмет.
Может учитель начальных классов выберет одно направление и будет работать в этом направлении с классом до окончания 4 класса.
В 1 экспериментальном классе занятия по ВД проводили: учитель начальных классов, который одновременно являлся и кл.руководителем, учитель физ-ры, психолог и воспитатель. Однако такое разнообразие продолжалось только 1 год и уже со следующего года занятия по ВД проводил учитель начальных классов и психолог школы. Первая модель организации ВД не «прижилась» из-за сокращения количества часов в 2 раза, а при организации второй модели мы посчитали, что в 1 классе это целесообразно, т.к. это приводит к успешной адаптации первоклассников и глубокому знакомству педагога с детьми.
Но проанализировав нашу работу, проведя анкетирование и детей и педагогов, мы пришли к выводу, что ученики воспринимают внеурочную и урочную деятельность одинаково. Они видят одного и того же педагога, знают его требования и не видят разницы между уроком и внеурочкой, несмотря на то, что на внеурочные занятия они всегда переодевались, и занимались вне класса (на улице, в игровой комнате, в актовом или спортивном зале).
Мы обратились за помощью к педагогам ДО и тем самым разнообразили и направления ВД, и повысили интерес обучающихся к занятиям. Ну и, конечно же, нельзя не отметить еще один плюс при такой организации – часы по ВД данных педагогов выделялись из ДО, т.к. в школьном БУП сократилось кол-во часов, отводимых на ВД.
Базисный учебный план выделял основные направления внеурочной деятельности в 2010 -11 г.г.:
Спортивно-оздоровительное.
Художественно-эстетическое.
Научно-познавательное и общественно-полезная деятельность.
Военно-патриотическое.
Проектная деятельность.
Базисный учебный план выделяет основные направления внеурочной деятельности в настоящее время:
Спортивно-оздоровительное.
Общекультурное.
Общеинтеллектуальное.
Духовно-нравственное.
Социальное.
Согласно рекомендациям, полученным на курсах по введению ФГОС, школа могла выбрать только те виды деятельности, которые можно было организовать с учётом интересов школьников.
Поэтому внеурочная деятельность организована в нашей школе с учетом:
– специфики образовательной деятельности школы;
– кадровых возможностей для обеспечения внеурочной деятельности;
– запросов родителей как основных заказчиков образовательных услуг.
Рабочей группой нашей школы по внедрению ФГОС нового поколения были разработаны программы по рекомендуемым направлениям.
Программы внеурочной деятельности направлены на разностороннее развитие обучающихся. Оно возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка.
Главные идеи программ заключаются в:
– формировании культуры общения обучающихся, осознание обучающимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
– передаче обучающимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;
– воспитании стремления обучающихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.
Перед вами программы, обеспечивающие направления внеурочной деятельности. Из таблицы видно, что набор программ в каждом классе различен.
Внеурочная деятельность (1 класс)
Спортивно-оздоровительное направление
1 час
15 чел
«Шахматная школа»
Школьный кружок
Социальное направление
1 час
11 чел
«Моя первая экология»
Школьный кружок
Общекультурное направление
1 час
10 чел
«Палитра детских голосов»
Школьный кружок
Час общения
1 час
29 чел
Внеурочная деятельность (2 класс)
Социальное направление
1 час
14 чел
«Юный турист: изучаю родной край»
БУП
Общекультурное направление
1 час
10 чел
«Палитра детских голосов»
Школьный кружок
Общеинтеллектуальное направление
1 час
18 чел
«Занимательная математика»
БУП
Час общения
1 час
18 чел
Внеурочная деятельность (3 класс)
Социальное направление
1 час
15 чел
«Мир вокруг нас»
БУП
Общекультурное направление
1 час
10 чел
«Палитра детских голосов»
ЦДТ
Общеинтеллектуальное направление
1 час
19 чел
«Занимательная математика»
БУП
Час общения
1 час
19 чел
Внеурочная деятельность (4 класс)
Социальное направление
1 час
17 чел
«Я познаю мир»
Школьный кружок
Общекультурное направление
1 час
10 чел
«Палитра детских голосов»
ЦДТ
Общеинтеллектуальное направление
1 час
17 чел
«Занимательная математика»
БУП
Час общения
1 час
17 чел
Духовно-нравственное направление
1 час
(3 и 4 кл. вместе)
15 чел
«Основы православной культуры»
Школьный кружок
Внеурочная деятельность (5 класс)
Общекультурное направление
1 час
15 чел
«Палитра детских голосов»
БУП
Спортивно-оздоровительное направление
1 час
15 чел
«Основы туризма и краеведения»
БУП
Общекультурное направление
3 часа
15 чел
«Литературная гостиная»
ЦДТ
Проектная деятельность проходит через все направления.
Особое внимание в организации внеурочной деятельности в 5 классе уделяется реализации программ художественно-эстетической направленности. Содержание их деятельности направлено на формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности. Это направление представлено программами «Литературная гостиная», «Палитра детских голосов».
Немаловажным для заказчиков образовательных услуг является привлечение обучающихся к занятиям спортом, туризмом. Это направление внеурочной деятельности для 5-классников представлено программами: «Основы туризма и краеведения», «Волейбол». Эти программы выполняют задачу развития двигательной активности, формирования у детей навыков здорового образа жизни, ориентирования, становления характера.
Все занятия проходят во второй половине дня.
Из огромного количества инновационных форм мы избрали лишь немногие (формы: кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практическая конференция, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д.), т.к. считаем, что не имеет принципиального значения число используемых форм, а имеет значение использование таких форм, которые включают обучающихся в процесс добывания знаний и развития мышления, которые раскрывают способности детей, помогают приобретать уверенность в себе.
В целом, анализируя промежуточные результаты внеурочной деятельности, педагоги обозначили факторы, способствующие достижению запланированных результатов. Это заключается в следующем:
1. Все виды внеурочной деятельности, организуемые в рамках ФГОС, предоставляют обучающимся возможность участия в широком спектре занятий по различным направлениям.
2. Реализуемые программы ориентированы на воспитательные результаты.
Проведенный опрос педагогов по организации внеурочной деятельности показал, что учителя начальных классов, наряду с позитивными результатами апробации новой системы внеурочной деятельности в условиях ФГОС, отмечают и необходимость совершенствования уровня своих методических знаний и подходов к данной деятельности.
Мы пришли к выводу, что успешность в организации внеурочной деятельности во многом может зависеть от уровня развития воспитательной системы в образовательном учреждении, от наличия в школе социальных партнеров, и, конечно, от целенаправленного творческого взаимодействия учителей, учеников и других субъектов воспитания.
Мы уверены, что только многообразие видов деятельности и включение ученика в систему позитивных отношений с окружающей действительностью сможет выявить и развить индивидуальные особенности каждого ученика и привести к успешной социализации личности.
В целом сегодня родители наших учеников начальной школы удовлетворены результатами участия детей во внеурочной деятельности и отмечают, что тревога за физическую перегрузку, которая изначально присутствовала у родителей, на данный момент исчезла.
В процессе работы явно вырисовываются основные проблемы внеурочной деятельности:
1. Недостаточная оснащенность школы медиасредствами.
2. Удаленность от учреждений ДО, дающих расширение круга возможностей. Это позволило бы интегрировать воспитательный, социализирующий потенциал на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования.
3. Отсутствие образовательной инфраструктуры, необходимой для организации внеурочной деятельности (наличие специальных помещений, специального оборудования, методического и дидактического оснащения).
Но, несмотря, ни на что, мы стараемся использовать все, что нас окружает, внедряем в свою внеурочную деятельность формы и методы, порожденные новым временем, и сохраняем многолетние традиции воспитательной системы нашей школы. Стараемся дать хороший эмоциональный настрой, помочь с первых же дней пребывания в школе маленькому ученику почувствовать школу родной. А самое главное – чтобы он почувствовал себя сопричастным к тому, что в этой школе происходит. Мы считаем, что активное, деятельное включение ребенка в жизнь с первого дня значительно сокращает адаптационный период, создает лучшие условия для возникновения мотивации обучения.
Самое главное при организации внеурочной деятельности нужно помнить, что во-первых, занятия должны проходить в отличной от урока форме, вне аудиторно. Во-вторых, при неправильной организации возрастёт нагрузка на детей, что вызовет недовольство родителей и всяческие попытки избежать занятий внеурочной деятельностью. В-третьих, если педагоги будут опираться только на привычные авторитарные и вербальные методы, которые противопоказаны во внеурочной деятельности, они столкнутся с детской усталостью и депрессивностью, что усилит профессиональное выгорание самих же учителей.
В заключении мне хотелось бы ещё раз сказать, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности должна создаваться своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов.
Каждый ребенок индивидуальность, требующая особого подхода. Мастерство педагогов, родителей, вера в возможности каждого ученика способствует многогранному развитию личности ребенка. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.
Таким образом, внеурочная деятельность является инновационной составляющей ФГОС второго поколения.
15